Дитрих,-Марлен1

ДИТРИХ, МАРЛЕН

Дитрих (Dietrich), Марлен — актриса немецкого и американского кино, певица. Настоящие имя и фамилия — Мария Магдалене фон Лош. Марлен Дитрих родилась 27 декабря 1901 года в берлинском районе Шёнеберг в семье офицера полиции Луи Эриха Отто Дитриха и Вильгельмины Фельзинг. До 1918 года она посещала среднюю школу в Берлине и параллельно училась игре на скрипке у профессора Дессау. В 1919-1921 годах занималась музыкой в Веймаре у профессора Роберта Райца; в Берлине поступила в актёрскую школу Макса Рейнхардта. С 1922 года Марлен исполняла мелкие роли в различных берлинских театрах; в том же году впервые появилась на экране, в фильмах «Безрадостный переулок» (1925), «Современная Дюбарри» (1926) и др.

17 мая 1923 года вышла замуж за администратора кинопроизводства Рудольфа Зибера, в декабре 1924 года родила дочь. В 1925 году Марлен возобновила работу в театре и кино. В 1928 году прошли первые записи песен на пластинки вместе с ансамблем ревю «Это витает в воздухе». Год спустя Джозеф фон Штернберг увидел её в ревю «Два галстука» и пригласил на роль Лолы-Лолы в фильме «Голубой ангел».В феврале 1930 года Марлен Дитрих подписала контракт с фирмой «Парамаунт» и 1 апреля 1930 года, в день премьеры «Голубого ангела», покинула Берлин. Певичка Лола-Лола, ради которой почтенный учитель гимназии бросает работу и становится марионеткой в фильме Дж. Штернберга «Голубой ангел» (1930), принесла актрисе мировую славу и голливудский контракт. В США Штернберг и Дитрих развивали найденный в «Голубом ангеле» (1930) тип современной женщины в фильмах: «Марокко» (1930), «Шанхайский экспресс» (1932), «Белокурая Венера» (1932), «Дьявол — это женщина» (1935), но полуудачи последних картин привели к разрыву с режиссёром.

6 марта 1937 года Марлен Дитрих получила американское гражданство. Немецкая актриса была антифашисткой и на предложения представителей третьего рейха вернуться в Германию ответила: «Я не ношу коричневого».

В годы войны Дитрих гастролировала в США с января 1942 по сентябрь 1943 года.

В начале декабря 1943 г. Марлен вместе с Морисом Шевалье, Вадимом Козиным и Изой Кремер участвовала в концерте для участников Тегеранской конференции. В течение двух туров в 1944 и 1945, она выступала для союзных войск на линии фронта в Алжире, Италии, Англии и Франции. Марлен Дитрих выступала на всех фронтах, где сражались американцы. Её наградили американской медалью Свободы и французским Орденом Почётного легиона.

В 1947 году актриса вернулась в Америку и продолжила карьеру в кино. Шесть фильмов Штернберга, в которых она снялась в Голливуде, принесли ей всемирную известность. «Дьявол — это женщина» (The Devil is a Woman, 1935) стал их последней совместной работой. Марлен Дитрих вела радиопередачи и писала статьи в гламурные журналы. В 1953 году в Лас Вегасе начала новую успешную карьеру в качестве певицы и конферансье. На экране Марлен Дитрих появлялась всё реже, при этом сама выбирала роли и снималась в мелких сценах за большие деньги. В 1960 году она приехала с гастролями в ФРГ, где ей отказывали в гостеприимстве вследствие её позиции в период Второй мировой войны. В 1963 году с огромным успехом прошли её концерты в Москве и Ленинграде. В 1975 году в результате несчастного случая в Австралии (перелом шейки бедра) закончила карьеру.

Будучи женой Рудольфа Зибера (несмотря на то, что супруги жили вместе лишь первые 5 лет замужества, они никогда не разводились), Марлен Дитрих заводила романы и хранила в своей шкатулке подаренные ей обручальные кольца. Самыми известными любовными отношениями Дитрих были романы с немецким писателем Ремарком и французским актёром Габеном. Марлен была влюблена в «русского американца» — актёра Юла Бриннера, её последним увлечением был польский актёр Збигнев Цибульский. Она дружила с Жаном Марэ и с американским писателем Эрнестом Хемингуэем. Последние 13 лет  жизни Дитрих провела в своей квартире в Париже, поддерживая связь с внешним миром посредством телефона. В 1979 году в Германии вышли её мемуары. В 1982-1983 годах немецкий актёр и режиссёр Максимилиан Шелл записал с ней  многочасовое интервью, которое использовал затем в своём документальном фильме «Марлен».

Марлен Дитрих скончалась 6 мая 1992 года в своей квартире в Париже в результате нарушения функции сердца и почек.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1919 — В тени счастья (Im Schatten des Glücks), реж. Р. Лефлер
1923 — Младший брат Наполеона (So sind die Männer), реж. Г. Якоби
1923 — Мужчина у дороги (Der Mensch am Wege), реж. У. Дитерле
1923 — Трагедия любви (Tragödie der Liebe), реж. Дж. Май
1924 — Прыжок в жизнь (Der Sprung ins Leben), реж. Й. Гутер
1924 — Монах из Сантарема (Der Mönch von Santarem), реж. Л. Мендес
1925 — Моя жена танцовщица (Der Tänzer meiner Frau), реж. А. Корда
1926 — Манон Леско (Manon Lescaut), реж. А. Робисон
1927 — Дюбарри сегодня (Eine Dubarry von heute), реж. А. Корда
1927 — Лжебарон (Der Juxbaron) В. Вольф
1927 — Выше голову, Чарли! (Kopf hoch, Charly!), реж. В.Вольф
1927 — Большое надувательство (Sein größter Bluff), реж. Х. Гален, Г. Пиль
1927 — Кафе «Электрик» (Café Elektric), реж. Г. Ушицки
1928 — Принцесса Олала (Prinzessin Olala), реж. Р. Ланд
1929 — Целую Вашу руку, Мадам (Ich küsse Ihre Hand, Madame), реж. Р. Ланд
1929 — Женщина, которая желанна (Die Frau, nach der man sich sehnt), реж. К. Бернхардт
1929 — Корабль потерянных душ (Das Schiff der verlorenen Menschen), реж. М. Турнер
1929 — Опасность перед свадьбой (Gefahren der Brautzeit), реж. Ф. Зауэр
1930 — Голубой ангел (Der blaue Engel), реж. Дж. Ф. Штернберг
1930 — Голубой ангел (The Blue Angel), реж. Дж. Ф.Штернберг
1930 — Марокко (Morocco), реж. Дж. Ф. Штернберг
1931 — Обесчещенная или агент X-27 (Dishonored… Marie Kolverer / X27), реж. Дж. Ф. Штернберг
1932 — Белокурая Венера (Blonde Venus), реж. Дж. Ф. Штернберг
1932 — Шанхайский экспресс (Shanghai Express), реж. Дж. Ф. Штернберг
1933 — Песнь песней (The Song of Songs), реж. Р. Мамулян
1934 — Кровавая императрица (The Scarlet Empress), реж. Дж. Ф. Штернберг
1935 — Дьявол — это женщина (The Devil Is a Woman), реж. Дж. Ф. Штернберг
1936 — Сады Аллаха (The Garden of Allah), реж. Р. Болеславский
1936 — Желание (Desire), реж. Ф. Борзедж
1936 — Я любила солдата (I Loved a Soldier), реж. Г. Хатауэй
1937 — Рыцарь без доспехов (Knight Without Armour), реж. Ж. Фейдер
1937 — Ангел (Angel), реж. Э. Любич
1939 — Дестри снова в седле (Destry Rides Again), реж. Дж. Маршалл
1940 — Семь грешников (Seven Sinners), реж. Т. Гарнетт
1941 — Нью-орлеанская возлюбленная (The Flame of New Orleans), реж. Р. Клер
1941 — Мужская сила (Manpower), реж. Р. Уолш
1942 — Так хочет леди (The Lady Is Willing), реж. М. Лейзен
1942 — Негодяи (The Spoilers), реж. Р. Энрайт
1942 — Питтсбург (Pittsburgh), реж. Л. Сейлер
1944 — Кисмет (Kismet) У. Дитерле
1946 — Мартэн Руманьяк (Martin Roumagnac), реж. Х. Лакомб
1947 — Золотые серьги (Golden Earrings), реж. М. Лейзен
1948 — Зарубежный роман (A Foreign Affair), реж. Б. Уайлдер
1950 — Страх сцены (Stage Fright), реж. А. Хичкок
1951 — Нет пути (No Highway), реж. Г. Костер
1952 — Пресловутое ранчо (Rancho Notorious), реж. Ф. Ланг
1956 — Вокруг Света за 80 дней (Around the World in Eighty Days), реж. М. Андерсон
1957 — История в Монте-Карло (Montecarlo), реж. С. А. Тэйлор
1957 — Свидетель обвинения (Witness for the Prosecution), реж. Б. Уайлдер
1961 — Нюрнбергский процесс (Judgment at Nuremberg), реж. С. Крамер
1964 — Раскалённый Париж (Paris when it sizzles), реж. Р. Куин
1978 — Прекрасный жиголо — несчастный жиголо (Schöner Gigolo, armer Gigolo), реж. Д. Хэмингс
1983 — Марлен, док (Marlene) М. Шелл