Дэвис,-Бэт

ДЭВИС, БЭТТ

Дэвис, Бэтт — актриса американского театра кино, звезда. Полное имя — Рут Элизабэт. Родилась  5 апреля 1908 года в городке Лоуэлл, штат Массачусетс. Её семья имела уэлльские и шотландские корни. Отец ушёл из семьи, когда Элизабэт и её сестра Барбара были ещё маленькими (Бэтт было только 10 лет). Мать и дочери сохранили тесную связь и преданность друг другу на всю жизнь. Юная Дэвис проучилась до 1921 года в протестантском лицее, где её за дерзкие выходки и неуёмный характер прозвали «бесёнком в юбке». Девочка любила танцы, а потом случайно открыла для себя сцену и, вскорости, решила стать актрисой.

Первая попытка поступить в театральную школу окончилась неудачей — «Очень сожалею, но у девочки нет таланта», — сказала ведущая на вступительном экзамене. Элизабэт, всё же, попала в драматическую школу Джона Мюррея Андерсона — тогда актёра, а впоследствии известного режиссёра. Через год наставник рекомендовал свою ученицу режиссёру Джорджу Кьюкору. Так Дэвис попала в труппу, ставившую в это время пьесу «Бродвей». Элизабэт играла добросовестно, но Кьюкор её уволил, хотя видимых причин к разрыву не было (кроме странностей самого Кьюкора). Актриса к тому времени уже сменила имя на Бэтт Дэвис — «Элизабэт» она посчитала слишком длинным для произношения.

На следующее лето Бэтт устроилась билетёршей в другой театр, иногда появлялась на сцене в незначительных ролях. Осенью 1929-го её включили в состав нью-йоркского «Провинстаун плейхауз». Первая её заметная роль в этой труппе — Гедвига в «Дикой утке» Генрика Ибсена. О Бэтт Дэвис заговорили как о многообещающей актрисе. Следующая постановка с участием Дэвис — «Разбитые блюда», выдержавшей двести представлений.

Хотя в 1930 году Бэтт Дэвис не прошла кинопробу у главы кинокомпании «МГМ» Сэма Голдвина, ей удалось подписать кратковременный контракт с «Юниверсал». Другой киномагнат — Карл Леммле собирался сделать из неё кукольную героиню сентиментальных мелодрам, но в 1932 г. актриса перешла к «Уорнер бразерс». Кинодебют Дейвис состоялся в 1931 году. Уже через год Бэтт исполнила свою первую крупную роль — в картине «Человек, который играл бога». Роковые соблазнительницы, сыгранные Дэвис в следующие два года почти ничего не дали актрисе. Добившись роли малосимпатичной официантки Милдред («Бремя страстей человеческих», 1934), актриса сыграла её поразительно достоверно, с эмоциональным накалом. Начиная с этой работы, Бэтт Дэвис развивает тип не останавливающихся ни перед чем героинь, чья властность, и аморальность губительны не только для окружающих, но и для них самих. Именно Дэвис удалось открыть для экрана тип современной американки — эмансипированной, расчётливой, эгоистичной и жестокой, способной выжить в мире людей, которые «делают самих себя», наступая на других.

Получив наконец самую престижную награду американской киноиндустрии за роль алкоголички в фильме «Опасная» (1935), актриса вступила в полосу судебных баталий. Будучи связанной долгосрочным контрактом со студией «Warner Bros», Дэвис решила сняться в двух фильмах в Англии, считая, что её карьера не развивается из-за посредственности голливудских фильмов, в которых она играет. Студия подала иск в лондонский суд, заявив, что Дэвис, получая 1350 долларов в неделю, обязана отрабатывать свой контракт. Бэтт была вынуждена вернуться в Голливуд, в долгах и без работы. Правда, «Warner Bros»,  не замедлила предложить талантливой актрисе новый договор, и качество предлагаемых ролей  улучшилось. Это были уже звёздные роли. Такова южная красавица в «Иезавели» (1939),  за которую Дэвис получила свой второй «Оскар». Эта роль была в известной степени утешением за то, что из-за межстудийных договоренностей знаменитой актрисе не довелось сыграть в «Унесённых ветром»( хотя она участвовала в отборе исполнительниц по ряду признаков занимала первое место среди кандидаток.) Среди других заметных ролей этого периода следует упомянуть императрицу Карлотту в фильме «Хуарес» (1939) и хищную Реджину Хаббард в фильме «Лисички» (1941).

В сороковые годы Дэвис оставалась одной из самых известных и уважаемых киноактрис мира. В 1939 г. она сыграла вместе с Эрролом Флинном и Оливией де Хэвиленд в своём первом цветном фильме — «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса». Ещё более успешной в прокате была её следующая картина — «Всё это и небо в придачу» (1940). На студии Warner Bros. она пользовалась таким авторитетом, что её шутливо называли «четвёртым братом Уорнером». Бэтт Дэвис была первой актрисой американского кинематографа, которая стала самостоятельной женщиной в индустрии, где господствовали исключительно мужчины. В январе 1941 г. она была избрана президентом Американской академии киноискусства.

Однако, по мере того как актриса приближалась к сорокалетнему возрасту, ей становилось всё сложнее выдерживать конкуренцию молодых звёзд. Критики начали жаловаться на то, что Дэвис пребывает в плену наработанных годами жеманных поз и жестов.

В 1950 г. актриса сыграла в одном из самых ярких фильмов классического Голливуда — «Всё о Еве». Многие из произнесённых ею  фраз разошлись на цитаты, а сама картина была номинирована на премию «Оскар» по 14 категориям. «Ева» принесла Дэвис приз Каннского кинофестиваля.

Начиная с середины 50-х годов Бэтт Дэвис снималась в телесериалах: Альфред Хичкок представляет (1955-1962), Пэрри Мэйсон (1957-1966), Подозрение (1957-1959), Требуется вор (1968-1970), Отель (1983-1988) и другие. Актриса удостоилась награды «Эмми» за лучшую женскую роль в телесериале «Strangers: The Story of a Mother and Daughter» (1979).

Поздние фильмы  Дэвис большого успеха в прокате не имели. В 1961 году Бэтт была вынуждена дать газетное объявление о поиске работы и охотно согласилась сниматься с Джоан Кроуфорд в триллере Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн?», в котором они играли двух стареющих кинозвёзд. Выдвижение Дэвис на «Оскар» за роль в этом фильме привело к громкой размолвке с Кроуфорд, которая, так же, как и Бэтт, славилась горячим характером и острым языком. Не лучшим образом складывались отношения Дэвис и со звёздами молодого поколения: их она обвиняла в отсутствии должной выучки и профессионализма. В 1962 г. в свет вышли мемуары актрисы — как и многие  интервью Бэтт, книга отличалась редкой откровенностью.

В 1960-е гг. актриса попыталась вернуться на Бродвей, но без особого успеха. Ей постоянно нездоровилось, однако она продолжала сниматься в фильмах, например, в экранизации романа Агаты Кристи «Смерть на Ниле» (1978). В 1979 г. ей была присуждена телепремия «Эмми», а за год до этого она стала первой женщиной, получившей почетную награду Американского института кино. В 1983 г. Она перенесла инсульт, но частично парализованная, полностью не отказывалась от съёмок — заметной работой актрисы стала роль старенькой Либби Стронг в трогательном фильме Линдсея Андерсона « Августовские киты» (1987 г.).

В 1938 году у замужней Дэвис, во время съёмок «Иезавели» Уильяма Уайлера начался роман с режиссёром, о котором впоследствии она вспоминала как о лучшей любви своей жизни. Но Уайлер был женат и отказался бросить свою жену ради кинозвезды.

Дэвис настаивала на том, что именно она дала имя «Оскар» награде, вручаемой Американской киноакадемией за достижения в области кинематографа. Бэтт, якобы,  взяла эту идею по среднему имени её мужа Хармона Оскара Нельсона, так как нашла сходство между статуэткой и фигурой Нелсона. В 1939 году у Бэтт Дэвис вспыхнула очередная интрижка (с миллиардером Ховардом Хьюзом), и  брак с Нельсоном распался.

Второй муж актрисы в 1943 году погиб от травмы, в результате злосчастного падения на улице. Два года спустя Дэвис в третий раз вышла замуж за художника Уильяма Шерри, и вскоре у них родилась дочь. На волне успеха картины «Всё о Еве» Бэтт разошлась с Шерри и вышла замуж за своего партнёра по фильму — актёра Гари Меррила, однако и этот союз нельзя было назвать ни счастливым, ни долгим.

Бэтт Дэвис  воспитывала кроме родной дочери, двух приемных.

Ей приходилось расплачиваться за свой характер — четыре несчастных брака, (в конечном счете, отчуждение от детей), многочисленные тяжбы, вражда с другими звёздами и руководством киностудий.

Она «не лезла за словом в карман» в любых ситуациях, даже в самых тяжёлых для неё — когда у Дэвис обнаружили рак груди и девять дней спустя случился удар, она, чуть оправившись, произнесла «Старение не для баб».

Бэтт Дэвис умерла 6 октября 1989 года во Франции, в больнице в Нейи, вскоре после возвращения с кинофестиваля в Сан-Себастьяне, где ей была вручена почётная награда за вклад в киноискусство.

Её останки были перевезены в Лос-Анджелес, где члены семьи и несколько близких друзей простились с Бэтт в небольшом частном похоронном бюро. Общественная поминальная служба прошла в одном из голливудских павильонов звукозаписи.  Бэтт Дэвис была похоронена рядом с её матерью и сестрой.

На могильной плите  одной из величайших актрис Голливуда написано «Она добилась этого нелегким способом!» («she did it the hard way»).

Примечание. Бэтт Дэвис была удостоена многих наград: она была первой женщиной, получившей Награду американского Института кинематографии за совокупность заслуг, первой женщиной Лауреатом Премии Гильдии нью- йоркских кинокритиков, Лауреатом Премии Кубка Volpi от Венецианского кинофестиваля(1937), Лауреатом Премии Каннского кинофестиваля (1951).

За перестройку и организацию (на личные деньги) в бывшем ночном клубе в Голливуде, столовой для военнослужащих во время Второй мировой войны, Бэтт получила Медаль Министерства обороны США.

Бэтт Дэвис — Лауреат Почётного приза «СЕЗАР» за 1985 год.

Актриса восемь раз номинировалась на премию «Оскар» за картины «Мрачная победа» (1939), «Письмо» (1940), «Маленькие лисички» (1941), «Вперёд, путешественник» (1942), «Мистер Скеффингтон» (1944), «Всё о Еве» (1950), «Звезда» (1952) и «Что случилось с малышкой Джейн?» (1962).

Стивен Спилберг выкупил обе статуэтки « Оскар», завоёванные Дэвис (когда они были выставлены на аукционе Кристи) и вернул их в Американскую киноакадемию.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1931 — Плохая сестра (The Bad Sister), реж. Х. Хенли
1931 — Семя (Seed), реж. Дж. М. Стал
1931 — Мост Ватерлоо (Waterloo Bridge), реж. Дж. Уэйл
1931 — Обратный путь домой (Way Back Home), реж. У. А. Сейтер
1932 — Угроза (The Menace), реж. Р. У. Нил
1932 — Адский дом (Hell’s House), реж. Х. Хиггин
1932 — Человек, который играл бога (The Man Who Played God), реж. Дж. Адольфи
1932 — Такой большой! (So Big!), реж. У. Уэллман
1932 — Богатство, которое всегда с нами (The Rich Are Always with Us), реж. А. Э. Грин
1932 — Тёмная лошадка (The Dark Horse), реж. А. Э. Грин
1932 — Хижина в хлопчатнике (Тени к югу) (The Cabin in the Cotton), реж. М. Кертиц
1932 — Трое в паре (Three on a Match), реж. М. Ле Рой
1932 — 20 000 лет в Синг Синге (20,000 Years in Sing Sing), реж. М. Кертиц
1933 — Парашютист (Parachute Jumper), реж. А. Э. Грин
1933 — Работяга (The Working Man), реж. Дж. Адольфи
1933 — Бывшая Дама (Ex-Lady), реж. Р. Флори
1933 — Бюро поиска пропавших без вести (Bureau of Missing Persons), реж. Р. Дель Рут
1933 — Буквально за углом, к-м (Just Around the Corner)
1934 — Большое потрясение (The Big Shakedown), реж. Дж. Ф. Диллон
1934 — Только любовь (Fashions of 1934), реж. У. Дитерле
1934 — Джентльмен Джимми (Jimmy the Gent), реж. М. Кертиц
1934 — Туман над Фриско (Fog Over Frisco), реж. У. Дитерле
1934 — Бремя страстей человеческих (Of Human Bondage), реж. Дж. Кромвелл
1934 — Домохозяйка (Housewife), реж. А. Э. Грин
1935 — Город на границе (Bordertown), реж. А. Мейо
1935 — Девушка с 10-й авеню (The Girl from 10th Avenue), реж. А. Э. Грин
1935 — Женщина с первой полосы (Front Page Woman), реж. М. Кертиц
1935 — Специальный агент (Special Agent), реж. У. Кигли
1935 — Опасная (Dangerous), реж. А. Э. Грин
1935 — Окаменевший лес (The Petrified Forest), реж. А. Мейо
1936 — Золотая стрела (The Golden Arrow), реж. А. Э. Грин
1936 — Сатана встречает леди (Satan Met a Lady), реж. У. Дитерле
1937 — Меченая женщина (Marked Woman), реж. Л. Бэкон, М. Кертиц
1937 — Кид Гэлэхэд (Kid Galahad), реж. М. Кертиц
1937 — Та самая женщина (That Certain Woman), реж. Э. Гулдинг
1937 — Любовь, которую я искал (It’s Love I’m After), реж. А. Мейо
1938 — Иезавель (Jezebel), реж. У. Уайлер
1938 — Сестры (The Sisters), реж. А. Литвак
1939 — Победить темноту (Dark Victory), реж. Э. Гулдинг
1939 — Хуарес (Juarez), реж. У. Дитерле
1939 — Старая дева (The Old Maid), реж. Э. Гулдинг
1939 — Частная жизнь Елизаветы и Эссекса (The Private Lives of Elizabeth and Essex), реж. М. Кертиц
1940 — Все это и небо в придачу (All This, and Heaven Too), реж. А. Литвак
1940 — Письмо (The Letter), реж. У. Уайлер
1940 — Если я забуду Тебя, к-м (If I Forget You)
1941 — Великая ложь (The Great Lie), реж. Э. Гулдинг
1941 — Невеста наложенным платежом (The Bride Came C.O.D.), реж. У. Кигли
1941 — Лисички (The Little Foxes), реж. У. Уайлер
1942 — Человек, который пришёл к обеду (The Man Who Came to Dinner), реж. У. Кигли
1942 — В этом наша жизнь (In This Our Life), реж. Дж. Хьюстон
1942 — Вперёд, путешественник (Now, Voyager), реж. И. Раппер
1943 — Дозор на Рейне (Watch on the Rhine), реж. Г. Шумлин, Х. Ммор
1943 — Благодари судьбу (Thank Your Lucky Stars), реж. Д. Батлер
1943 — Верная подруга (Old Acquaintance), реж. В. Шерман
1944 — Мистер Скеффингтон (Mr. Skeffington), реж. В. Шерман
1944 — Голливудская лавка для армии (Hollywood Canteen), реж. Д. Дэйвз
1945 — Кукуруза зеленая (The Corn Is Green), реж. И. Раппер
1946 — Украденная жизнь (A Stolen Life), реж. К. Бернхардт
1946 — Обман (Deception), реж. И. Раппер
1948 — Зимняя встреча (Winter Meeting), реж. Б. Виндаст
1948 — Невеста июня (June Bride), реж. Б. Виндаст
1949 — За лесом (Beyond the Forest), реж. К. Видор
1950 — Всё о Еве (All About Eve) Дж. Манкевич
1951 — Платёж по требованию (Payment on Demand), реж. К. Бернхардт
1951 — Яд другого человека (Another Man’s Poison), реж. И. Раппер
1952 — Телефонный звонок от незнакомца (Phone Call from a Stranger), реж. Ж. Негулеско
1952 — Звезда (The Star), реж. С. Хейслер
1955 — Королева-девственница (The Virgin Queen), реж. Г. Костер
1944 — Дымок из ствола (Gunsmoke, смериал), реж. Эндрю В. МакЛаглен, Гарри Харрис, Тед Пост
1956 — Свадебный завтрак (The Catered Affair), реж. Р. Брукс
1956 — Повозка каравана (Wagon Train,сериал,1957-1965), реж. Вирджил В. Фогель, Джозеф Пивни, Джерри Хоппер
1956 — Центр бури (Storm Center), реж. Д. Тарадаш
1959 — Джон Пол Джонс (John Paul Jones), реж. Дж. Фэрроу
1959 — Козёл отпущения (The Scapegoat), реж. Р. Хеймер
1961 — Пригоршня чудес (Pocketful of Miracles), реж. Ф. Капра
1962 — Что случилось с Бэби Джейн? (What Ever Happened to Baby Jane?), реж. Р. Олдрич
1963 — Скука (La noia), реж. Д. Дамиани
1964 — Двойник (Dead Ringer), реж. П. Хенрид
1964 — Куда ушла любовь (Where Love Has Gone), реж. Э. Дмитрик
1964 — Тише… тише, милая Шарлота (Hush…Hush, Sweet Charlotte), реж. Р. Олдрич
1965 — Декоратор (The Decorator), реж. Р.Кинон
1965 — Няня (The Nanny), реж. С. Холт
1967 — Годовщина (The Anniversary), реж. Р. У. Бейкер
1970 — Смежные комнаты (Connecting Rooms), реж. Ф. Голлингс
1971 — Банни О’Хэйр (Bunny O’Hare), реж. Г. Освальд
1972 — Мадам Син (Madame Sin), реж. Д. Грин
1972 — Игра в карты по-научному (Lo scopone scientifico), реж. Л. Коменчини
1973 — Судья и Джейк Уайлер ( The Judge and Jake Wyler, ТВ), реж. Д. Л. Рич
1973 — Кричи, красотка Пэгги (Scream, Pretty Peggy (ТВ), реж. Г. Хесслер
1974 — Привет, Мама, Прощай! (Hello Mother, Goodbye!, ТВ), реж. П. Хант
1976 — Сожжённые приношения (Burnt Offerings), реж. Д. Кэртис
1976 — Исчезновение Эйми (The Disappearance of Aimee, ТВ), реж. Э. Харви
1978 — Возвращение с ведьминой горы (Return from Witch Mountain), реж. Дж. Хаф
1978 — Смерть на Ниле (Death on the Nile), реж. Дж. Гиллермин
1973 — Незнакомцы: История Матери и Дочери (Strangers: The Story of a Mother and Daughter, ТВ), реж. М. Катцелас
1980 — Белая Мама (White Mama, ТВ), реж. Дж. Купер
1980 — Лесной наблюдатель (The Watcher in the Woods), реж. Дж. Хаф, В. МакЭвити
1980 — Скайворд (Skyward, ТВ), реж. Р.Хоуард
1981 — Возрождение семьи ( Family Reunion,ТВ) Ф. Кук
1982 — Рояль для миссис Чимино (A Piano for Mrs. Cimino, ТВ), реж. Дж. Шефер
1982 — Малышка Глория… Наконец счастлива (Little Gloria… Happy at Last, ТВ), реж. У. Хуссейн
1983 — На правильном пути (Right of Way, ТВ), реж. Дж. Шефер
1985 — Убийство с помощью зеркал (Murder with Mirrors), реж. Д. Лоури
1986 — На склоне лет (As Summers Die, ТВ), реж. Ж-К. Трамон
1987 — Августовские киты (The Whales of August), реж. Л. Андерсен
1989 — Злая мачеха (Wicked Stepmother), реж. Л. Коэн