Фернандель

ФЕРНАНДЕЛЬ

ФЕРНАНДЕЛЬ  (Fernandel) — артист мюзик-холла, актёр французского кино, сценарист, режиссёр. Настоящие имя и фамилия Фернан Жозеф Дезире Контанден ( Contandin).

НАШ ОБЩИЙ ФЕРНАН

Пожалуй никто из французских актеров не выразил национальный тип так ярко и емко, как это сделал Фернандель, охвативший  уникальным  диапазоном своего таланта широкий спектр переживаний  — от смешного до грустного. Его герой и лукав и наивен, а сам артист — и прост и глубок в своем неповторимом амплуа.  Миллионы зрителей были покорены волшебством внезапных изменений его удивительного лица, соединяющего в себе откровенные контрасты: после полной неподвижности физиономия комика  вдруг расплывается в улыбке на пол-экрана, но внезапный испуг через  мгновение возвращает ее в состояние  оцепенения. Но, конечно, не в мимике, не в технике таился секрет  народной любви к Фернанделю, который однажды сказал так –« Я с самого начала играл в кино добряков, людей очень сердечных, душевных. Даже в комедиях, которые обошли весь мир, я никогда не изображал злодеев, и, может быть, поэтому зритель ко мне проникся и привык про меня говорить «Фернандель – славный малый!».

МЫЛЬНАЯ ОПЕРЕТТА

Юг Франции,, Прованс, Окситания, знаменитый  порт Марсель — здесь 8-го мая 1903 года появился на свет Фернан Жозеф Дезире Контанден (Fernand Joseph Desire Contandin) человек , который полвека смешил   всю  Европу.  Семья Контаден жила, на, одной из самых широких улиц Марселя, на бульваре Шав в доме номер 72 где сегодня висит табличка напоминающая о рождении любимца нации . Сам Фернандель в своих воспоминаниях напишет: «Я родился в месяц цветов (в день святого Дезире), под знаком Тельца… Аптекарь мсье Рабаттю обитавший этажом ниже и  сопровождавший Контадена старшего в тот знаменательный день объявил во всеуслышание,  что Господь дал соседям мальчика.  Кстати Фернан рос верующим ребенком и преданность католической вере (поддерживаемая во всех четырех детях матерью)  сохранил и в зрелом возрасте.

По свидетельству близких родственников, Фернан был любопытным, честным, трудолюбивым, непоседливым и крайне чувствительным мальчиком, подверженным иногда и грусти но в основном веселым и даже склонным к шутовству.  К тому же .он рано воспринял атмосферу кулис, куда впервые  привел его отец, увлекавшийся эстрадой и театром. Контаден был скромным служащим банка, в свободное время, впрочем, выступал на эстраде местного кафе под псевдонимом Де Сине, который не имел отношения к кино, а был всего лишь анаграммой его имени  (Дени).

Маленький Фернан уже в пятилетнем возрасте обрадовал папу – смело вышел на сцену старого театра «Шав», здание которого стояло недалеко от дома, где жили Контадены. Много позже он скажет – «Дебют в нашей профессии – это всегда трудно».  «Марсо или дети революции» так назывался первый спектакль театра Шав в котором играл  Фернан. Впрочем «играл» ,может быть, сильно сказано. Просто мальчишка пригодился в театре —  изображал мальчишек, по мере надобности,

во  второсортных мелодрамах, в пасторалях, театрализованных сценах из Евангеля,и в фарсах на античные сюжеты. Кроме того Фернан часто сопровождал  отца  в его музыкальных турне, участвуя в массовых сценах. Вместе с ним выступал и его младший брат – оба составляли дуэт Фернан и Марсель.  Кроме драматического дара выразительной пластики и мимики у Фернана был великолепный слух,приятный голос и феноменальная память на тексты. Контаден -старший мечтал видеть своего сына  тем, кем так и не удалось стать ему самому — : знаменитым во всей округе певцом.

Когда Фернан учился в школе у него уже был пример для подражания — кумир публики Полен, Встреча с ним стала для мальчика подтверждением правильности  выбора профессии. После беседы с Поленом Фернан уверенно заявил родителям, что обязательно станет комиком. С этого дня квартира Контанденов регулярно превращалась в репетиционный зал будущего актера. «Спустя короткое время Фернан знал  весь репертуар Полена, хотя, конечно, многого не понимал во фривольных , совсем не детских песенках. Скабрезные куплеты в устах десятилетнего мальчика вызвали восторг у не слишком разборчивой публики марсельских  кабаре.   Контанден- младший очень скоро завоевывает популярность. «Школьник днем, комический гусар и шансонье вечером — эта странная и чудесная жизнь приводила в восторг», — вспоминал Фернан. Спустя три года парижская газета «Комеди» организовала грандиозный конкурс певцов-любителей. По всей Франции шли отборочные соревнования — четверть — и полуфиналы. Претендентов было более ста, Фернан стал вторым. Ему было тогда двенадцать лет. Столица для провинциала  — это успех, Это будущее. Теперь «маленького Д Сине» (он пел под папиным псевдонимом) знали все вагоноважатые в трамваях  Марселя — восторги кондукторов позволяли ему экономить на проездных. Известность начинающего артиста впервые перешагнула пределы бульвара Шав.

Вот как об этом времени вспоминал сам Фернандель — «Я знаю, что славу обретают в Париже, но в Марселе зарабатывают популярность, а популярность — это слава без пиджака, с засученными рукавами». И еще — Честно говоря, было не просто, Песенные состязания во всех кварталах Марселя были в то время очень серьезными. Я в них участвовал и в детстве и в юности. Собственно я и воспитан в марсельской любительской школе. У нее была среди марсельцев очень высокая репутация. Как известно наша публика самая строгая, но и самая справедливая. В Марселе любят зрелище, а не призы. Здесь вам могут устроить овацию и с таким же успехом освистать. В Марселе я был самым плодовитым комиком.»

Впрочем, с карьерой артиста приходилось подождать – вскоре  грянула Первая мировая война. Отец ушел на фронт, Фернан бросил школу – надо было зарабатывать на жизнь. Первый неудачный опыт вынужденной измены своему призванию Фернан получил в «Национальном кредитном банке».  За  25 старых франков в месяц его поставили у двери в кабинет директора докладывать о посетителях, вручая клиентам визитные карточки. Сигаретка, выкуренная на посту стала роковой: в этот же день Фернана выгнали — Кроме того, комическое выражение лица и простоватая улыбка юного клерка настраивали клиентов на крайне несерьезный лад, что наносило ущерб деловой репутации учреждения. Итак, первая зарплата новичка стала одновременно и выходным пособием. Однако, именно в этом учреждении Фернан нашел друга и соратника на всю жизнь – молодого человека звали Жан Манс.

Немногим дольше, чем в банке Фернан прослужил на мыловаренном заводе Беллона: хозяин выгнал новичка за какое-то баловство, выдав на прощание шестьдесят франков и 30 кг мыла, которое пригодилось на третьем году войны. Уволили шалопая  и из  магазина канцелярских товаров, и из конторы «Марсельского кредитного общества». Все эти неудачи не смущали Фернана: по вечерам он по-прежнему пел, а если не было концерта, шел на занятия вечерних курсов.

Между тем, война закончилась, и домой вернулся, папа-Контанден. Неподалеку от дома он открыл маленькую харчевню, и сын был призван на помощь. В результате первой и последней финансовой операции, задуманной и осуществленной самолично Фернаном, семейство едва не отправилось на каторгу. Папаше пришлось отказаться от услуг предприимчивого наследника. «Я ощутил полное и окончательное отвращение к коммерции и сидячей работе.»

Желая как то загладить вину перед семьей Фернан  подался в портовые грузчики. Однако и физическая работа в доке не вызвала привычки —  таскать мешки с сахаром слишком несладкая перспектива – «я понял,  что сахар убьет меня раньше, чем диабет, и сказал -Прощай, ремесло силачей\!»  А потом был магазин тканей, снова банки, и снова производство мыла. Мыло РУЭ, мыло  «Цикада».  Кстати, о цикадах — единственное, что в то время Фернан умел делать хорошо – петь. И он стемился именно к этому занятию. Наконец, удача краешком губ улыбается ему — юноша подписывает свой первый профессиональный контракт с кабаре «Эльдорадо» в Ницце —  «по сто десять франков в день» .

ПОРА ЖЕНИТЬСЯ

В жизни молодого артиста наступает период  гастролей по городам Франции. Два года он разъезжал по Югу страны, играя в незатейливых водевилях, фарсах, оперетках. За Фернаном в труппе было закреплено амплуа первого комика. Его  подвижное, симпатичное лицо, выразительные глаза и  улыбка, открывающая ряд крупных зубов,( ее вскоре назовут «лошадиной» ) делали талантливого артиста узнаваемым, неподражаемым и очень популярным, хотя реакция на эту улыбку бывала и неожиданной.  «Когда я пришел к будущему тестю, я очень хотел произвести на него благоприятное впечатление и все время скалился, пока тесть не заорал: да закрой же ты рот, я хочу разглядеть твое лицо».

В то  время Фернан ухаживал за младшей сестрой своего друга Жана Манса, Анриеттой. Когда жених приходил в гости, мать невесты, обыкновенно объявляла;

— Пришел!

— Кто пришел?

— Ее Фернан! , что звучало так – Фернан д Элль. Это нечаянное прозвище  и стало его новым сценическим псевдонимом — так на свет появился Фернандель. Четвертого апреля 1925 года Фернан и Анриетта поженились. Жан Манс, человек талантливый , как и Фернан, увлеченный искусством,  стал не только родственником артиста , но  и его партнером – автором многих куплетов, песенок и оперетт с которыми Фернандель выступал в течение 40 лет.

Фернану 22 года и его призывают в армию — он служит в Гренобле писарем в  артиллерийском полку который со временем,  будет гордиться фактом недолгой причастности к биографии знаменитого актера. Недолгой, потому, что Фернан вскорости добился перевода в Марсель. Здесь дом,  Анриэтта, родившаяся в апреле 1926 года дочка Жозетта. Популярность, приносит молодому отцу выгоды в виде поблажек от начальства: ему разрешают ночевать не в казарме, а в своей новой  квартире, на бульваре Жореса, иногда  выступать в концертах со своим испытанным репертуаром.  Уже через три недели после рождения девочки Фернана освободили от воинской обязанности.

Вернувшись к гражданской жизни, Фернандель разошелся во взглядах на условия сотрудничества со своим импресарио и снова был вынужден идти служить клерком на мыловаренный завод.  По вечерам он искал работу певца или актера. Он скажет позже — «В книге судеб было начертано, что я не должен закончить свои дни в мыле». Удача снова повернулась к Фернану лицом, когда, приехавший по делам в Марсель,  директор театра «Парамаунт» Жан Фаро предложил артисту долгожданный контракт на многомесячное турне по всей Франции, включая ее заморские территории. 19 марта 1927 года Фернандель выезжает в Бордо, затем Тулуза-Ницца-Лилль и далее..д Вернувшись из Касабланки, Фернан получает ангажемент на Марсельской сцене, но обнаруживает дома письмо из Парижа:  театр «Бобино» открывает перед ним служебный, и , разумеется, парадный вход.  Между театром и мюзик-холлом Фернандель решительно выбирает столичную эстраду. Он поет в 12 и минутном музыкальном шоу, в одном из самых  знаменитых  залов.

Снискав популярность и на парижской сцене , Фернандель заключает контракт с фирмой Патэ по которому начинает выступать в антрактах между сеансами в кинотеатрах , существенно повышая приток зрителей.

10 марта 1930 года умер Контаден – старший, умер в радости, видя своего сына счастливым,  способным зарабатывать себе на жизнь искусством артиста.  После похорон Фернандель с семьей переехал в Париж, а в апреле Анриетта родила ему вторую дочь – Жанин.

ПЕРЕД КИНОКАМЕРОЙ

….Тем временем в кинематографе произошел технический переворот — появились звуковые фильмы, пришли режиссеры которые предпочитали актеров, владеющих мастерством сценической речи и музыкальностью — как раз то, в чем был силен Фернан. Начало кинокарьеры Фернанделя было положено режиссером Марком Аллегре который  первым из киношников,  посетив актера в его гримуборной,   предложил ему сниматься. Дебютной работой эстрадного хохмача  и певца была небольшая роль в короткометражном фильме «Лучшая нянюшка» .  Затем, у того же режиссера Фернандель играл роль «неопытного налетчика» в картине «Черное и Белое» – здесь он познакомился с двумя кинематографистами, которые стали его друзьями – драматургом (актером и режиссером) Саша  Гитри  и актером Реймю, игравшим главную роль.

Освоив новую профессию, Фернандель с этого времени много работает перед камерой – по 14 фильмов в год.  Он снимается утром и днем, а вечером снова выходит на эстраду, чтобы петь. Фернандель и не думает отказываться от сцены несмотря на большую занятость в кино – общение с живой публикой для него важно -это заработок и успех, здесь и сейчас. Он поет в зале «Эльдорадо», в Елисейском Дворце, в «Бобино» и в «Фоли Бержер». Получив приглашение сниматься от самого Марселя Паньоля, Фернандель, скованный рамками контракта, просит режиссера перенести начало съемки фильма «Анжель» на несколько месяцев. Маэстро соглашается на уступку — так начинается их сотрудничество и дружба (не исключавшая противоречий и споров) которая продлится почти 30 лет.
После огромного успеха « Анжель», его первой  драматической роли Фернандель еще трижды соприкасался с творчеством  Паньоля. Благодаря этим работам, скажет Фернан, мне удалось доказать, что я был не только комиком но действительно актером».

С тех пор , как Фернандель связал свою судьбу с Анриеттой, его зять  Жан Манс, работал в съемочных группах большинства фильмов Фернанделя, в качестве ассистента режиссера , сценариста, автора диалогов или куплетов. После фильма « Голубые бушлаты»  по первому сценарию Манса,  Жан сочиняет «Игнас», сюжет  фильма,  который становится важным шагом в развитии  кинооперетты.  Следует отметить, что в благодарность за этот образ, в память об успехе фильма, Фернандель дал третье имя   своему сыну, ( Франк Жерар Игнас) родившемуся 10 декабря 1935 года.

В 1937 году Фернандель находит время для того, чтоб написать первую книгу своих воспоминаний, которые , вскоре,  будут опубликованы в газете «Се Суар». Отметив 1938 год успехом в трех фильмах ( «Варнава», « Татуированный Рафаэль» и « Бунтарь» ) Фернандель удостаивается звания  «популярнейший актер» в одном ряду с Жаном Габеном и Даниэль Дарье, но наслаждаться триумфом оставалось уже недолго.

Политические события в Европе не внушали надежды на прочный мир – в  1938 году власти объявили  всеобщую мобилизацию, и Фернандель , как и многие его соотечественники, вскоре надел военную форму. Он снова стал Фернаном Контанденом, с добавлением — рядовой 15-го эскадрона. Впрочем, стрелять ему не пришлось. Новобранец пел средневековые солдатские песенки в концертах на линии Мажино, в перерывах нес караульную службу, но улыбка этого часового собирала у поста такое количество публики, одетой в мундиры, что начальству пришлось освободить Фернанделя от общих обязанностей.  Для того чтобы артист с большим успехом служил отечеству, его поместили поближе к студии Марселя Паньоля.
Как известно, для французов та война была недолгой и нелепой, её так и прозвали, почти официально «странная война». Его  демобилизовали  14 июля в день национального праздника. Фернандель вернулся домой, снял военную форму и сказал Анриетте: «Этот костюм больше в жизни не надену!»
После освобождения, Фернан играл в фильме «Простак» в постановке Карло Рима по сценарию Жана Манса — первая послевоенная работа в окружении старых марсельских друзей осталась для него добрым воспоминание на всю жизнь.  Комик снова принимается за свое – развлекает, создает веселье, но вскоре сам оплакивает смерть  друга . Во время выступления в новой оперетте Жана Манса умирает Реймю.

В 1942 году Фернандель впервые выступает в  неожиданной роли  режиссера постановщика. Как это произошло, не может объяснить ни сам актер, ни режиссер Карло Рим, объясняющий в своих воспоминаниях многое. После выхода  полицейской комедии «Тайна Сен-Валя» (1943), Фернандель впервые читает нелестные отзывы  о своей игре , пассажи которые пять лет назад показались бы почти кощунственными: «Ему следует застраховать свои клыки, ибо  талант артиста находится в зависимости от их состояния. Фернандель  ржет , словно кобыла в конюшне, охваченной пожаром».  Казалось, этот тон и стиль говорит  только  об одном: доброе старое время, прерванное войной, уже не вернется.  Заметим, что,  невзирая на трудности и  подобные отзывы « ценителей», Фернандель, по единодушному мнению коллег, никогда не был заносчивым или сердитым. Этот человек, казалось, неизменно пребывал  в добром настроении …

БЛАГОДАРНЫЙ ВОЗРАСТ

На рубеже 40 -50 х, после успеха комедии Карло Рима « Летающий шкаф» , и возвращения на сцену Фернандель вновь работает с Саша Гитри (Вы спасли мне жизнь ) и Марселем Паньолем (Топаз ) и снова собирает урожай лестных отзывов . В третий раз выступает как режиссер ( Адемар —  игрушка судьбы -1951). Затем актер снялся в фильме  Жюльена Дювивье «Мирок дона Камилло» положившем начало серии из шести картин, героем которых стал сельский священник.

В 1952 ом году Фернандель удостоился Высшей награды Франции — Ордена Почетного Легиона и медали «За гражданские заслуги» . ( кроме того актера наградили  «Орденом Искусств и Литературы» и множеством других музыкальных и кинематографических призов). Затем он совершил турне по Европе, Америке и Канаде, получил ироническое и почетное прозвище «первого посла французкой культуры», был принят Папой Римским. Кроме того, несколько раз Фернандель стал обладателем  премии Куртелена — высшей награды комика. В фильме  « Баран о пяти ногах» актер сыграл несколько ролей, как бы, бросая вызов англичанину Алеку Гиннессу  поразившему европейских зрителей своей многоликостью в фильме « Добрые сердца и Коронеты» и  такому же великому « хамелеону» — итальянцу  Тото, экранный дуэт с которым , кстати, тоже станет примером оглушительного  успеха обоих(« Закон есть закон»).

Пятидесятые годы  отмечены  сотрудничеством и дружбой с Анри Вернем, и ссорой с Марселем Паньолем, назвавшим Фернанделя « мастером гримас». Фернан, между тем, добавляет к послужному списку ряд более или менее успешных картин, среди которых и первая режиссерская работа Серджо Леоне в должности ассистента  (« Играй , музыка !»), которой Фернандель отмечает 30 летие работы в кино и начало недолгой кинокарьеры своего сына. Популярными, если не обреченными на успех у публики, были криминальные комедии в которых герой Фернанделя, далекий от преступного мира, волею обстоятельств попадал в самую гущу гангстерских разборок ( «Крутой»,  « Человек в непромокаемом плаще» ). Впрочем, иногда, и сам актер не прочь был изобразить пройдоху или грабителя, как в фильме Жиля Гранжье « Человек в бьюике». В 1963 году Фернандель  снимается с Бурвилем, в комедии того же режиссера « Стряпня на сливочном  масле». Затем артист ведет переговоры о совместном предприятии  с Жаном  Габеном. Два пожилых корифея экрана быстро достигают согласия и создают  кампанию по производству фильмов  (« ГАФЕР») на которой будут сняты «Неблагодарный возраст» , « Кошелек или жизнь», и « Поездка отца» . 1965 год новый триумф в мюзик холле уже в паре с сыном . Фернандель  принимает участие в нескольких благотворительных организациях одновременно, полагая, что это необходимо в жизни, « в которой так много  грабителей». В 1968 году артист , после долгого перерыва, вновь с огромным успехом  поет по телевидению . Снимается в триллере Робера Тома « Фредди» и в мелодраме « Счастлив тот, кто пордобно Уллису..» — своей последней завершенной картине.

ШУТКИ В СТОРОНУ

Завершив очередной дубль фильма  из серии « Дон Камилло» ветеран  экрана упал перед камерой. Некоторое время спустя в груди Фернанделя была обнаружена опухоль — об этом врачи сообщили  семье. Снимаясь у Кристиана Жака, пожилой комик уже сетовал на усталость, чего прежде никогда не бывало. Фернанделя осмотрел еще один специалист в Италии и подтвердил диагноз. Родные скрывали правду от Фернана, и он не осознавал до конца своего состояния. Актер собирался сделать еще несколько картин и затем уйти на покой. Полный покой наступил  26-го февраля 1971 года. Больной и утомленный, Фернандель не перенес сердечного приступа –  умер в своей кровати, в своей квартире на авеню Фош в Париже. Артиста отпевали в понедельник, 1 марта, в 2 часа пополудни в  часовне Сент-Оноре- д Эйле. После церемонии гроб с телом   несколько дней оставался в склепе церкви Сен-Пьер-де-Шайо.

Фернан и Анриетта желали, чтоб их прах был похоронен на вилле актера, на берегу Средиземного моря, которое оба так любили, но в этой радости  судьба им отказала. Великий комик  похоронен в центре Парижа  Сюда, на кладбище Пасси французы приходят чтобы почтить память любимого артиста, человека безграничного обаяния, сила которого, благодаря чуду кино, действует на нас  и сегодня.  Фернандель честно, до конца служил  музе кино и она взяла его под свое покровительство навечно – Ведь он действительно был ЕЕ Фернаном.

Александр Минаев. 16.12.2008.

 

ФИЛЬМОГРАФМЯ

1930 — Чёрное и белое (LE BLANC ET LE NOIR), реж. Р. Флори и М. Аллегре
1930 — Самая лучшая хозяйка (LA MEILLEURE BOBONE)
1931 — Сиреневое сердце / Сердце Сирени (CŒUR DE LILAS), реж. А. Литвак
1931 — Ребёнку дают слабительное (ON PURGE BÉBÉ), реж. Ж. РЕНУАР
1931 — Парижское развлечение (PARIS BÉGUIN), реж. А. Женина
1931 — Остроумный план (LA FINE COMBINE)
1931 — Ночная атака (ATTAQUE NOCTURNE)
1931 — Ни слова моей жене (PAS UN MOT A MA FEMME)
1931 — Мне надо вам что-то сказать (J’AI QUELQUE CHOSE A VOUS DIRE)
1931 — Садовник госпожи Юссон (LE ROSIER DE MADAME HUSSON), реж. Бернар-Дешамп
1932 — Человек без имени (UN HOMME SANS NOM), реж. Г. Икики и Р. ле Бон
1932 — Забавы эскадрона (LES GAIETES DE L’ESCADRON), реж. М. Турнер
1932 — Скорый суд (LE JUGEMENT DE MINUIT), реж. А. Эсвей
1932 — Только не женщина (PAS DE FEMMES), реж. М. Боннар
1932 — Ужас пампасов (LA TERREUR DE LA PAMPA)
1932 — Распоряжение вопреки его воле (ORDONNANCE MALGRE LUI)
1932 — Прекрасный день свадьбы (UN BEAU JOUR DE NOCES)
1932 — Пощёчина (LA CLAQUE)
1932 — По привычке (PAR HABITUDE)
1932 — Пикантнвя брюнетка (Une brune piquante)
1932 — Когда мы влюблены (QUAND TU NOUS TIENS, AMOU)
1932 — Как рыба (COMME UNE CARPE)
1932 — Да здравствует увольнение в запас! (VIVE LA CLASSE)
1933 — Ординарец / Денщик (L’ORDONNANCE), реж. В. Туржанский
1933 — Удача Анатоля (LE GROS LOT)
1933 — С милым рай и в шалаше (D’AMOUR ET D’EAU FRAICHE), реж. Ф. Жандера
1933 — Полковой петух (LE COQ DU REGIMENT), реж. М. Каммаж
1933 — Адемай авиатор (ADEMA I AVIATEUR), реж. Ж. Таррид
1933 — Лидуар (LIDOIRE)
1933 — Влюблённый гарнизон (LA GARNISON AMOUREUSE), реж. М. де Вокорбей
1934 — Ночь безумств (UNE NUIT DE FOLIES), реж. М. Каммаж
1934 — Любовник его консьержки (LE CHÉRI DE SA CONCIERGE), реж. Г. Главани
1934 — Поезд В 8.47 (LE TRAIN DE HUIT HEURES QUARANTE-SEPT), реж. Г. Валшлегер
1934 — Отель свободного обмена (L’ HOTEL DU LIBRE ECHANGE), реж. М. Аллегре
1934 — Голубые бушлаты (LES BLEUS DE LA MARINE), реж. М. Каммаж
1934 — Шевалье Лафлер (LE CAVALIER LAFLEUR), реж. П. Ж. Дюкис
1934 — Разносчица хлеба (LA PORTEUSE DE PAIN ), реж. Р. Сти
1934 — Анжели (ANGÈLE), реж. М. Паньоль
1934 — Фердинанд-гуляка (FERDINAND LE NOCEUR), реж. Р. Сти
1935 — Джим — пастуший посох (JIM LA HOULETTE), реж. А. Бертомье
1935 — Забавы финансистов (LES GAITES DE LA FINANCE), реж. Дж. Форрестер
1936 — Один из легиона ( UN DE LA LEGION), реж. Кристиан-Жак
1936 — Франциск I (FRANCOIS I), реж. Кристиан-Жак
1936 — Жозетта (JOSETTE), реж. Кристиан-Жак
1937 — Оживление (Regain), реж. М. Паньоль
1937 — Ловкачи из одиннадцатой (LE DEGOURDIS DE LO ONZIEME), реж. Кристиан-Жак
1937 — Короли спорта (LES ROIS DU SPORT), реж. П. Коломбье
1937 — Эркюль (HERCULE), реж. А. Эсвей и К. Рим
1937 — Игнас (IGANCE), реж. П. Коломбье
1937 — Бальная записная книжка (UN CARNET DE BAL), реж. Ж. Дювивье
1937 — Шпунц (LE SCHPOUNTZ), реж. М. Паньоль
1938 — Барнабе (BARNABE), реж. А. Эсвей
1938 — Рафаэль татуировка (RAPHAEL LE TATOUE), реж. Кристиан Жак
1938 — Трикош и Каколе (TRICOCHE ET CACOLET), реж. П. Коломбье
1938 — Эрнест-мятежник (ERNEST LE REBELLE), реж. Кристиан Жак
1938 — Пять су Лавареда (LES CINQ SOUS DE LAVAREDE), реж. М. Каммаж
1938 — Ограбление / ФРИК-ФРАК (FRIC-FRAC), реж. М. Лемман и К. Отан-Лара
1939 — Берлинго и компания (BERLINGOT ET COMPAGNIE), реж. Ф. Риверс
1939 — Наследник Мондезира (L’HERITIER DES MONDESIR), реж. А. Валентен
1939 — Оставайтесь обедать (RESTEZ DINER)
1940 — Дочь землекопа (LA FILLE DU PUISATIER), реж. М. Паньоль
1940 — Итальянская соломенная шляпка (UN CHAPEAU DE PAILLE D’ITALIE), реж. М. Каммаж
1940 — Акробат (L’ACROBATE), реж. Ж. Буайе
1940 — Мсье Эктор (MONSIEUR HECTOR), реж. М. Каммаж
1940 — Чудесная ночь (LA NUIT MERVEILLEUSE), реж. Ж. П. Полен
1941 — Собачья жизнь (UNE VIE DE CHIEN), реж. М. Каммаж
1941 — Мелочи / Пустячки (LES PETITS RIENS), реж. Raymond Leboursier
1941 — Клуб воздыхателей (LE CLUB DES SOUPIRANTS), реж. М. Глез
1942 — Счастливая звезда (LA BONNE ETOILE), реж. Ж. Буайе
1942 — Не кричите об этом на крышах (NE LE CRIEZ PAS SUR LES TOITS), реж. Ж. Даниэль-Норман
1942 — Простак (SIMPLET), реж. К. Рим
1943 — Адриен (ADRIEN), реж. Фернандель
1943 — Кавалькада часов (LA CAVALCADE DES HEURES), реж. И. Ноэ
1944 — Тайна Сен-Валя (LE MYSTERE SAINT-VAL), реж. Р. Ле Энафф
1945 — Наис (NAIS), реж. Р. Лебусьер и М. Паньоль
1945 — Нищие в раю (LES GUEUX AU PARADIS), реж. Р. Ле Энафф
1946 — Петрюс (PETRUS), реж. М. Аллегре
1946 — приключение Кабассу (L’Aventure de Cabassou), реж. Ж. Гранжье
1946 — Сердце петуха (COEUR DE COQ), реж. М. Клош
1948 — Эмиль Африканец (EMILE L’AFRICAIN), реж. Р. Верней
1948 — Летающий шкаф (L’ARMOIRE VOLANTE) К Рим
1948 — Если это может доставить вам удовольствие (SI CA PEUT VOUS FAIRE PLAISIR), реж. Ж. Даниэль-Норман
1949 — Удар и ответ (BOTTA E RIPOSTA / JE SUIS DE LA REVUE), реж. М. Солдати
1949 — Требуется убийца (ON DEMANDE UN ASSASSIN), реж. Э. Нойбах
1949 — Героический господин Бонифас (L’HEROIQUE MONSIEUR BONIFACE), реж. М. Лабро
1950 — Казимир (CASIMIR), реж. Р. Поттье
1950 — Бонифас Сомнабула (BONIFACE SOMNABULE), реж. M. Лабро
1950 — Убийства (MEURTRES), реж. Р. Поттье
1950 — Топаз (TOPAZE), реж. М. Паньоль
1950 — Ты спас мне жизнь (TU M’AS SAUVE LA VIE), реж. С. Гитри
1950 — Мундиры и большие маневры (UNIFORMES ET GRANDES MANOEUVRES), реж. Р. Ле Энафф
1951 — Красная таверна (L’AUBERGE ROUGE), реж. К. Отан-Лара
1951 — Стол для заморышей / Поле на краю леса (LA TABLE AUX CREVES), реж. А. Верней
1951 — Адемар или игрушка судьбы (ADHEMAR OU LE JOUET DE LA FATALITE), реж. Фернандель
1951 — Маленький мир Дона Камилло (LE PETIT MONDE DE DON CAMILLO), реж. Ж. Дювивье
1952 — Дамский парикмахер (COIFFEUR POUR DAMES), реж. Ж. Буайе
1952 — Запретный плод (LE FRUIT DEFENDU), реж. А. Верней
1952 — Булочник из Валорга (LE BOULANGER DE VALORGUE), реж. А. Верней
1953 — Враг общества номер 1 (L’ENNEMI PUBLIC NO. 1), реж. А. Верней
1953 — Возвращение дона Камилло (LE RETOUR DE DON CAMILLO), реж. Ж. Дювивье
1953 — Мадемуазель Нитуш (MAM’ZELLE NITOUCHE), реж. И. Аллегре
1953 — Карнавал (CARNAVAL), реж. А. Верней
1954 — Али-Баба и сорок разбойников (ALI BABA ET LES QUARANTE VOLEURS), реж. Ж. Беккер
1954 — Баран о пяти ногах (LE MOUTON A CINQ PATTES), реж. А. Верней
1955 — Весна, осень и любовь (LE PRINTEMPS, L’AUTOMNE ET L’AMOUR), реж. Ж. Гранжье
1955 — Большая драка дона Камилло (LA GRANDE BAGARRE DE DON CAMILLO), реж. К. Галлоне
1955 — Дон Жуан (DON JUAN), реж. Дж. Берри
1956 — Дамский портной (LE COUTURIER DE CES DAMES), реж. Ж. Буайе
1956 — Под небом Прованса (SOUS LE CIEL DE PROVENCE), реж. М. Солдати
1956 — Оноре из Марселя (HONORE DE MARSEILLE), реж. М. Регамей
1956 — человек в непромокаемом плаще (L’HOMME A L’IMPERMEABLE), реж. Ж. Дювивье
1956 — Вокруг света за 80 дней (LE TOUR DU MONDE EN 80 JOURS), реж. М. Андерсон
1957 — Безработный из Клошмерля (LE CHOMEUR DE CLOCHEMERLE), реж. Ж. Буайе
1957 — Сенешаль великолепный (SENECHAL LE MAGNIFIQUE), реж. Ж. Буайе
1957 — Вдвоём в Париж (A PARIS TOUS LES DEUX), реж. Г. Освальд
1957 — Закон есть закон (LA LOI C EST LA LOI), реж. Кристиан-Жак
1958 — Жизнь вдвоём (LA VIE A DEUX), реж. К. Дюур
1958 — Виноградники господина (LES VIGNES DU SEIGNEUR), реж. Ж. Буайе
1958 — доверенное лицо этих дам (LE CONFIDENT DE CES DAMES), реж. Ж. Буайе
1958 — Большой начальник (LE GRAND CHEF), реж. А. Верней
1958 — Корова и военнопленный (LA VACHE ET LE PRISONNIER), реж. А. Верней
1960 — Крез (CRESUS), реж. Ж. Жионо
1960 — Атаман / Крутой (LE CAID), реж. Б. Бордери
1961 — Лафа (COCAGNE), реж. М. Клош
1961 — Последний суд (IL GIUDIZIO UNIVERSALE), реж. В. де Сика
1961 — Джек-динамит (DYNAMITE JACK), реж. Ж. Бастиа
1961 — Дон Камилло монсеньор (DON CAMILLO MONSEIGNEUR), реж. К. Галлоне
1961 — Убийца из телефонного справочника (L’ASSASSIN EST DANS L’ANNUAIRE), реж. Л. Жоанон
1962 — Путешествие в Биариц (LE VOYAGE A BIARRITZ), реж. Ж. Гранжье
1962 — Играй, музыка (AVANTI LA MUSICA), реж. Дж. Бьянчи
1962 — Дьявол и десять заповедей (LE DIABLE ET LES DIX COMMANDEMENTS), реж. Ж. Дювивье
1963 — добрый король Дагобер (LE BON ROI DAGOBERT), реж. П. Шевалье
1963 — Стряпня на сливочном масле (LA CUISINE AU BEURRE), реж. Ж. Гранжье
1964 — Расслабься любимая (RELAXE-TOI CHERIE), реж. Ж. Буайе
1964 — Неблагодарный возраст (L’AGE INGRAT), реж. Ж. Гранжье (Ф. сопродюсер)
1965 — Дон Камилло в России (DON CAMILLO EN RUSSIE), реж. Л. Коменчини
1966 — Кошелек или жизнь (LA BOURSE ET LA VIE), реж. Ж. П. Моки
1966 — Поездка отца (LE VOYAGE DU PERE), реж. Д. де Ла Пательер
1967 — Человек в Бьюике (L’HOMME A LA BUICK), реж. Ж. Гранжье
1970 — Дон Камилло VI (DON CAMILLO VI)
1970 — Счастлив тот, кто подобно Улииссу (HEUREUX QUI COMME ULYSSE), реж. А. Кольпи