БАЙ, НАТАЛИ

БАЙ Натали (Nathalie Baye), актриса французского театра и кино. Родилась 6 июля 1948-го года в Мэнневиль, на юге Франции в семье художников и поначалу имела лишь одну привязанность  — танец. После частных уроков у некой русской балерины из Ниццы в возрасте 17 лет Натали  в одиночку отправляется учиться  танцу в Нью-Йорк. Там график  её график жизни — по 6 часов ежедневной работы у балетного станка, поиски возможности выступать на сцене, а потом и первое турне по стране в составе труппы Harkness Ballet. По возвращению на родину со всей очевидностью обнаруживается, что Франция — «не танцевальная страна», а потому после окончания актёрских курсов Симона Натали оказывается в Консерватории драматического искусства, где её друзьями и коллегами становятся Андре Дюссолье, Жак Вийере, Жан-Франсуа Бальмер и Жак Вебер.  Ещё в студенческие годы успехи на актёрском поприще привели Натали в кино. И вот, первая роль — в комедии «Прекрасное лето Фаустины» (1972) с Изабель Аджани. Через два года Бэй уже снимается у Франсуа Трюффо в комедии «Американская ночь», получившей «Оскар» за лучший иноязычный фильм 1973 года. Во второй половине семидесятых Натали Бэй продолжала работать у французских классиков. Сначала у Трюффо в «Мужчине, который любил женщин» (1977) и в «Зелёной комнате». А затем у Жан-Люка Годара в романтической драме «Каждый за себя» (1979), которая принесла Натали её первый «Сезар» — за лучшую женскую роль второго плана.

Восьмидесятые стали очень важным периодом для актрисы. Именно в это десятилетие она смогла показать всю многогранность своего таланта. Натали работала на таких разножанровых картинах, как психологическая драма «Странное дело» (1981) с Мишелем Пикколи, криминальный триллер «Баланс» (1982), романтическая драма «Возвращение Мартина Герра» (1982) с Жераром Депардье, психологическая драма «Я замужем за тенью» (1982), трагикомедия «Наша история» (1984) с Аленом Делоном и криминальная драма «Детектив» (1985), поставленная Жан-Люком Годаром.

Бай становится лучшей на курсе, следует несколько театральных работ, а дебютирует она в кино, конечно же, в американском фильме «Двое» Роберта Уайза, где её партнером выступает Питер Фонда. По настоящему же рассмотрел талант молодой актрисы всё тот же ФрансуаТрюффо, известный специалист по «путевкам в жизнь» для начинающих исполнительниц – в картине «Американская ночь». Уже на следующий год она появляется в «Открытой пасти» Мориса Пиала, на съёмочной площадке которой встречается с Филиппом Леотаром — он станет спутником жизни актрисы на несколько последующих лет. Многообещающий дебют позволяет молодой актрисе сниматься у таких интересных авторов, как Марко Феррери, Ален Кавалье и Клод Соте, однако эти роли не позволяют ей ни «раскрыться», ни сформулировать экранное амплуа — можно лишь заметить, что везде она достаточно сильная умная женщина, однако с непростым характером и явной склонностью к определенным излишествам. Настоящую первую «звёздную» роль предлагает тот же Франсуа Трюффо в нетипичной для него «Зеленой комнате», а замыкает её первую кинодекаду ещё одна работа у бывшего «нововолниста» — «Спасай, кто может (жизнь) Жана-Люка Годара.

Начало 80-х знаменуется целым рядом разнообразных ролей — актриса играет пугливую гувернантку в «Неделе отпуска» Тавернье, беспокойную документалистку в «Короткой памяти» Де Грегорио и трогательную провинциалку у Горетта. Натали впервые появляется в дорогой костюмной ленте, собравшей множество исполнителей первого ряда («Возвращение Мартина Герра»), и знакомится с Бертраном Блие, снявшись в блестящем «Отчиме». Однако лишь новаторский полар Боба Свема «Стукач», где Бай вместе с Ришаром Берри воплощают на экране классический тандем из «чёрных фильмов» полицейский-проститутка — приносит актрисе единственный пока что Сезар за лучшую женскую роль. Вскоре Блие вновь обратится к актрисе, использовав её в так называемом «контр-амплуа» — в «Нашей истории» находящийся «на пике формы» режиссёр-экспериментатор предложил и ей, и Алену Делону совершенно нетипичные для них роли. Фильм получился интересным, но «не прозвучал», в отличие от последовавшего вскоре годаровского «Детектива». Годар довольно иронично переосмыслил «чёрный жанр», фильм наделал шуму в Канне и стал — что нетипично для режиссёра-нонконформиста — успешным кассово, не говоря уже о неожиданном «продолжении»: по окончанию съёмок Бай вышла замуж за певца и актера Джонни Холлидея, а вскоре у них родилась дочь (сейчас — актриса Лора Смет). Актриса не воспользовалась резко возросшим вниманием к своей персоне и сосредоточилась на театре – не в ущерб кинематографической карьере.  До сих пор Натали Бай одна из самых востребованных актрис французского кино.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1972 — «Двое» (Two people), реж. Роберт Уайз
1972 — «Фаустина и жаркое лето» (Faustine et le bel été), реж. Н. Компанеец
1973 — «Американская ночь» (LA NUIT AMERICAINE), реж. Франсуа Трюффо
1974 — «Открытая пасть» (LA GUEULE OUVERTE), реж. Морис Пиала
1974 — «Пощечина» (LA GIFLE), реж. Клод Пиното
1974 — «Праздничный день» (UN JOUR LA FETE), реж. Пьер Сиссер
1975 — «Свадебное путешествие» (LE VOYAGE DE NOCES), реж. Надин Трентиньян
1975 — «Последняя женщина» (LA DERNIЕRE FEMME), реж. Марко Феррери
1976 — «Полный бак» (LE PLEIN DE SUPER), реж. Ален Кавалье
1976 — «Мадо» (MADO), реж. Клод Соте
1976 — «Торжественное причастие» (LA COMMUNION SOLENNELLE), реж. Рене Фере
1977 — «Мужчина, который любил женщин» (L’HOMME QUI AIMAIT LES FEMMES), реж. Франсуа Трюффо
1977 — «Месье папа» (MONSIEUR PAPA), реж. Филипп Моннье
1978 — «Зеленая комната» (LA CHAMBRE VERTE), реж. Франсуа Трюффо
1978 — «Моя первая любовь» (MON PREMIER AMOUR), реж. Эли Шураки
1979 — «Короткая память» (LA MEMOIRE COURTE), реж. Эдуардо де Грегорио
1980 — «Я сломаюсь» (JE VAIS CRAQUER), реж. Франсуа Летеррье
1980 — «Спасай, кто может (жизнь)» (SAUVE QUI PEUT (LA VIE)), реж. Жан-Люк Годар
1980 — «Неделя отпуска» (UNE SEMAINE DE VACANCES), реж. Бертран Тавернье
1981 — «Провинциалка» (LA PROVINCIALE), реж. Клод Горетта
1981 — «Отчим» (BEAU-PERE), реж. Бертран Блие
1981 — «Красная тень» (L’OMBRE ROUGE), реж. Жан-Луи Комолли
1981 — «Странное дело» (UNE ЕTRANGE AFFAIRE), реж. Пьер Гранье-Деферр
1982 — «Возвращение Мартина Гера» (LE RETOUR DE MARTIN GUERRE), реж. Даниэль Винь
1982 — «Стукач» (LA BALANCE), реж. Боб Свем
1983 — «Я вышла замуж за тень» (J’AI ЕPOUSЕ UNE OMBRE), реж. Робин Дэвис
1984 — «Наша история» (NOTRE HISTOIRE), реж. Бертран Блие
1984 — «Берег правый, берег левый» (RIVE DROITE, RIVE GAUCHE), реж. Филипп Лабро
1985 — «Детектив» (DЕTECTIVE), реж. Жан-Люк Годар
1985 — «Племянник Бетховена» (Beethoven’s Nephew), реж. Пол Морриси
1985 — «Медовый месяц» (LUNE DE MIEL), реж. Патрик Жамен
1987 — «Усталая война» (DE GUERRE LASSE), реж. Робер Энрико
1988 — «Не со зла» (ЕN TOUTE INNOCENCE), реж. Ален Жоссуа
1989 — «Игра в убийство» (GIOCO AL MASSACRO), реж. Дамиано Дамиани
1990 — «Такова жизнь» (LA BAULE-LES-PINS), реж. Диана Кюри
1990 — «Уик-энд на двоих» (UN WEEK-END SUR DEUX), реж. Николь Гарсия
1991 — «Дело Уоллрэффа» (L’AFFAIRE WALLRAFF), реж. Бобби Рот
1992 — «Голос» (LA VOIX), реж. Пьер Гранье-Деферр
1993 — «Ложь» (MENSONGE), реж. Франсуа Марголин
1993 — «Франсуа Трюффо, украденные портреты» (FRANСOIS TRUFFAUT, PORTRAITS VOLЕS, док.), реж. Серж Тубиана и Мишель Паскаль
1994 — «Машина» (LA MACHINE), реж. Франсуа Дюпейрон
1994 — «Солдаты надежды» (LES SOLDATS DE L’ESPЕRANCE), реж. Роджер Споттисвуд
1996 — «Дети мерзавца» (ENFANTS DE SALAUD), реж. Тони Маршалл
1998 — «Папарацци» (PAPARAZZI), реж. Ален Берберян
1998 — «Пища любви» (FOOD OF LOVE), реж. Стивен Полякофф
1998 — «Раз я тебя люблю… поберегись» (SI JE T’AIME… PRENDS GARDE А TOI), реж. Жанна Лабрюн
1999 — «Салон красоты «Венера»» (VЕNUS BEAUTЕ (INSTITUT), реж. Тони Маршалл
1999 — «Порнографическая связь» (UNE LIAISON PORNOGRAPHIQUE), реж. Фредерик Фонтейн
2000 — «Завтра будет лучше» (СA IRA MIEUX DEMAIN), реж. Жанна Лабрюн
2000 — «От Матфея» (SELON MATTHIEU), реж. Ксавье Бовуа
2000 — «Барни и его маленькие неприятности» (BARNIE ET SES PETITES CONTRARIETES), реж. Брюно Шиш
2001 — «Совершенно невероятный» (ABSOLUMENT FABULEUX), реж. Габриэль Агион
2002 — «Поймай меня, если сможешь» (Catch me if you can), реж. Стивен Спилберг
2002 — «Цветок зла» (LA FLEUR DU MAL), реж. Клод Шаброль
2003 — «Чувства» (LES SENTIMENTS), реж. Ноэми Львовски
2003 — «Франс Бутик» (FRANCE BOUTIQUE), реж. Тони Маршалл
2003 — «Жизнь в ожидании тебя» (UNE VIE A T’ATTENDRE), реж. Тьерри Клифа
2004 — «Один остается, другой уходит» (L’UN RESTE, L’AUTRE PART), реж. Клод Берри
2005 — «Юный лейтенант» (LE PETIT LIEUTENANT), реж. Ксавье Бовуа
2006 — «Не говори никому» (Ne le dis à personne), реж. Гийом Кане
2006 — «Калифорния» (La Californie), реж. Жак Фиеши
2006 — «У моего сына есть я» (Mon fils à moi), реж. Martial Fougeron
2007 — «Мишу из Д’Обера» (Michou Auber), реж. Тома Жилу
2007 — «Актёр» (Acteur), реж. Жослен Куиврин
2007 — «Цена которую надо платить» / «Нет секса — нет денег» (Le prix à payer), реж. Александра Леклэр