Безнадежное-путешествие

БЕЗНАДЕЖНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

БЕЗНАДЕЖНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ( Voyage sans espoir )

Год выхода — 1943
Режиссер: Кристиан — Жак

Сценаристы: Пьер МакОрлан( Пьер Дюмарше), Кристиан-Жак,
Жорж С. Кларен, Морис Кроль, Марк-Жильбер Соважон по роману П. МаркОрлана

Оператор: Робер Ле Февр

Композиторы: Морис-Поль Гюйо, Жан Марион

Продюсер: Роже Ришбе

Продолжительность — 89 мин.

В ролях -Жан Марэ, Симона Ренан, Поль Бернар, Жан Брошар, Луи Салу,  Люсьен Кёдель, Клари Монталь,Марсель Мопи, Ки Дуен,  Жан Кларье, Леон Ларив, Фредерик Мариотти,
Альбер Мишель

безнадежное-путешествие1

  СЮЖЕТ —  В купе поезда случай сводит двоих. Опасный преступник Пьер Гоэль только что бежал из тюрьмы и полиция ищет его по всей стране. Наивный Ален Женистье рассказывает своему попутчику, что он работает в банке и впервые  собрался в отпуск. Он признается, что мечтает уехать в Аргентину, скопил 100 000 франков и взял их с собой.  По прибытии в портовый город, Пьер отправляется к своему другу Дежана, капитану корабля, на котором он надеется исчезнуть из страны. Команда корабля, узнав об этом, шантажирует капитана, требуя за молчание 100 000 франков.  И тогда Пьер говорит, что знает, где найти деньги. Его возлюбленная — певичка Мари-Анж должна заманить Алена в ловушку. Но коварному замыслу не суждено осуществиться – девушка полюбит молодого романтика и предаст старого уголовника…

  КОММЕНТАРИЙ  —  «Безнадежное путешествие» является римейком ленты «Полуночная любовь» (реж. Аугусто Женина, 1930). Продюсер обеих картин Роже Ришбе, не удовлетворенный первым фильмом, поручил Пьеру Мак Орлану (псевдоним Пьера Дюмарше) написать свой вариант сценария, а молодому тогда Кристиан-Жаку переснять картину в условиях немецкой оккупации — существующая в те годы цензура (довольно, впрочем, относительная) не позволяла затрагивать социальные темы, зато поощряла кино жанровое. Великий мастер предвоенного «романтического реализма» Мак Орлан, вошедший в историю прежде всего как автор «Набережной туманов», с восторгом принял предложение и превратил довольно банальный полудетективный сюжет в прекрасно-безысходное повествование о фатальной невозможности любви и вечной тщете грез о счастье.

Отметим также, что Жан Марэ получил  роль Алена Женистье благодаря случайности — в самом начале съемок актер Жан Марша сломал себе ногу и был оперативно заменен.ру МакОрлану (псевдоним Пьера Дюмарше), по роману которого Марсель Карне в 1938 году снял знаменитую ленту «Набережная туманов». Марэ сыграл и в следующем фильме Кристиан-Жака – «Кармен» (1945). Позже он еще дважды появлялся в его лентах – «Джентльмен из Кокоди» (1964) и «Святой выходит на след» (1966).

В 1937 году Симона Ренан появилась сразу в двух лентах Кристиан-Жака – «Жемчужная корона» и «Пираты на рельсах». В этих фильмах она сыграла небольшие роли. Спустя три года Ренан стала женой режиссера. Как известно, Кристиан-Жак любил снимать своих жен в главных ролях. Он сделал «Безнадежное путешествие» для Симоны, как потом сделал «Пармскую обитель» (1948) для Рене Фор, а затем — целую серию фильмов с Мартин Кароль.

В 1960 году Симона Ренан снялась в ленте «Француженки и любовь» — комедии, над которой работали семь режиссеров, среди которых был Кристиан-Жак; но Ренан сыграла в новелле Жан-Поля Ле Шенуа.

Премьера во Франции – 15 декабря 1943.

  РЕЦЕНЗИЯ

В родословной «бульварного» романа не было периода более благодарного и плодоносного, чем кинематографические 40-е. Трясину вязких, до шаблонов стертых литературных образов кинематограф перенес на экран с поразительной нежностью, подобрал точные пространства, раскрасил в нужные полутона и краски, создал новый визуальный стиль и живописал криминальные разборки и преступные страсти с накалом греческих трагедий. Вот и в «Безнадежном путешествии», для которого творец бестселлеров МакОрлан написал сценарий под копирку с собственных романов, кино щедро предлагает россыпь жанровых архетипов – портовый городок, случайные знакомства, безнадежная любовь, предательство и преданность, печальные красавицы, беглецы, скрывающиеся от закона и самих себя, смерть на закате и обреченное томленье духа. И с той же щедростью Кристиан-Жак, режиссер любвеобильный, создает черно-белую поэму рока во славу собственной жены и фактически угадывает нормы и правила американского «черного фильма», в те же годы расцветающего пышным цветом.

Но это потом сложится классический канон героев – благородный должен быть амбивалентен, преступник – злым гением, а красотка – неизменной «фамм фаталь». Угадывая стилистическое совершенство американского «нуара», Кристиан-Жак расставляет свои акценты в отношениях героев. Романтик останется романтиком, которому будет не дано понять сложную неоднородность жизни. Беглец-преступник из полновесного злодея постепенно выродится в затравленного мелкого подонка. А «фамм фаталь» обернется натурой самой благородной, на фоне которой даже страстные мужские натуры покажутся статистами. Режиссер любил не только жен, но и героинь; удивительным образом, будто вопреки «нуару», катализатором событий становится не подлость и не одержимость, а добродетель Мари-Анж – она и задает объемность плоской, графической истории. Причем, сам фильм не чужд иронических тонов. Впервые Мари-Анж появляется как… пароход; так свое судно называет влюбленный капитан, и именно на этом пароходе таит надежду спастись Пьер, не подозревающий еще, что настоящая Мари-Анж вот-вот предаст его. А по пятам рокового трио бредет хитроватый человечек, который не только предсказывает поступки и трагедии, но словно писатель, словно демиург сам додумывает, логически довершает все интриги. «В такой истории должно быть два убийства», — заявляет он. И убийства будут. Кристиан-Жак точно знает, кого убить, и убивает с грустью и лукавством. Эта ироническая отстраненность французского «нуара» добавляет очков жанру; в короне американских бриллиантов «Безнадежное путешествие», возможно, не самый броский, но безусловно драгоценный камень.  А Жан Марэ, который здесь как статист, превратится в одержимого страстью дона Хосе в следующем фильме Кристиан-Жака – «Кармен», экранизации самого что ни на есть классического литературного «нуара».

Комментарий и рецензия — Алексей Дубинский, 6 октября 2005