Гилберт,-Джон

ГИЛБЕРТ, ДЖОН

Гилберт, Джон (John Gilbert), актёр американского кино, звезда немого кинематографа, настоящая фамилия Прингл (1895-1936).

Сын театрального комика, Джон Прингл пришёл в кинематограф в 1916 году. Отцовские связи и внешность помогли молодому актёру получить первые роли. Первые пять лет выступал в кино под именем Джек Гилберт. Он довольствовался ролями второго плана, часто играя отрицательных персонажей. Но французский режиссёр Морис Турнер, в 1920-х годах работавший в Голливуде, доверил Гилберту главные роли в своих фильмах «Белый вереск» (1919), «Белый круг» (1920), «Глубокие воды» (1921). Партнерство с Мэри Пикфорд в «Сердце гор» (1919) способствовало росту известности Гилберта. Для нового амплуа — героя-любовника — фамильярный «Джек» не годился, и актёр изменил имя — стал Джоном Гилбертом.

В начале 1920 годов вошёл в моду образ «латинского» любовника, которому Гилберт, имевший, отчасти, испанские корни, вполне соответствовал. Фильм «Арабская любовь» (1922) сделал актёра знаменитым. «Камео Кирби» (1923) Джона Форда, где Джон Гилберт играл профессионального карточного игрока, промышлявшего на речных судах   Миссисиппи, закрепил успех. В середине 1920-х годов Гилберт снялся в ряде фильмов ведущих голливудских режиссёров. Он был впечатляющим принцем Данило в «Веселой вдове» Эриха фон Штрогейма (1925), американским солдатом первой мировой войны, в  фильме Кинга Видора «Большой парад» (1925), обаятельным поэтом Рудольфом в экранизации сюжета оперы Пуччини «Богема» (1926, К. Видор). Особое место в творчестве Гилберта занимают четыре картины с Гретой Гарбо: «Плоть и дьявол» (1927), «Любовь» (1927, экранизация «Анны Карениной», где он играл Вронского), «Женщина с любовными связями» (1929) и «Королева Кристина» (1933), в которой Гилберт заменил предполагавшегося ранее Лоуренса Оливье. Гилберт был страстно увлечён Гретой, за перипетиями их отношений внимательно следила пресса, что служило дополнительной рекламой их  фильмам. Однако рядом с талантом Гарбо стали очевидными невысокие профессиональные качества Гилберта. В роли испанского посла — предмета страсти шведской королевы Кристины -Августы — актер выглядел  претенциозным.

Тяжёлый удар по актёрской карьере Джона Гилберта нанесло звуковое кино. Высокий, пронзительный голос не соответствовал романтической внешности героя-любовника, производил неуместный комический эффект. Зрители, которые восхищались актёром в  мелодрамах немого периода, откровенно смеялись, слушая монолог Ромео в   дебюте Гилберта в звуковом кино ( фильм-концерт «Голливудское ревю 1929 года»). Актёр даже обвинял руководство «МГМ» в том, что его голос намеренно записали плохо, чтобы сбить цену на новый четырехгодичный контракт, по которому он должен был получать миллион долларов в год. Однако следующие фильмы «Его великолепная ночь» (1929) и «Путь моряка» (1930) успеха у публики не имели. Роль Нехлюдова в «Воскресении» (1931) также прошла незамеченной. Но дело было не только в голосе Гилберта, а в том, что ушло время прославившей его романтической мелодрамы. К новым — характерным ролям ему было трудно приспособиться: не хватало способностей и профессионализма. Хотя роль вечно пьяного голливудского сценариста в фильме «Капитан ненавидит море» Льюиса Майлстоуна (1934) была удачной — Гилберт играл здесь самого себя. После ряда неудач он начал сильно пить, и умер от сердечного приступа в сорок один год. Трагическая судьба актёра легла в основу фильма «Звёзда родилась» (1937), имевшего два римейка (1954 и 1976), где спивающегося киногероя воплощали на экране Фредерик Марч, Джеймс Мейсон, Крис Кристоферсон. Прообразом восходящей кинозвезды — героини этого фильма, стала вторая жена Гилберта — Ина Клер (1929-1932). Предыдущая и последующая жены также были актрисами: Леатрис Джой (1923-1924) и Вирджини Брюс (1932-1934).

ФИЛЬМОГРАФИЯ СЛЕДУЕТ