Янн,-Жан

ЯНН, ЖАН

ЯНН (Yanne) Жан — актёр, сценарист, автор диалогов и режиссёр, продюсер и композитор французского кино. Настоящая фамилия Гуйе  (Jean Roger GOUYE). Родился 18-го июля 1933 года в парижском ближнем пригороде Лила.

Не очень удачные время и место рождения, особенно для выходца из еврейской среды. Раннее детство Жана пришлось на годы оккупации: отца арестовали за близость к Сопротивлению, а дядя исчез в застенках Гестапо после очередной облавы. Мальчик не проявлял явного желания учиться, и даже во время призыва на воинскую службу его интеллектуальный уровень оценивается не высоко. Раннее детство пришлось на годы оккупации: отец довольно быстро арестован за близость к Сопротивлению, а дядя исчезает в застенках Гестапо после очередной облавы. Не терпел школу и с трудом ее закончил, дважды сдавал экзамены — хотя в раннем детстве был спокойным мальчиком — любил читать. Во время призыва на воинскую службу его интеллектуальный уровень оценивается не высоко. Тем не менее, по возвращении из армии Жан Янн поступил в  парижскую Школу подготовки журналистов, и там впервые проявил себя его юмор и  сарказм по отношению к окружающей реальности.  Жан пишет для газеты Dauphinе Libеrе, но вскоре, благодаря протекции импресарио Жака Канетти, заключает двухлетний контракт с кабаре «Три осла» (Trois Baudets), что позволяет ему, как автору, высказывать свои идеи — в виде диалога с публикой, стоя на  маленькой сцене – это был его первый шаг к зрителю.

Одновременно Жан получил приглашение войти в  труппу режиссёра Ива Роббера, где начинающий актёр появился в двух спектаклях. Уже тогда он создает свой образ маску — хамоватый, циничный тип, далеко не глупый трезвомыслящий обыватель, зло, но метко критикующий все подряд. В середине 50-х Янн начинает писать комические песни — и слова, и музыку — а вскоре даже записывает свой первый диск. С 1960-го Янн стал настоящей звездой живого «Радио Люксембург», пришёл в телевидение, стал автором сценариев и популярных позднее комиксов.

В 1964 году Жанн Янн дебютировал в кино, как актёр.

Первую роль предложил ему друг — режиссёр Ален Жессюа, но три первых года в кинематографе не приносят настоящего удовлетворения. Дорога к  признанию  началась годаровским «Уик-эндом» (1967), а коммерческим триумфом «Эротиссимо» (1968) и двумя фильмами  Клода Шаброля. В вечно чем-то недовольном ворчуне Янне увидел свое alter ego Морис Пиала и пригласил актёра в свой во многом автобиографический фильм «Мы не состаримся вместе». Действительно очень похожие друг на друга, Янн и Пиала настолько не сошлись характерами, что фильм вошёл в историю французского кино в качестве «образца» невыносимости совместной работы режиссёра и актёра — на площадке не утихали скандалы, Янн дважды исчезал бесследно, каждый раз возвращался и т. д. До самой смерти Янн и Пиала не обменялись даже словом, что не помешало актёру достигнуть вершины признания, получив каннский приз на исполнение мужской роли. Он ненадолго оставил  актёрство, создал свою продюсерскую фирму Cinеquanon и стал режиссёром. Автор сценария и режиссёр Жан Янн наконец-то получил  неограниченные возможности высказывать своё отношение к окружающему его обществу, и взялся за дело (об этом в разделе «режиссеры).

В конце тысячелетия у Янна наконец доходят руки и до другого занятия: упорядочить и издать все многочисленные собственные тексты: сценарии, романы, анекдоты, скетчи, песни. Немаловажный труд, ведь оказалось, что за 40 лет  разнопрофильной карьеры множество острых словечек Янна прочно впиталось во французскую действительность — к примеру, обнаружилось, что именно ему принадлежит один из самых ярких слоганов парижского Мая-68: «Запрещается запрещать», хотя сам он был крайне далёк от политической левизны. В течении десяти лет у Жана Янна были отношения с дизайнером одежды Кристианой Фаггер фон Бабенхаузен. В 1991 году у пары родился  сын- Жан-Кристоф.

Жан Янн  умер 23 мая 2003-го года в результате сердечного приступа в своём поместье, в Шампани и весьма скромно был похоронен на кладбище родного местечка Лила.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1964 — Жизнь наизнанку (LA VIE А L’ENVERS), реж. Ален Жессюа
1964 — Женщина-спектакль (LA FEMME SPECTACLE), реж. Клод Лелюш
1965 — Любовь на цепи (L’AMOUR А LA CHAINE), реж. Клод де Живре
1965 — Ревнив, словно тигр (JALOUX COMME UN TIGRE), реж. Дарри Коул
1965 — Демаркационная линия ((LA LIGNE DE DЕMARCATION), реж. Клод Шаброль
1965 — Фальшивые деньги (MONNAIE DE SINGE), реж. Ив Робер
1966 — Святой в засаде (LE SAINT PREND L’AFFUT), реж. Кристиан-Жак
1966 — Скажи мне, кого убить (DIS-MOI QUI TUER), реж. Этьен Перье
1966 — Пиф-паф (BANG-BANG), реж. Серж Пиолле
1967 — Виконт сводит счеты (LE VICOMTE RЕGLE SES COMPTES), реж. Морис Клош
1967 — Уик-энд (WEEK-END), реж. Жан-Люк Годар
1968 — Чудной полковник (UN DRОLE DE COLONEL), реж. Жан Жиро
1968 — Эти месье свои (CES MESSIEURS DE LA FAMILLE), реж. Рауль Андре
1968 — Эротиссимо (EROTISSIMO), реж. Жерар Пирес
1969 — Пусть зверь умрёт (QUE LA BЕTE MEURE), реж. Клод Шаброль
1969 — Мясник (LE BOUCHER), реж. Клод Шаброль
1970 — Вы обручены с греческим моряком или гражданским пилотом? (ЕTES-VOUS FIANCЕE А UN MARIN GREC OU А UN PILOTE DE LIGNE?), реж. Жан Орель
1970 — Разгул у жлобов (FANTASIA CHEZ LES PLOUCS), реж. Жерар Пирес
1970 — Расслабьтесь, это вальс (LAISSE ALLER, C’EST UNE VALSE), реж. Жорж Лотнер
1971 — Падение ангела (LE SAUT DE L’ANGE), реж. Ив Буассе
1971 — Мы не состаримся вместе (NOUS NE VIEILLIRONS PAS ENSEMBLE), реж. Морис Пиала
1972 — Все красивы, все милы (TOUT LE MONDE IL EST BEAU, TOUT LE MONDE IL EST GENTIL), реж. Жан Янн
1973 — Моя хотеть деньги (MOI Y’EN A VOULOIR DES SOUS), реж. Жан Янн
1974 — Китайцы в Париже (LES CHINOIS А PARIS), реж. Жан Янн
1975 — Шобизнесс (CHOBIZENESSE), реж. Жан Янн
1976 — Армагеддон (ARMAGUEDON), реж. Ален Жессюа
1977 — Извергающий проклятия (L’IMPRЕCATEUR), реж. Жан-Луи Бертучелли
1977 — Я, голубой цветок (MOI, FLEUR BLEUE), реж. Эрик Ле Юнг
1978 — Государственные интересы (LA RAISON D’ЕTAT), реж. Андре Кайатт
1979 — Держу тебя, а ты меня за бороденку (JE TE TIENS, TU ME TIENS PAR LA BARBICHETTE), реж. Жан Янн
1981 — Асфальт (ASPHALTE), реж. Дени Амар
1982 — Час 45 до Новой Эры (DEUX HEURES MOINS LE QUART AVANT JЕSUS-CHRIST), реж. Жан Янн
1983 — Ханна К. (HANNA K), реж. Коста-Гаврас
1983 — Дедуля в Сопротивлении (PAPY FAIT DE LA RЕSISTANCE), реж. Жан-Мари Пуаре
1985 — Телефон всегда звонит дважды (LE TЕLЕPHONE SONNE TOUJOURS DEUX FOIS), реж. Жан-Пьер Вернь
1985 — Свобода, равенство, шукрут (LIBERTЕ, ЕGALITЕ, CHOUCROUTE), реж. Жан Янн
1985 — Кайен Палас (CAYENNE PALACE), реж. Ален Малин
1985 — Чёртов Фернан (FUCKING FERNAND), реж. Бернар Мордийя
1985 — Волк у дверей (The Wolf at the Door), реж. Хеннинг Карлсен
1986 — Грубиян (LE PALTOQUET), реж. Мишель Девиль
1987 — Осторожно, бандиты! (ATTENTION BANDITS!), реж. Клод Лелюш
1988 — В мгновенье ока (Quicker than the Eye), реж. Николас Гесснер
1991 — Мадам Бовари (MADAME BOVARY), реж. Клод Шаброль
1991 — Профессиональные секреты доктора Апфельглюка (LES SECRETS PROFESSIONNELS DU DOCTEUR APFELGLUCK), скетч
1992 — Бал зануд (LE BAL DES CASSE-PIEDS), реж. Ив Роббер
1992 — Индокитай (INDOCHINE), реж. Режис Варнье
1993 — Девушка из Севильи (LA SЕVILLANE), реж. Жан-Филипп Туссен
1993 — Петен (PЕTAIN), реж. Жан Марбёф
1993 — Легенда (LA LЕGENDE), реж. Жером Диаман-Берже
1993 — Фаусто (FAUSTO), реж. Реми Дюшмен
1993 — Скромник (PROFIL BAS), реж. Клод Зиди
1994 — Каждый за тебя (CHACUN POUR TOI), реж. Жан-Мишель Риб
1994 — Смотри, как падают мужчины (REGARDE LES HOMMES TOMBER), реж. Жак Одьяр
1994 — Победа (VICTORY), реж. Марк Пиплоу
1995 — Гусар на крыше (LE HUSSARD SUR LE TOIT), реж. Жан-Поль Раппно
1995 — Король игры (LE SIGNORE DEL GIOCO), реж. Анна Брази
1996 — Бомарше (BEAUMARCHAIS L’INSOLENT), реж. Эдуар Молинаро
1996 — Дезире (DЕSIRЕ), реж. Бернар Мюра
1996 — Дети мерзавца (ENFANTS DE SALAUD), реж. Тони Маршалл
1996 — Новости от Господа Бога (DES NOUVELLES DU BON DIEU), реж. Дидье Ле Пешер
1996 — Моа (MOА), реж. Ив-Ноэль Франсуа
1996 — Море (LA BELLE VERTE), реж. Колин Серро
1996 — Не стоило! (FALLAIT PAS!), реж. Жерар Жюньо
1997 — Дресс код желателен (TENUE CORRECTE EXIGЕE), реж. Филипп Лиоре
1998 — Плот Медузы (LE RADEAU DE LA MEDUSE), реж. Арадж Азими
1999 — Гигиена убийцы (HYGIENE DE L’ASSASIN), реж. Франсуа Руджери
1999 — Я умеряю шаг по своему отцу (JE REGLE MON PAS SUR LE PAS DE MON PERE), реж. Реми Ватерхаус
1999 — Теща (BELLE-MAMAN), реж. Габриэль Агион
2000 — Актёры (LES ACTEURS), реж. Бертран Блие
2001 — Пакт волков (LE PACTE DES LOUPS), реж. Кристоф Ганс
2001 — Опьянение любовью (VERTIGES DE L’AMOUR), реж. Лоран Шушан
2002 — Мелкие порезы (PETITES COUPURES), реж. Паскаль Бонитцер
2002 — Адольф (ADOLPHE), реж. Бенуа Жако
2003 — Гомес и Таварес (GOMEZ ET TAVARES), реж. Жиль Паке-Бреннер