«Кино — это вечное настоящее» — режиссёр Тэренс Дэйвис

БИОГРАФИЯ ДВИЖУЩЕЙСЯ КАРТИНКИ

Кинематограф (от греч — Кинема-движение, Графо -пишу)  буквально – запись движения  — вид зрелищного искусства.

Стремлению  человека зафиксировать движение,«рассказывать» истории, используя визуальный ряд, проецировать изображение на большую плоскость ( экран)  — всем этим увлечениям почти столько же лет, сколько и  человечеству. Но кинематограф, как таковой стал реальностью только  при соединении ряда технических достижений XIX ого века. Последние звенья в цепочке этих достижений  — изобретение фотографии, съмочной камеры и кинопленки.   Как широкое понятие, кинематограф включает в себя  совокупность творческих процессов (цель которых – создание фильмов), а так же всю индустрию съемки, производства копий фильмов на разнообразных носителях и  коммерческий их прокат – демонстрацию в кинотеатрах. Кинематограф -искусство синтетическое. Он впитал в себя традиции и приемы фольклора,  литературы, театра, живописи. Он приспособил их к своему языку и этим языком заговорил со зрителем, волнуя души и возбуждая умы.  Кинематограф – искусство коллективное – в создании фильма принимают участие драматурги (сценаристы ), художники  ( декораторы, бутафоры и костюмеры ), операторы, композиторы, режиссеры и актеры. Кроме того в кино работают касакадеры — постановщики и исполнители трюков, мастера спец эффектов, пиротехники, специалисты записи звука и другие техники.

Хотя бы поверхностно познакомившись с историей кино  поневоле задумываешься о возможно вмешательстве Главного режиссера, имевшем место в деле  изобретения кинематографа. В самом деле — сколько открытий сделано, сколько приспособлений в разное время, в разных странах было создано, сколько научно технических прорывов совершено чтобы стала возможной сборка самой простой кинокамеры и проекционного аппарата.. А без них нет и фильма, как факта искусства. Только  философ и поэт творят в  сферах чистого разума и воображения — художнику и писателю нужны карандаш и бумага, скульптору- глина или мрамор, музыканту – струны. Режиссеру театра нужен занавес сцена и актеры, а кинематографисту…. О-о!!!!   Все необходимое, чем этот маг  зрелища, властитель грез, располагает сегодня накапливалось  и собиралось веками. Каждый новый шаг к рождению кино был плодом человеческого любопытства, наблюдательности, эксперимента, везения не без участия Его величества случая.   Впрочем, как  заметил теоретик  и  исследователь искусства  К.У. Серам «для истории решающим является не то, что некие случайные открытия имели место, а то, что они имели последствия»

« ЭТА НОГА – У КОГО НАДО, НОГА!

Человеку свойственно оглядываться назад, и оглядываясь ,связывать в причинно следственную цепочку явления и события, которые, может быть, не имели к друг другу прямого отношения, И все же…

Еще к доисторическим временам некоторые исследователи относят первое явление изобразительного искусства, с которым генетически связан факт   рождения кино. В одной из пещер в середине прошлого века археологи нашли хорошо сохранившееся изображение  охоты. На первобытном рисунке, среди других животных, была видна бегущая антилопа с пятью хорошо прорисованными ножками. Анатомию животных  пещерный художник знал не хуже нас —  «ошибку» в его рисунке ученые отнесли к первой попытке передать иллюзию движения — когда кто-то очень быстро бежит ,трудно сосчитать, сколько у него ног. «Добавив» лишнюю – рисовальщик  передал иллюзию движения.

КОМИКС О ФАРАОНЕ

Вместе с желанием записывать движение человек иногда стремился рассказывать истории с помощью визуальных образов.  Как  повествующие о значительном событии последовательные картины, высечены или нарисованы настенные изображения в храмах Древнего Египта или фризы храмов в Древней Греции. Представьте себе вращаемую вокруг  ее оси, украшенную батальными или спортивными сюжетами, греческую вазу – чем не режиссерская раскадровка будущего эпизода фильма?  Еще одно из визуальных развлечений человека   — игра света и тени, замеченная и использованная в  культовых мистериях еще шаманами. Она привлекала  тех же древних греков, что находит отражение в литературных трудах  философа Платона. Описания явлений, предвосхищающих рождение  кино,   можно встретить и у Герона Александрийского и  у Клавдия Птолемея.

Кукольники средневекового Китая, Индии и Явы, устраивая представления на основе местных мифов и легенд, проецировали силуэты, управляемых вручную, плоских кукол на экран из белой ткани — средствами графики света и тени рассказывали, волнующие публику, истории.  Как тут не вспомнить  китайскую пословицу —  Одна картина стоит тысячи слов.

ЛИН-ЗА-ЗА!

Спустя несколько столетий, в XIX веке, изобретатели и  художники совместными усилиями создали традицию движущихся картинок со всевозможными световыми трюками и спец эффектами. А потом другие умельцы — химики изобрели фотографию…Еще один шаг и появилась новая забава —  соблазн,  коллективный сон наяву, визуальная байка, миф, исповедь,  откровение. Так возникало кино —  самое молодое. самое влиятельное искусство, одно из самых значительных явлений в культуре ХХ века.

Напомним, что первым физическим прибором на пути к рождению кино событию была обыкновенная линза. С оптическими эффектами, создаваемыми прозрачными телами люди познакомились давно, наблюдая капли воды и кристаллы льда. Человек, научившись шлифовать прозрачные камни ста делать линзы — сначала для добычи огня, потом для украшений и, возможно, первых научных исследований в области биологии и медицины. В древности линзы изготовляли из горного хрусталя и берилла. Именно такие линзы были обнаружены при археологических раскопках в Египте, Греции, Италии. Несколько линз нашли при раскопках легендарной Трои . Небольшая линза из хрусталя, изготовленная около 1600 года до Р.Х., найдена в развалинах Кносского дворца на Крите. Самые первые линзы из стекла, датируемые приблизительно V‑IV веками до Р.Х., обнаружены в Месопотамии.

НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ, МГНОВЕНИЕ!

Пора вспомнить о самой главной линзе — человеческом глазе. Ведь настоящее кинематографическое движение  стало возможно лишь благодаря  его свойствам и особенностям работы участков  мозга, ответственных за обработку изображения. Свойство о котором идет речь — способность  долю секунды сохранять в мозгу отпечаток изображения объекта после того, как сам объект  исчез, или сменился другим.  Это хорошо видно, когда мы в темноте очерчиваем окружность светящимся предметом. Если делать это достаточно быстро наблюдатель видит не движущийся предмет, а  иллюзию светящейся окружности.  С 30-х годов XIX  века  утвердилась, основанная на этом свойстве глаза,  мода на забавные игрушки, показавшие, что быстро сменяющиеся отдельные изображения предмета, воспринимаются зрителем ,как непрерывное движение. Картинки, использовавшиеся в этих  приборах, были рисованными.

(продолжение следует)