Лафон,Бернадетт

ЛАФОН, БЕРНАДЕТТ

ЛАФОН, Бернадетт (Bernadette Paule Anne LAFONT). Актриса французского кино, звезда фильмов «Новой волны». Полное имя — Бернадетт Поли Анна. Родилась в Ниме, на юге Франции, 26 октября 1938 года, в семье аптекаря.

Она с детства занимается хореографией при местной Опере, однако грезит кинематографом: в 1955-м ей посчастливилось присутствовать на съёмках фильма «Мерзавцы попадают в ад» со своим тогдашним кумиром — Мариной Влади, о чём она неоднократно будет благодарно вспоминать впоследствии.

В возрасте 16 лет Бернадетт знакомится с актёром Жераром Бленом, а вскоре вслед за ним отправляется в Париж — подобный поступок вполне приравнивался бегству из дома. Там ей сразу же очень везёт — Блен готовится сниматься в дебютном «Красавчике Серже» Клода Шаброля, а Бернадетт оказывается в буквально бурлящей идеями компании будущих звёзд Новой Волны, только готовящих революционный киновзрыв конца 50-х. Бернадетт снимается в дебютной короткометражке Франсуа Трюффо «Шпанята», после чего последует целая обойма фильмов Шаброля и его «соратников» по движению, что позволяет критикам уже в начале 60-х вполне обоснованно называть Бернадетт музой Новой Волны. Движение довольно быстро схлынуло, однако на протяжении всего последующего десятилетия актриса и не собиралась меняться. Обретению «нормальных» заработков и звёздного статуса Бернадетт по-прежнему предпочитает весьма рискованные фильмы дебютантов — таким образом, ей удалось «отметиться» в ряде интересных картин, однако «основной поток» французского кинопроцесса проходил, как правило, в стороне от работ юной актрисы.

Красавица-брюнетка с низким голосом, она вполне могла бы стать в то время величиной не меньше, скажем, чем Бардо, однако упорно продолжала оставаться в тени. И лишь в 69-м роль девушки-бунтарки свободных нравов в «Невесте пирата» Нелли Каплан срезонировала с ветром свободы конца 60-х, а Бернадетт Лафон становится звездой национального масштаба. «Кино держит Бернадетт Лафон, и больше её не отпустит» — чуть позже скажет об актрисе Франсуа Трюффо.

Весьма громкий успех «Невесты пирата», однако, не заставил Бернадетт занять место в ряду самых заметных актрис своего поколения: лучшие её роли 70-х опять пришлись на малобюджетные картины режиссёров-авторов. Если бы тогда существовал термин «культовый фильм», то Лафон специализировалась именно по ним: многие из коротких и полных метров того времени с её участием составили золотой фонд близкого к художественному подполью кинематографа Франции. Отметив Май-68 «Разоблачителем» Филиппа Гареля, а в 69-м повторно выйдя замуж — за венгерского скульптора с удивительным именем Дьюрка Медвецки, в 72-м Лафон снялась в картине, ставшей настоящей Библией синефилов всего мира — «Мамочке и шлюхе» до обидного мало снявшего гения Жана Юсташа. Оставшись «верной музой» режиссёров некогда цельной, а ныне распавшейся на множество потоков Новой Волны, Лафон как прежде появляется у Трюффо и Шаброля, а Жак Риветт, «упустивший» актрису в 60-х, начинает бурно наверстывать упущенное, готовя свои новые фильмы специально под участие актрисы.

В самый «легкомысленный» период французского кинематографа, Лафон каким-то чудом удалось полностью избежать как комедий, так и боевиков неизменно выигрышной схемы Делон-Бельмондо, а встречи на экране со знаменитыми коллегами по актёрскому цеху столь редки, что их легко можно перечислить по пальцам. Зато, к примеру, Бернадетт с удивительным постоянством появлялась в фильмах далеко не звёздного, хотя и, безусловно, интересного актёра-режиссёра Ласло Сабо. При всей невероятной напряженности графика бесконечных съёмок, Бернадетт родила в 70-х трёх своих детей. Что, впрочем, не помешало актрисе завершить десятилетие с аналогичным прошлому итогом: она развелась с «героем андерграунда» Дьюркой Медвецки, но никогда больше не связала себя браком.

В 40 уже трудно изменять своему стилю жизни, а потому с 80-х годов Бернадетт оставалась верной привычке пребывать «немного в тени». Единственное отличие от предыдущих лет — всё меньше «рискованных экспериментов», больше жанрового кино: впервые в фильмографии Лафон появляются в это время комедии и фильмы так называемого «мэйнстрима, хотя к широкой популярности Лафон по-прежнему относится равнодушно. Из прежней компании «живых классиков» с ней по прежнему  работал Клод Шаброль, но компания «верных поклонников» существенно пополнится уважаемыми именами: об актрисе с восхищением отзывались Жан-Пьер Моки ( 4 фильма вместе), Рауль Руис и Паскаль Бонитцер. «Нахалка» Клода Миллера принесла актрисе в 86-м первого «Сезара» (за лучшую роль второго плана) — второго же, почётного «за вклад в кинематограф» Бернадетт получит в 2003-м. Но если члены сезаровского комитета решили, что на карьере актрисы пора ставить точку, то их поступок выглядит явно поспешным: никогда со времён 60-х актриса не работала так интенсивно. Причём весьма заметное возвращение актрисы не связано с феноменом «подросших поклонников» (т. е. режиссёров, восторгавшихся актрисой в её юные годы) — она вполне уместно вписывалась в нынешний кинематографический пейзаж страны.   Помимо прочего, Лафон  играла в театре моноспектакли и  вела курс драматического искусства.
Бернадетт Лафон умерла на родине, на юге Франции  25 июля 2013 года.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1957 — Шантропа (LES MISTONS, к\м), реж. Франсуа Трюффо
1957 — Молодые мужья (JEUNES MARIS), реж. Джованни Марити и Мауро Болоньини
1957 — Красавчик Серж (LE BEAU SERGE), реж. Клод Шаброль
1958 — Ночной бал (BAL DE NUIT), реж. Морис Клош
1959 — На двойной поворот ключа (А DOUBLE TOUR), реж. Клод Шаброль
1959 — Слюнки (L’EAU А LA BOUCHE), реж. Жак Доньоль-Валькроз
1959 — Милашки (LES BONNES FEMMES), реж. Клод Шаброль
1960 — Ухажёры (LES GODELUREAUX), реж. Клод Шаброль
1960 — Укушенные (LES MORDUS), реж. Рене Жоливе
1961 — Так со мной поступить (ME FAIRE СA А MOI), реж. Пьер Грембла
1961 — Пока не утолишь жажду (JUSQU’А PLUS SOIF), реж. Морис Лабро
1961 — Увиливание от работы 62 (TIRE AU FLANC 62), реж. Клод де Живре
1962 — Сатана там правит бал (ET SATAN CONDUIT LE BAL), реж. Ж.М.Даба
1962 — Лунный свет в Мобеже (UN CLAIR DE LUNE А MAUBEUGE), реж. Жан Шерасс
1962 — Женщины в первую очередь (LES FEMMES D’ABORD), реж. Рауль Андре
1964 — Все дети мира (TOUS LES ENFANTS DU MONDE), реж. Андре Мишель
1964 — Охота на мужчину (LA CHASSE А L’HOMME), реж. Эдуар Молинаро
1965 — Бонвиваны (LES BONS VIVANTS), скетч Жоржа Лотнера
1965 — Полный свет на Станисласа (PLEINS FEUX SUR STANISLAS), реж. Жан-Шарль Дюдрюме
1965 — Купе убийц (COMPARTIMENT TUEURS), реж. Коста-Гаврас
1966 — Вор (LE VOLEUR), реж. Луи Маль
1966 — Стены (LES MURS, к/м), реж. Ив Ковач
1966 — Я не знаю (JE NE SAIS PAS, к\м), реж. Жерар Пирес
1967 — Идиот в Париже (UN IDIOT А PARIS), реж. Серж Корбер
1967 — LAMIEL, реж. Жан Орель
1967 — Ловушка (PIЕGE), реж. Жак Баратье
1967 — Ботанический аватар мадмуазель Флоры (L’AVATAR BOTANIQUE DE Mlle FLORA, к\м), реж. Жанна Барбийон
1968 — Идолы (LES IDOLES), реж. Marc’O
1968 — Похититель преступлений (LE VOLEUR DE CRIMES), реж. Надин Трентиньян
1968 — Разоблачитель (LE RЕVЕLATEUR), реж. Филипп Гаррель
1968 — Любовь смешна, любовь грустна (L’AMOUR C’EST GAI, L’AMOUR C’EST TRISTE), реж. Жан-Даниэль Полле
1969 — Невеста пирата (LA FIANCЕE DU PIRATE), реж. Нелли Каплан
1969 — Поль (PAUL), реж. Дюрка Медвецки
1969 — Ализа или настоящая жизнь (АLISE OU LA VRAIE VIE), реж. Мишель Драш
1969 — SEX POWER, реж. Анри Шапье
1969 — Последний рейд командира Ле Биана (LE DERNIER VOYAGE DU COMMANDANT LE BIHAN, к\м), реж. Ласло Сабо
1969 — Месье Жан-Клод Вошрен (M. JEAN-CLAUDE VAUCHERIN, к\м), реж. Паскаль Обье
1970 — Разгрузка (LA DЕCHARGE), реж. Жак Баратье
1970 — Каин ниокуда (CAЇN DE NULLE PART), реж. Даниэль Даур
1970 — Вальпараисо, Вальпараисо (VALPARAISO, VALPARAISO), реж. Паскаль Обье
1970 — OUT 1, реж. Жак Риветт
1970 — Стансы Софии (LES STANCES A SOPHIE), реж. Моше Мизрахи
1970 — Мари и кюре (MARIE ET LE CURЕ, к\м), реж. Дюрка Медвецки
1971 — Поймай мне шпиона (Catch me a Spy), реж. Ричард Клемент
1971 — WHAT A FLASH, реж. Жан-Мишель Баржоль
1971 — Семья (LA FAMILLE), реж. Иван Лагранж
1971 — Яйцо (L’OEUF), реж. Жан Эрман
1971 — Белые перчатки дьявола (LES GANTS BLANCS DU DIABLE), реж. Ласло Сабо
1972 — Такая же красивая, как я (UNE BELLE FILLE COMME MOI), реж. Франсуа Трюффо
1972 — Слишком красивые для благородства (TROP JOLIES POUR ЕTRE HONNETES), реж. Ришар Бальдуччи
1972 — Мамочка и шлюха (LA MAMAN ET LA PUTAIN), реж. Жан Юсташ
1973 — Знать запрещено (DEFENSE DE SAVOIR), реж. Надин Трентиньян
1973 — Очень веселая и добрая история малыша Колино (L’HISTOIRE TRЕS BONNE ET TRЕS JOYEUSE DE COLINOT TROUSSE-CHEMISE), реж. Нина Компанеец
1973 — Они плюс они (ELLES PLUS ELLES), реж. Питер Фолдс
1973 — Пулу или звезды в зубах (POULOU OU ЕTOILES AUX DENTS, к\м), реж. Ласло Сабо
1973 — Кит, у которого болели зубы (UNE BALEINE QUI AVAIT MAL AUX DENTS), реж. Жак Брааль
1974 — Зиг Зиг (ZIG ZIG), реж. Ласло Сабо
1974 — Синьора, позвольте мне стать вашей дочерью (PERMETTE, SIGNORA CHE AMI VOSTRA FIGLIA), реж. Джан-Луиджи Полидоро
1974 — OUT 1 : SPECTRE, реж. Жак Риветт
1975 — Счастливый развод (UN DIVORCE HEUREUX), реж. Хеннинг Каризен
1975 — VINCENT MIT L’ANE DANS UN PRE, реж. Пьер Зукка
1975 — Мстительница, Девушки огня 2 (LA VENGERESSE, Les filles de feu II), реж. Жак Риветт
1975 — Страуберг здесь (STRAUBERG EST LA), реж. Маша Галь
1976 — Как мил этот мальчик, убивший отца (QU’IL EST JOLI GARСON L’ASSASSIN DE PAPA), реж. Мишель Капуто
1976 — Бидонвилль (LA VILLE BIDON), реж. Жак Баратье
1976 — Такой, как я, не должен умирать (UN TYPE COMME MOI NE DEVRAIT JAMAIS MOURIR), реж. Мишель Виане
1976 — Определенные новости (CERTAINES NOUVELLES), реж. Жак Давила
1976 — Распорядитель похорон (L’ORDINATEUR DES POMPES FUNЕBRES), реж. Жерар Пирес
1976 — LE TROUBLE FESSES, реж. Рауль Фулон
1977 — Нереволюция (L’IRRЕVOLUTION), реж. Филипп Малерб
1977 — Северный ветер (NOROIT), реж. Жак Риветт
1977 — Перевернутая черепаха (LA TORTUE SUR LE DOS), реж. Люк Беро
1978 — Виолетта Нозьер (VIOLETTE NOZIЕRE), реж. Клод Шаброль
1978 — Носок с сюрпризом (CHAUSSETTE-SURPRISE), реж. Жан-Франсуа Дави
1979 — Завивка салом (LA FRISЕE AUX LARDONS), реж. Ален Жаспар
1979 — Мы похудеем вместе (NOUS MAIGRIRONS ENSEMBLE), реж. Мишель Вокоре
1979 — Лицо другого (LA GUEULE DE L’AUTRE), реж. Пьер Черня
1979 — Мошенник (Il Ladrone), реж. Паскуале Феста Кампаниле
1980 — Вернуться сильным (RETOUR EN FORCE), реж. Жан-Мари Пуаре
1980 — Прекрасный день (UNE MERVELLLEUSE JOURNЕE), реж. Клод Питаль
1981 — Король придурков (LE ROI DES CONS), реж. Клод Конфортес
1981 — Если моя рожа вам приятна (SI MA GUEULE VOUS PLAIT), реж. Мишель Капуто
1982 — Мы не из таверны вышли (ON N’EST PAS SORTI DE L’AUBERGE), реж. Макс Пекас
1983 — Мыс Каналья (CAP CANAILLE), реж. Жюльетт Берто и Жан-Анри Роже
1983 — Дьяволенок (UN BON PETIT DIABLE), реж. Жан-Клод Бриали
1983 — Тёмная лошадка (LA BЕTE NOIRE), реж. Патрик Шапю
БОГАТЫЕ КВАРТАЛЫ (Beaux quartiers, Les (1983) (TV)
1984 — Гвендолина (GWENDOLINE), реж. Жюст Жакен
1984 — Жара (CANICULE), реж. Ив Буассе
1985 — Золотое дно (LE PACTOLE), реж. Жан-Пьер Моки
1985 — Нахалка (L’EFFRONTЕE), реж. Клод Миллер
1986 — Инспектор Лаварден (INSPECTEUR LAVARDIN), реж. Клод Шаброль
1986 — Ожидая Луну (WAITING FOR THE MOON), реж. Джилл Годмилоу
1987 — Маски (MASQUES), реж. Клод Шаброль
1988 — Периоды наслаждения (LES SAISONS DU PLAISIR), реж. Жан-Пьер Моки
1988 — Пленницы (PRISONNIЕRES), реж. Шарлотта Сильвера
1988 — Ночь в Национальной ассамблее (UNE NUIT A L’ASSEMBLЕE NATIONALE), реж. Жан-Пьер Моки
1988 — С невинным видом (L’AIR DE RIEN), реж. Мари Хименес
1990 — Оковы (PLEIN FER), реж. Жози Дайан
1991 — Чероки (CHEROKEE), реж. Паскаль Ортега
1991 — Бум-бум (BOOM BOOM), реж. Роза Вергес
1992 — Сисси (SISSI), реж. Кристоф Бюль
1992 — Мне хватит (SAM SUFFIT), реж. Виржини Тевене
1992 — Динго (DINGO), реж. Рольф Де Хеер
1992 — Город на продажу (VILLE A VENDRE), реж. Жан-Пьер Моки
1994 — Задок и счастье (ZADOC ET LE BONHEUR), реж. Пьер-Анри Сальфати
1994 — Никто меня не любит (PERSONNE NE M’AIME), реж. Марион Верну
1995 — Сын гасконца (LE FILS DE GASCOGNE), реж. Паскаль Обье
1996 — Радуга для Рембо (RAINBOW POUR RIMBAUD), реж. Жан Теле
1996 — Мы все еще здесь (NOUS SOMMES TOUS ENCORE ICI), реж. Анн-Мари Мьевиль
1997 — Генеалогия преступления (GENEALOGIES D’UN CRIME), реж. Рауль Руис
1997 — У женских ног (SOUS LES PIEDS DES FEMMES), реж. Рашида Крим
1999 — Ничего о Робере (RIEN SUR ROBERT), реж. Паскаль Бонитцер
1999 — Лицо и изнанка (RECTO VERSO), реж. Жан-Марк Лонгваль
2000 — Возможная любовь (UN POSSIBLE AMOUR), реж. Кристоф Ламотт
2001 — Любовники Нила (LES AMANTS DU NIL), реж. Эрик Эманн
2001 — Мягкие цвета (LES PETITES COULEURS), реж. Патриция Платтнер
2003 — Продажные 3 (RIPOUX 3), реж. Клод Зиди
2006 — Красные шпильки (LES AIGUILLES ROUGES), реж. Жан-Франсуа Дави
2006 — U (голос), реж. Серж Элиссальд и Грегуар Золотарефф
2006 — Короткие каникулы (LES PETITES VACANCES), реж. Оливье Пейон
2006 — Единственный выход (LA SEULE SOLUTION), реж. Люк Мулле
2006 — Невеста напрокат (PRЕTE-MOI TA MAIN), реж. Эрик Лартиго
2006 — Актриса (ACTRICE), реж. Валерия Бруни-Тедески