Веселая-пасха

ВЕСЕЛАЯ ПАСХА

Веселая пасха/Joyeuses Pâques/
Год выхода 1984

Режиссер Жорж Лотнер
Сценарий Жорж Лотнер, Жан Пуаре
Оператор Эдмон Сешан
Композитор Филип Сард
Веселая-пасха1

В ролях — В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Софи Марсо, Мари Лафоре, Рози Варт, Мишель Бон, Мари-Кристин Декуар, Жерар Эрнандес, Элизабет Кольаммар, Флора Альберти, Марк Ламоль, Морис Озель, Карлос Сотто Майор, Анри Коган. Эллис Лотнер
СЮЖЕТ – Немолодой уже  но весьма энергичный ловелас Стефан, проводивший жену Софи (Лафоре) в аэропорт тут же знакомится с юной искательницей приключений Жюли (Марсо). Пригласив ее домой и почти уже было приступив к штурму, Стефан впадает в шок, ибо внезапно возвращается жена. Надо выкручиваться из цейтнота и Стефан объявляет жене, что Жюли… его дочь, которая вот только что нашлась. Софи, а потом и Жюли, понравилась предложенная игра…

КОММЕНТАРИЙ –  Бельмондо искрит и фонтанирует. Критики посчитали картину неровной, однако, при всех возможных  шероховатостях драматургии, исполнители на высоте. Соавтор сценария (по его же пьессе) – весьма уважаемый во Франции актер и режиссер Жан Пуаре. Имена оператора и композитора столь же прославлены. Исполнительница роли Софи- Мари Лафоре- не только актриса, но и известная певица- звезда французской эстрады. Мишель Бон часто играет рядом с Бельмондо- они друзья со студенческих лет. В небольшой роли-красавица Карлос Сотто Майер- на то время близкая подруга Жана Поля, а  молодая актриса Эллис Лотнер- дочь режиссера этой комедии. Несколько слов об актере Анри Когане — он сын эмигрантов из России. В юности увлекся спортом…легкая атлетика, велосипед, бокс, борьба. Вся его семья погибла в годы войны в концентрационном лагере. Анри уцелел чудом…пропадал на тренировках и развозил  по Парижу листовки движения Сопротивления — дома появлялся редко. После войны он стал популярным кетчистом, звездой ринга, как и его друг — борец Лино Вентура. Затем Анри пришел в кино…играл роли второго плана и ставил  сцены драк, заботясь о зрелищности и профессионализме исполнения трюков. Война оставила тяжелый след в душе Анри- он так и не женился, но дама, пожелавшая остаться неизвестной, родила ему дочь — Дани ( она актриса театра и кино) А еще Анри Коган основал школу  каскадеров. До самых последних дней он сохранял спортивную форму, был дружен со многими актерами и режиссерами, в числе которых Жорж Лотнер и Бернар Бордери у которого Анри Коган играл в фильмах  «Анжелика — маркиза ангелов», «Катрин» и «Три мушкетера» ( роль Мушкетона).

Веселая-пасха-2

И еще….

Отметьте Пасху с Бельмондо!

Французы — настоящие мастера экранизаций анекдотов. И не важно, народный это анекдот, или авторский, этого маленького забавного фольклорного элемента хватает для создания уморительных комедий. Только французы умеют их растягивать до полноценного сценария и фильма, сохраняя анекдотичную динамику, заставляя зрителя смеяться и в тоже время быть заинтригованными происходящим на экране. То Эдуард Молинаро рассказывает нам анекдот про бизнесмена, который от жадности готов выдать дочь за своего шофера («Оскар «), то он же смеется над соседями по лестничной площадке, у которых из-за сквозняка все время захлопываются двери («Налево от лифта «), то Жерар Ури рассказывает анекдот про случайно оказавшегося в толпе сбежавших заключенных адвоката («Побег «), а Франсис Вебер — про купленного ребенком-богатеем в качестве игрушки живого мужчину («Игрушка «)… Список можно продолжать.

Жорж Лотнер, классик жанра, создатель фарса «Кутилы» с де Фюнесом и прекрасной трагикомедии «Дальше некуда» с Ришаром, за основу своего фильма взял бородатый анедот о жутком бабнике, который приводит домой молоденькую любовницу, а, когда их застает его жена, выдает девушку за свою дочь. Сюжет классический и предполагает много возможностей для создания по-настоящему смешной ретро-комедии, построенной на забавных диалогах, с обязательными «семейными разборками», наказанием бабника и моралью в конце.

Кто может во французском кино лучше всех сыграть бабника, обаятельного лжеца и пройдоху? Безусловно, Жан-Поль Бельмондо. Один из немногих французских актеров-универсалов, для которых не существует границ амплуа. Бельмондо поражал зрителей того времени неожиданными преображениями, легкостью перехода от ролей комедийно-бытового плана к лирико-драматическим и авантюрно-героическим. Он прекрасно смотрится в «Отверженных», ему идет играть в комедийных боевиках, он отлично справляется с ролями в уморительных комедиях Зиди и Ури, он может сыграть бандита и героя… Лотнеру же требовалось всего понемножку.

Герой Бельмондо в этой комедии — богатый бабник, очаровательный лицемер, и, в тоже время, редкий трус, который боится как огня жены и того, что она может узнать правду, хотя и изменяет ей едва ли не с каждой встречной. Не зря в этом фильме его с десяток раз назвали «агентом 007» — в нем и правда есть что-то от Джеймса Бонда, котоый с легкостью меняет женщин, как перчатки и всегда остается сухим, даже стоя по колено в воде. Так и герою Бельмондо удавалось играть с огнем, пока на одну Пасху жена не вернулась домой. И вот теперь бабник загнан в угол, он оказывается между двух огней — между женой, которую он и любит, и боится, и молоденькой «дочерью», к которой его тянет по вполне понятным причинам. А на носу важная сделка, которая может сорваться, а потом на горизонте появляется мамаша «дочки», а в довершении ко всему у героя еще и день рождения. «Агент 007» круто «попал».

Бельмондо выглядит в роли изворотливого «Казановы» жизненно, достоверно и убедительно. Смотреть на то, как бывший «дон Жуан» дико загоняется, выкручивается и постепенно сходит с ума от навалившихся проблем, в которых он сам виноват, очень весело. Благодаря тонкой игре актера и его увлеченности ролью я чуть ли не физически почувствовал трудности бедолаги, которого любовь к легкой юбке потащила прямиком в ад. Большая половина фильма проходит в тех самых традиционных, ироничных диалогах, в которых раскрывается сущность характеров героев. Потом Лотнер добавляет гротеска, заставляя героя изрядно побегать между важным делом, новоиспеченной «дочкой», ее мамашей и женой. А под конец и вовсе добавляет перца, превращая полусвихнувшегося героя почти во «взаправдашнего» Джеймса Бонда, устраивает ему гонки по городу и финальную драку. Ну, а там уж мораль не заставляет себя ждать.

Перешагнувший за 50-летний рубеж Бельмондо, надо сказать, очень старается, как и его коллега Жан Марэ в 60-х доказать себе и всему миру, что он еще о-го-го какой Бельмондо! И у него это неплохо получается! Он сам выполняет многие трюки, сам разносит на машине пол Ниццы и сам устраивает последнюю грандиозную битву. Впрочем, такие вещи ему всегда удавались отлично.

Все это снято очень забавно, задорно и очень по-французски. Веселая беготня, привычная для эмоциональных французов, здесь не является самоцелью, поскольку сами отношения героев играют довольно значимую роль. Соблазнительная молоденькая Софи Марсо и красавица Мари Лафоре делают фильм тоньше, приятнее, глубже.

Впрочем, не обошлось и без недостатков. Так, разрыв между довольно тонкой, почти салонной комедией, которую представляет из себя фильм первый час и взрывным «физиологическим» юмором в конце очень большой. Эти части — словно из разных фильмов, и кажутся чужими друг другу. Создается ощущение, что Лотнер просто выдохся, создавая картину и, не зная толком, как ее закончить, решил устроить небольшой шабаш — пару драк и погонь, которые скрыли бы дырку в сценарии.

Но фильм все равно очень и очень хорош. По увлекательности французское кино никогда не уступало голливудскому, да и с юмором у французов всегда все было в порядке. Хорошие актеры, очаровательные актрисы, сюжет-анекдот, летнее, праздничное, приподнятое настроение и много ностальгии — вот, что такое «Веселая Пасха».
Кинопоиск. Автор-пользователь Боб