Марэ, Жан

МАРЭ, ЖАН

МАРЭ Жан (Jean Alfred Villain-Marais), актёр французского театра и кино, живописец, декоратор, скульптор. Родился 11 декабря 1913 года в г. Шербур в семье военного врача. Рано  проявил влечение к искусствам и, особенно, к театру. Изучал актёрское ремесло на курсах Шарля Дюллена, подрабатывая фотографом. Безуспешно пытался поступить в Консерваторию. В конце тридцатых годов  актёрскую  судьбу Марэ определила встреча с драматургом, поэтом и художником — режиссёром Жаном Кокто, который предложил стажёру роль в своём спектакле о рыцарях «Круглого стола», а затем, специально для Жана написал пьесу «Ужасные родители». Роль в этой пьесе сделала имя актёра известным. В это же время Марэ начал сниматься в кино — в фильмах Марселя Л’Эрбье.  Затем Жан Марэ получил главную роль в «Безнадежном путешествии» Кристиана-Жака благодаря случайности — в самом начале съёмок исполнитель главной роли сломал ногу и был оперативно заменён красавцем Марэ.   Фильм «Вечное возвращение» Жана Деллануа (при участии Ж. Кокто) был первым триумфом  молодого актёра. Результатом близкой  дружбы и творческого союза с Жаном Кокто стали главные роли в поэтических картинах режиссёра — Красавица и Чудовище» (1945),«Двуглавый орёл» (1947), «Ужасные Родители» (1948) и «Орфей» (1950).
Во время войны Жан  служил радистом, а затем  водителем грузовика (получил воинский Крест за мужество). После войны плодотворно работал в театре — играл на разных сценах в спектаклях классического репертуара. Ему довелось воплотить образы Нерона, Цезаря, царя Митридата, Сирано де Бержерака и короля Лира. Он с триумфом играет в «Пигмалионе», «в «Печатной машинке» Кокто, в спектаклях «Двое на качелях» и «Ученик факира». Как о блестящем и чутком партнёре о нём отзываются Эдвиж Фейер, Мишель Морган, Жанна Моро и Анни Жирардо.   С начала 50 х годов актёр занялся живописью. Марэ в эти годы оставил их общий с Жаном Кокто дом (несколько зданий и сад за крепостной стеной). Актер некоторое время жил отшельником на барже, которая стала его обителью и рабочей мастерской, сблизился с известным танцовщиком Жоржем Райхом.   В конце 1950-х годов Марэ создал  (вдвоем с Фернанделем  )  Общество помощи актёрам, потерявшим трудоспособность. Годы странствий по реке закончились- в начале 60х годов, полный творческих сил, актер приобрёл дом с бассейном и садом в Марн ля Кокет — аристократическом пригороде Парижа. Вскоре Жан Марэ усыновил цыганского мальчика – Сержа Айала, пытался привить ему любовь к искусству и музыке, трудолюбие.

Марэ научился фехтовать ещё в школе. Верховую езду освоил за две недели, когда снимался в Италии в картине Кристиан-Жака «Кармен» (1945).  В экранизации драмы Виктора Гюго «Рюи Блаз» Жан впервые отказался от каскадёра во время работы в трюковом эпизоде. Продолжением романтической темы в декорациях исторического прошлого были  ещё две экранизации: «Граф Монте Кристо» и «Капитан Фракасс». В начале 60-х годов режиссёр Андре Юнебель искал опытного актёра в хорошей физической форме для фильмов подобного рода, и нашёл, что Жан Марэ — тот, кто ему нужен. Вместе Юнебель и Маре сделали несколько картин, отмеченных специальной наградой за вклад в киноискусство для юношества. Состоялось второй триумф Марэ-киноактёра  в амплуа рыцаря «плаща и шпаги». Эти фильмы шли в наших кинотеатрах — «Горбун», «Капитан», «Тайны Бургундского двора» (оригинальное название — «Чудо волков»), «Парижские тайны»). В фильмах плаща и шпаги отважный Жан Марэ все трюки выполнял сам. В картинах  с современным сюжетом , в сценах автомобильных погонь Маре заменяли дублером (и другом Жана) Жилем Деламаром.
Говоря о многогранности Марэ можно вспомнить и о том, как он любил фильмы, в которых доводилось менять образ и обличье или играть несколько персонажей. Вереница таинственных масок – шлейф памяти о его ролях – чудовище из сказки, маска кожаная, маска бархатная, маска железная, резиновая… переодевания, перевоплощения, метаморфозы… принц и монстр… Как не упомянуть тут о трилогии «Фантомас» того же Андре Юнебеля, — Марэ сыграл здесь  двойную роль журналиста Жерома Фандора  и мегазлодея Фантомаса. В 1970 г, режиссёр Жак Деми  предложил Марэ главную роль в своей музыкальной сказке «Ослиная шкура».

Два следующих десятилетия, Жан Маре посвятил себя  керамике, скульптуре, и, конечно, театру. Приемный сын не оправдал вложенных в его образование средств и душевных сил…он отдалился от Жана. Частые переезды актёра утомили его — свой последний в Париже дом (на Монмартре) Марэ  «поменял» на маленький особняк в Валорисе, на юге страны, недалеко от Канн. Здесь хорошая глина и все условия для занятия керамикой. В этих трудах Жану Марэ помогали супруги Паскали — художники, ставшие верными друзьями актёра в последние годы его жизни. Лишь дважды режиссёрам Клоду Лелушу и Бернардо Бертолуччи удаётся прервать затворничество Марэ для съёмок в фильмах «Отверженные» (1994) и «Украденная красота» (1995).

В 1963 году Жан Марэ — почётный член жюри Московского кинофестиваля (а в 1985 году актёр возглавил жюри МКФ в Берлине). Многократно награждённый-Марэ получил главную национальную кино — премию Сезар в 1980 году, а в январе 1996 года президент Франции Жак Ширак вручил ему орден Искусств и изящной словесности.

В  1993 году  вышла последняя из книг  Марэ — «Непостижимый Жан Кокто». В декабре этого  же года  актёр и режиссёр Жан Клод Бриали устроил свему другу сюрприз- он собрал полный театр друзей и коллег Марэ, чтобы поздравить  юбиляра- это был восьмидесятый День Рождения Жана..
В начале девяностых Марэ задумал спектакль посвященный памяти  Жана Кокто ( который умер в 1963г) но болезнь отнимала у пожилого артиста все больше сил.  Годы и травмы взяли своё. Он мужественно переносил боли, однако финал великой жизни был уже неотвратим. Жан Марэ умер в больнице в Каннах, 8 ноября  1998 года.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1933 — На Улицах (Dans les rues), реж. В. Трива
1933 — Этьен (Еtienne), реж. Ж. Таррид
1933 — Ястреб (L’Еpervier), реж. М. Л Эрбье
1934 — Авантюрист (L’Aventurier ), реж. М. Л. Эрбье
1934 — Скандал (Le Scandale), реж. М. Л. Эрбье
1935 — Счастье (Le Bonheur), реж. М. Л. Эрбье
1936 — Новые люди (Les Hommes nouveaux), реж. М. Л. Эрбье
1936 — Огненные ночи (Nuits de feu), реж. М. Л. Эрбье
1937 — Злоупотребление доверием (Abus de confiance), реж. А. Декуэн
1937 — Забавная драма (Drole de drame), реж. М. Карне
1937 — Восстановим Елисейские поля (Remontons les Champs-Elysеes), реж. С. Гитри
1937 — Патриот (Le patriote), реж. М .Турнье
1941 — Горящий павильон (Le Pavillon bru), реж. Ж. Де Баронселли
1942 — Кармен (Carmen), реж. Кристиан Жак
1942 — Кровать под балдахином (Le Lit а colonnes), реж. Р .Тюаль
1943 — Вечное возвращение (L’Еternel Retour), реж. Ж. Кокто, Ж. Деланнуа
1943 — БЕЗНАДЕЖНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ  (VOYAGE SANS ESPOIR), реж. Кристиан-Жак
1945 — КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ (LA BELLE ET LA BETE), реж. Жан Кокто
1946 — ШУАНЫ (LES CHOUANS), реж. А. Калеф
1947 — РЮИ БЛАЗ (в сов. прокате «ОПАСНОЕ СХОДСТВО»), (RUY BLAS), реж. Пьер Бийон
1947 — ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ (L’AIGLE A DEUX TETES), реж. Жан Кокто
1948 — ГЛАЗАМИ ВОСПОМИНАНИЙ- (AUX YEUX DU SOUVENIR), реж. Жан Деланнуа
1948 — ТРУДНЫЕ РОДИТЕЛИ  (LES PARENTS TERRIBLES), реж. Жан Кокто
1948 — ТАЙНА МАЙЕРЛИНГА (LE SECRET DE MAYERLING), реж. Жан Деланнуа
1949 — ОРФЕЙ (ORPHЕE), Жан Кокто
1950 — СТЕКЛЯННЫЙ ЗАМОК (LE CHATEAU DE VERRE), реж. Рене Клеман
1950 — ЧУДЕСА БЫВАЮТ ТОЛЬКО РАЗ (LES MIRACLES N’ONT LIEU QU’UNE FOIS), реж. Ив Аллегре
1950 — ПРИЗЫВ СУДЬБЫ (L’Appel du destin), реж. Жорж Лакомб
1951 — КОЖАНЫЙ НОС  (Nez de cuir), реж. Ив Аллегре
1952 — ПОЛУНОЧНЫЕ ЛЮБОВНИКИ (в сов. прокате «РАЗБИТЫЕ МЕЧТЫ) (Les Amants de minuit), реж. Р. Ришбе
1953 — ЖЮЛЬЕТТА ( Julietta), реж. Марк Аллегре
1953 — Дом молчания (1952, La Maison du Silence),  Г. В. Пабст????
1953 — ДОРТУАР ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИЦ (Dortoir des grandes), реж. Анри Декуэн
1954 — НАПОЛЕОН (Napoléon), реж. Саша Гитри \ Монталон
1954 — ЕСЛИ БЫ МНЕ РАССКАЗАЛИ О ВЕРСАЛЕ (Si Versailles m’était conté), реж. Саша Гитри\ Людовик XV
1954 — ЦЕЛИТЕЛЬ( Le Guerisseur), реж. Ив Чампи
1955 — ЕСЛИ БЫ НАМ РАССКАЗАЛИ О ПАРИЖЕ (SI PARIS NOUS ETAIT CONTE), реж. С. Гитри\ Франсуа
1955 — ЕЛЕНА И МУЖЧИНЫ (Elena et les hommes), реж. Жан Ренуар \ генерал Роллан
1955 — БУДУЩИЕ ЗВЕЗДЫ (Futures vedettes ), реж. Марк Аллегре \ Эрик Уолтер
1955 — ГРАФ МОНТЕ КРИСТО (Le Comte de Monte-Cristo), реж. Робер Верней,  Эдмонд Дантес
1956 — ВЕСЬ ГОРОД ОБВИНЯЕТ (Toute la ville accuse), реж. Клод Буассоль\ Франсуа Нерак
1956 — ТАЙФУН НАД НАГАСАКИ (Typhon sur Nagasaki), реж. Ив Чампи, роль: Пьер Марсак
1957 — ЛЮБОВЬ КАРМАННОГО ФОРМАТА (Amour de Poche), реж. Пьер Каст
1957 — SOS НОРОНГА! (S.O.S. Noronha),  реж. Жорж Рукье\ Фрэдерик Кулибо
1957 — БЕЛЫЕ НОЧИ ( Le Notti bianche), реж. Л. Висконти\
1957 — БЕРЕГИСЬ, ЛЯ ТУР! (La Tour, prends garde!), реж. Жорж Лампен \ Ля Тур
1958 — ЖИЗНЬ ВДВОЁМ (La Vieà deux), реж. Клеман Дюи \ Тедди Брукс
1958 — У КАЖДОГО ДНЯ СВОЙ СЕКРЕТ (Chaque jour a son secret), реж. Клод Буассоль
1959 — ГОРБУН (Le Bossu), реж. Андре Юнебель,- Анри де Лагардер
1959 — АУСТЕРЛИЦ ( Austerlitz ), реж. Абель Ганс \Карно
1960 — ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ (Le Testament d’Orphée), реж. Жан Кокто, царь Эдип (эпизод)
1960 — КАПИТАН (Le Capitan), реж. А Юнебель\ Франсуа де Капестан
1960 — ПРИНЦЕССА КЛЕВСКАЯ (La Princesse de Cleves), реж. Жан Деланнуа\ Принц Клевский
1961 — КАПИТАН ФРАКАСС (Le Capitaine Fracasse), реж. Пьер-Гаспар Уи\ барон де Сигоньяк/капитан Фракасс
1961 — ПОХИЩЕНИЕ САБИНЯНОК (Il Ratto delle sabine), реж. Р. Потье\ Марс
1961 — НАПОЛЕОН II, ОРЛЁНОК (Napoléon II, l’aiglon), реж. К.Буассоль
1961 — ЧУДО ВОЛКОВ (Le Miracle des loups), (в сов прокате «ТАЙНЫ БУРГУНДСКОГО ДВОРА), реж. Андре Юнебель\ Робер де Невиль
1962 — ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ (Les Mysteres de Paris), реж. Андре Юнебель\ маркиз Родольф де Самбрей
1962 — ЖЕЛЕЗНАЯ МАСКА (1962, Le Masque de fer), реж. Анри Декуэн\ Д’Артаньян
1962 — ПОНТИЙ ПИЛАТ (Ponzio Pilato), реж. Ирвинг Рэппер\ Понтий Пилат
1962 — ДОСТОПОЧТЕННЫЙ СТАНИСЛАС — ТАЙНЫЙ АГЕНТ (L’Honorable Stanislas, agent secret), реж. Жан-Шарль Дюдрюме
1964 — ФАНТОМАС (Fantômas),  реж. Андре Юнебель\ Фантомас/Фандор
1964 — ТОМА ЛЖЕЦ (Thomas l’imposteur), реж. Ж.Франжю (voice)
1964 — КАРТОШКА (Patate), реж.  Р. Тома \ Ноэль Кэррэдайн
1964 — ДЖЕНТЛЬМЕН ИЗ КОКОДИ (Le Gentleman de Cocody), реж. Кристиан-Жак\ Жан Люк Эрве де Поммэрэ
1965 — АДСКИЙ ПОЕЗД (Train d’enfer), реж. Жиль Гранжье\ Антуан Донадье
1965 — ПОЛНЫЙ СВЕТ НА СТАНИСЛАСА (Pleins feux sur Stanislas), реж. Ж. Ш Дюдрюме\ С. Эварист Дюбуа
1965 — ФАНТОМАС РАЗБУШЕВАЛСЯ (Fantômas se déchaîne), реж. А Юнебель,Фантомас/Фандор/проф.Лефевр
1966 — СВЯТОЙ ВЫХОДИТ НА СЛЕД (Saint prend l’affût, Le), реж. Симон Тэмплэр
1966 — СЕМЬ ПАРНЕЙ И ДЕВУШКА (Sept hommes et une garce), реж. Б. Бордери \ капитан Доржеваль
1967 — ФАНТОМАС ПРОТИВ СКОТЛАНД-ЯРДА (Fantômas contre Scotland Yard), реж. А. Юнебель\ Фантомас/Фандор
1969 — ПАРИЯ (Jaque mate), реж. К.Карлье \ Mаню
1969 — ПРОВОКАЦИЯ (Provocation, La), реж. А. Шарпак
1969 — КРИМИНАЛЬНАЯ СХВАТКА (Jouet criminel, Le), реж. А. Арриета
1970 — ОСЛИНАЯ ШКУРА (Peau d’âne), реж. Жак Деми\ Король
1973 — ЖОЗЕФ БАЛЬЗАМО (Joseph Balsamo), реж. А. Юнебель, ТВ
1973 — КАРАТЕКА И КОМПАНИЯ («Karatekas and co»), реж. Э. Тиборовский, TV
1977 — ВЫИГРАТЬ ОЛИМПИАДУ (Vaincre à Olympie (1977) (TV), реж. М. Сабьела
1978 — КАЛИОСТРО В ВЕНЕ (Gagliostro in Wien ), ТВ
1980 — ТРУДНЫЕ РОДИТЕЛИ (Parents terribles, Les), ТВ, реж. И. А. Юбер\ Жорж
1985 — ПАРКОВКА (Parking), реж. Ж. Деми \Дьявол
1986 — РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (Lien de parenté), реж. Вилли Рамо \ Виктор Блэз
1992 — ДЕТИ МОРСКИХ РАЗБОЙНИКОВ (Enfants du naufrageur, Les), реж. Ж. Фулон\ Марк-Антуан
1995 — ОТВЕРЖЕННЫЕ (Les Miserables), реж. Клод Лелуш\ Мариэль
1996 — УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА (Stealing Beauty), реж. Бернардо Бертолуччи \ мсье Гийом