Бельмондо,-Жан-Поль

БЕЛЬМОНДО, ЖАН-ПОЛЬ

БЕЛЬМОНДО (Belmondo) Жан-Поль – актёр французского театра и кино. Родился 9 апреля 1933 года, в пригороде Парижа (Нейи-сюр-Сен), один из двух сыновей в семье художницы и скульптора Поля Бельмондо. После беспокойных школьных лет (пришедшихся на военное время и переезд из родного дома в Эльзас) подросший Жан-Поль увлёкся спортом (футболом и боксом). В то же время его притягивало клоунство, он был непоседа и любил смешить  приятелей. Это не прошло бесследно и в 1950 году Бельмондо поступил в Парижскую консерваторию на отделение драматического искусства. После своеобразного дебюта в начале 50-х (в роли Принца в спектакле «Спящая красавица», с которым труппа выступала в парижских больницах) он готовится к поступлению в Консерваторию в класс Раймона Жирара и в 1951 проходит по конкурсу. В июле 1956 года Жан Поль покинул стены этого учебного заведения: жюри отметило молодого актёра лишь похвальным листом 1 -й степени за роль в спектакле по пьесе Фейдо «Любовь и пианино», и листом 2-й степени за комедию «Плутни Скапена». Со студенческой скамьи Бельмондо дружил с однокурсниками — Жаном-Пьером Мариэлем, Жаном Рошфором, Пьером Вернье и Мишелем Боном, с которыми не раз встретится на съёмочной площадке.

Ещё будучи студентом Жан Поль женился на танцовщице Элоди. По окончании учебы он дебютировал на сцене в спектаклях «Укрощение строптивой» и «Оскар», на малом экране, сыграл Мольера в одноименном телевизионном фильме, небольшую роль в «Обманщиках» Марселя Карне и в картине «Воскресные приятели» (1957). После взаимной «притирки» в короткометражном фильме «Шарлотта и её хахаль» Бельмондо соглашается на предложение режиссёра Жана-Люка Годара, сыграть главного героя в криминальной драме «На последнем дыхании» (1960). Казалось бы, банальная история — Мишель Пуакар похищает автомобиль, а затем в азарте погони, убивает преследующего его полицейского, чем подписывает себе смертный приговор. Однако, после этого фильма Бельмондо стал настоящей звездой — его жесты и развязную походку копировали, вскоре вошёл в моду термин обозначающий стиль мужского поведения — «бельмондизм», а, со временем, у Жан-Поля появится и фамильярно — дружественная кличка Бебель (сокращение имени до первых букв или слогов — особый знак особого расположения у французской публики). Успех следует за актёром по пятам: «На двойной оборот» (К. Шаброль, 1959) и «Взвесь весь риск» (К. Соте, 1959, «Человек из Рио», Ф. де Брока 1964, и другие фильмы.

Второй особенно значимой ролью актёра становится персонаж в картине того же Годара «Безумный Пьеро» (1965). В 1970-е гг. Бельмондо — в самом зените славы — снимается в боевиках и комедиях, обнаруживая незаурядный дар перевоплощения. Как настоящему лицедею, ему доставляет удовольствие, развлекая публику, демонстрировать свои атлетические возможности (практически все трюки в фильмах действия актёр выполнял сам), но ему нравятся и  интеллектуальные фильмы. В 1974 Бельмондо исполнил в фильме Алена Рене главную роль — роль Александра Ставиского — русского авантюриста, изобретателя «финансовой пирамиды». Критики писали, что Ставиский — второе «я» Бельмондо — «большой ребёнок с дурными манерами», покоряющий сердца бесконечным обаянием. Мужественность, стиль, неизменное чувство юмора делает героев Бельмондо, действительно неотразимыми, а с годами облик веселого, умного и смелого человека приобретает благородный шарм. Поэтому даже бандиты и жулики (вроде марсельского гангстера в «Борсалино», французского Робин Гуда — Картуша или главного героя фильма Жана Беккера «Нежный проходимец») в исполнении актёра, покоряют зрителя. Появившись вместе с движением «новая волна» и став одним из его символов, Бельмондо изменяет традиционный образ героя-любовника. Внешние и физические данные, а так же техника игры, исполненная  самоиронии, позволяют смешивать жанры. Жан-Поль играет трагедию как комедию — с некоторой развязностью, цинизмом и в то же время с искренностью, присущей открытому человеку. Поочередно то полицейский, то гангстер,  хулиган, соблазнитель, анархист, поборник справедливости, Бельмондо воплощает традиционные, консервативные ценности, демонстрирует благородство своих героев не без агрессивной мужественности, даже добродушного хамства. Его герои всегда действуют вне рамок повседневности – почти все они – супермены. В этой связи трудно не отметить сотрудничество актёра с такими режиссёрами, как Анои Верней, Филипп де Брока, Жак Дере и Жорж Лотнер.  Фильм Лотнера и Бельмондо — «Профессионал» стал культовым в Европе.

Съёмки – съёмками,  но в 1987 Жан-Поль возвращается на сцену, впервые после 1959 года, и с этого момента совмещает работу в кино со сценой. Он блистательно играет Сирано в театре Роббера Оссейна, Париж рукоплещет ему в спектакле «Кин».

У актёра трое детей от первого брака — дочери Патрисия и Флоранс, сын Поль. (Старшая дочь Патриция погибла при пожаре в 1994 году.) Во втором браке с Натти Тардивель в 2003 году родилась дочь Стелла.

Дети не пошли по стопам отца, хотя сына, Поля, можно видеть в эпизодической роли в фильме «Баловень судьбы». После травмы «Ограбление» актёр прекратил трюкачества, поняв, что с годами следует поберечь себя и для работы, и для семьи. (Кстати помимо двух браков у Жан-Поля были длительные отношения с двумя звёздами экрана – швейцарской актрисой — «львицей» Урсулой Андрес и итальянкой Лаурой Антонелли (а так же менее длительные с бразильянкой Марией Карлос Сотомайор).

В 2001 году, во время отдыха на средиземном море у  Бельмондо случился инсульт. Его срочно доставили вертолетом в Париж и передали команде лучших врачей — Жан-Поля удалось спасти, однако правая часть тела частично утратила подвижность. С тех пор актёр не играет в театре и не снимается.

Он окружен заботой родных и друзей, пользуется безграничной любовью коллег и зрителей. Сын Бельмондо — Поль, в 2016 году снял документальный фильм «Бельмондо о Бельмондо». Сюжет – поездка в автомобиле с отцом и встречи со старыми друзьями. В этой ленте многие звёзды европейского  кино вспоминают совместную работу с Бельмондо и признаются в любви к актёру и человеку.

Жан-Поль Бельмондо — лауреат многих кинематографических призов, Кавалер Ордена Почетного Легиона.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1956 — Воскресные приятели, реж. А. Айснер
1957 — Пешком, верхом и в автомобиле, реж. М. Дельбез
1957 — Будь красивой и молчи, реж. М. Аллегре
1958 — Шарлотта и её хахаль, реж. Ж. Л. Годар
1958 — Обманщики, реж. М. Карне
1958 — Странное воскресенье, реж. М. Аллегре
1959 — Три мушкетёра (ТВ), реж. К. Барма
1959 — На последнем дыхании, реж. Ж. Л. Годар
1959 — На двойной поворот ключа, реж. К. Шаброль
1959 — Мисс Ангел, реж. Г. фон  Радвани
1960 — Взвесь весь риск, реж. К. Соте
1960 — Чочара (Две женщины), реж. В. Де Сика
1960 — Француженки и любовь, реж. Р. Клер
1960 — Послушница, реж. А. Латтуада
1960 — Развлечения, реж. Ж. Дюпон
1960 — Moдератто кантабиле, реж. П. Брук
1961 — Самые знаменитые любовные романы, реж. М. Буарон
1961 — Леон Морен, священник, реж. Ж. П. Мельвилль
1961 — Человек по имени Рокка, реж. Ж. Беккер
1961 — Женщина есть женщина, реж. Ж. Л. Годар
1962 — Картуш, реж. Ф. де Брока
1962 — Стукач, реж. Ж. П. Мельвилль
1962 — Самый короткий день, реж. С. Корбуччи
1962 — Улочка, реж. М. Болоньини
1962 — Обезьяна зимой, реж. А. Верней
1963 — Конфеты с перцем, реж. Ж. Баратье
1963 — Старший Фершо, реж. Ж. П. Мельвилль
1963 — Бурное море, реж. Р. Кастеллани
1963 — Кожура банана, реж. Марсель Офюльс
1963 — Сто тысяч долларов на солнце, реж. А. Верней
1964 — Счастливый побег, реж. Жан Беккер
1964 — Человек из Рио, реж. Ф. де Брока
1964 — Охота на мужчину, реж. Э. Молинаро
1964 — Выходные в Зюйдкоте, реж. А. Верней
1965 — Злоключения китайца в Китае, реж. Ф. де Брока
1965 — Милым летним утром, реж. Ж. Дере
1965 — Горит ли Париж?, реж. Р. Клеман
1965 — Безумный Пьеро, реж. Ж. Л. Годар
1966 — Вор, реж. Л. Маль
1966 — Нежный проходимец, реж. Ж. Беккер
1967 — Казино Рояль, реж. Дж. Хьюстон
1968 — Ho!, реж. Р. Энрико
1968 — Мозг, реж. Ж. Ури
1969 — Сирена с Миссиссипи, реж. Ф. Трюффо
1969 — Человек, который мне нравится, реж. К. Лелуш
1970 — Борсалино, реж. Ж. Дере
1971 — Взломщики, реж. А. Верней
1971 — Супруги второго года республики, реж. Ж. П. Раппно
1972 — Доктор Пополь, реж. К. Шаброль
1972 — Наследник, реж. Ф. Лабро
1972 — Приносящий беду, реж. Ж. Джованни
1973 — Великолепный, реж. Ф. де Брока
1974 — Страх перед городом, реж. А. Верней
1974 — Ставиский, реж. А. Рене
1975 — Наводчик (Частный детектив), реж. Ф. Лабро
1975 — Неисправимый, реж. Ф. де Брока
1976 — Тело моего врага, реж. А. Верней (продюсер Ж. П. Бельмондо)
1977 — Чудовище, реж. К. Зиди
1978 — Полицейский или бандит, реж. Ж. Лотнер
1980 — Паяц (Игра в четыре руки), реж. Ж. Лотнер
1981 — Профессионал, реж. Ж. Лотнер
1982 — Ac из асов, реж. Ж. Ури
1983 — Человек вне закона, реж. Ж. Дере
1984 — Веселая пасха, реж. Ж. Лотнер
1984 — Ненасытные, реж. А. Верней
1985 — Ограбление, реж. А. Аркади
1986 — Одиночка, реж. Ж. Дере
1988 — Баловень судьбы, реж. К. Лелуш
1992 — Незнакомец в доме, реж. Ж. Лотнер
1994 — Сто и одна ночь, реж. А. Варда
1994 — Отверженные, реж. К. Лелуш
1995 — Дезире, реж. Б. Мюра
1997 — Один шанс на двоих, реж. П. Леконт
1999 — Быть может, реж. С. Клапиш
2000 — Aмазония, реж. Ф. де Брока
2000 — Актёры, реж. Б. Блие
2001 — Старший Фершо (ТВ), реж. Б. Стора
2008 — Человек и его собака, реж. Ф. Юстер