Монтан,Ив

МОНТАН, ИВ

Монтан Ив (Montand, Yves), настоящее имя – Иво Ливи. Знаменитый певец и актёр французского кино. Родился в 1921 году в Италии.

Родители Монтана были бедными итальянскими евреями. После прихода к власти фашистов во главе с Муссолини семья Ливи была вынуждена в 1924 году переселиться во французский Марсель. С 11 лет мальчик работал на заводе, чтобы поддерживать погрязшую в долгах семью. Уже в детстве проявилась любовь Иво к кинематографу: он экономил деньги, чтобы купить самый дешевый билет в кино, и пересмотрел почти всю классику Голливуда. В семнадцать лет юноша начал подрабатывать исполнением песенок в кафе под псевдонимом Ив Монтан. Псевдоним происходит от фразы на марсельском диалекте «Иво, монта» (Иво, наверх!), — так мать звала его домой в детстве. По-французски «монтан» означает «поднимающийся, восходящий». В конце 1938 года Иво начал исполнять песни в кинотеатре перед началом сеанса. После вступления Франции в войну с Германией, Монтан был вынужден бросить пение и устроиться (1940) на судостроительный завод молотобойцем. Он продолжал репетировать дома, не оставляя надежду когда-нибудь вернуться к музыке. Весной 1941 года юноша снова выходит на сцену, и его популярность начинает быстро расти. Последовали первые турне по Франции и выступления на радио. В этот момент большую роль в профессиональном становлении певца и в его личной жизни сыграла Эдит Пиаф. После прослушивания и первых совместных выступлений она оказалась настолько очарована молодым марсельцем, что загорелась желанием сделать из него настоящего профессионала. Под опекой Пиаф Монтан, оказавшийся способным учеником, занялся самообразованием, стал обучаться манерам поведения на сцене и в обществе, полностью переработал и расширил свой репертуар, ранее основывавшийся на простеньких американских песенках. Его манера исполнения постепенно приобретала большую выразительность при использовании самых минимальных средств. Мелодии его песен стали более разнообразными: от меланхолических, почти мрачных, до бравурных. Пролетарское происхождение во многом способствовало росту популярности Монтана, публика принимала его как своего, дистанция между исполнителем и слушателем стиралась. Тем временем любовный роман между Монтаном и Пиаф достиг апогея и стал угасать, что неудивительно, поскольку для обоих на первом месте стояла творческая карьера.

Благодаря Пиаф Монтан получил роль в фильме Марселя Карне по сценарию Жака Превера «Врата ночи» (1946). В своих первых фильмах он выглядел не вполне убедительным, но трудолюбия марсельцу было не занимать и актёрское мастерство Монтана прогрессировало в ряде последующих кинокартин, где режиссёры используют его выгодные внешние данные, мужественность. На рубеже 1950-х годов Монтан знакомится с актрисой Симоной Синьоре, которая была замужем за режиссёром Ивом Аллегре. После бурного романа Симона оставила мужа и ушла к Монтану. Ив и Симона поженились в 1951 году. Несколько первых лет совместной жизни Синьоре предпочла провести, не расставаясь с новым мужем, отказавшись от ряда престижных предложений из Голливуда. С 1951 года Монтан регулярно выступал в лучшем парижском зале «Этуаль» с большими сольными программами. Фирма «Одеон» выпустила его золотой диск «Осенние листья». Пришёл и большой успех в кино: картина Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх» (1952) с Ивом Монтаном в главной роли получила гран-при Каннского кинофестиваля. Монтан отличался традиционными для его семьи левыми взглядами, он участвовал в антивоенном движении, выражал солидарность с рабочим и коммунистическим движением. В разгар Венгерских событий 1956 года певец принял решение поехать с гастролями в СССР и другие социалистические страны. Французская общественность осудила этот визит, а в СССР он был воспринят как проявление политической солидарности. Несмотря на восторженный прием, Монтан увидел своими глазами теневую сторону социализма, и узнал о многих неприглядных чертах советского образа жизни. Так началось болезненное расставание артиста с коммунистическими иллюзиями. Из-за своих левых взглядов Монтан долгое время был персоной нон грата в США. Только в 1959 году американцы решились выдать въездные визы для гастролей Монтану и его жене. Выступления певца завершились оглушительным успехом. После успешных гастролей по США артисту предложили главную мужскую роль в музыкальной комедии «Займемся любовью» (1960), где его партнершей стала Мерилин Монро. Партнерские отношения скоро переросли в бурный роман, оказавшийся достоянием прессы. Однако Монтан нашёл в себе силы расстаться с американской кинодивой, и Симона простила мужа. В последующие годы Монтан продолжал сниматься в кино и выступал с концертами, став самым популярным французским певцом 1960-х годов. В эти же годы начинается его плодотворное сотрудничество с режиссёром Костой Гаврасом («Убийцы в спальных вагонах», 1965; «Дзета», 1969). После подавления антикоммунистического движения в Чехословакии в 1968 артист окончательно разочаровывается в коммунистических идеалах и открыто заявляет об этом. Затем последовал шумный успех фильма «Признание» (1970, режиссёр Коста Гаврас), основанного на документальных свидетельствах чехословацкого диссидента. С режиссёром Костой Гаврасом Монтан продолжал удачно работать в фильмах «Осадное положение» (1973), «Специальный отдел» (1975), «Свет женщины» (1979). С конца 1960-х годов Монтан с головой уходит в кинематограф, появляясь на музыкальной сцене лишь эпизодически. Работы актёра зачастую приобретают антитоталитарный оттенок, а его имидж всё более политизируется. Имя Монтана не сходит с афиш кинотеатров, он снимается у Клода Соте в фильмах «Венсан, Франсуа, Поль и другие» (1974), «Гарсон» (1983), «Сезар и Розали» (1972), в сложных психологических ролях у Ж.-П. Мельвиля в фильме «Красный круг» (1971) и у Алена Карно в «Пистолете полицейского «Питон-357» (1975). Ив Монтан снимался с блестящими партнёршами — Мерилин Монро в фильме «Займемся любовью» Дж. Кьюкора (1960), Ширли Маклейн в ленте «Моя гейша» Д. Кардифа (1962), Джейн Фондой в фильме «Всё в порядке» Годара-Горена (1972), Роми Шнайдер в фильме «Сезар и Розали» и «Свет женщины», С. Синьоре в картинах «Салемские колдуньи» (1956), «Признание», «Убийцы в спальных вагонах», «Пистолет полицейского «Питон-357», Катрин Денев («Дикарь»). На склоне лет артист настолько стал заметной фигурой, что его начали рассматривать как одного из кандидатов на пост президента Франции. До самого последнего дня жизни Монтан продолжал работать и умер во время съёмок фильма Ж.-Ж. Бенекса «ИП-5» (1992).