Кайат, Андре

КАЙАТ, АНДРЕ

КАЙАТ, Андре (Cayatte) сценарист и режиссер французского кино. Родился 3 февраля 1909 в Каркассоне.

По первой профессии был адвокатом, что, несомненно, наложило отпечаток на сюжеты его картин. Еще в молодости увлекся литературой, стал автором ряда романов, сценариев, и диалогов к фильмам, написанных для других режиссеров («Причуды», Л. Жоаннон, 1942), («Вход для артистов», М. Аллегре, 1938), («Буксиры», Ж. Гремийон, 1941). Затем, освоившись на съёмочной площадке, начал самостоятельно снимать фильмы. Его первые картины были экранизациями французской классики — Золя («Дамское счастье»), Мопассана («Пьер и Жан»), затем по мотивам шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Кайат снял ленту «Веронские любовники».

Затем он отправился в Дамаск, чтобы снять там свою первую «защитительную речь» из задуманной юридической трилогии: «Правосудие свершилось» (1950), где он пытается показать бездейственность суда присяжных; «Все мы убийцы» (1952) — решительное выступление против смертной казни; наконец, в 1955 ф. «Черное досье», раскрывающий благородство и одновременно зависимость судебных следователей. В этих ф., спокойных и двусмысленных по содержанию, актёры оказываются способными провоцировать публику, затрагивая актуальные для всех проблемы. Истинное великодушие Кайата проявляется также в фильмах, выражающих его отношение к молодежи и послевоенному примирению Франции и Германии.  В конце 50 х годов режиссер снова обращается к юридическому казусу в фильме «Меч и весы». Нравственным  проблемам связанным с пластической хирургией посвящена его драма «Двустворчатое зеркало» (1959), а  психологическим сложностям молодой пары — «Супружеская жизнь» (по роману Э. Базена, 1965), причём проблемы эти показаны как с точки зрения жены (Мари Жозе Нат ), так и мужа ( Жак Шарье ). Кайат защищает правоту учителя, обвиненного ученицей в изнасиловании («Профессиональный риск»), рассказывает, к какой трагедии может привести ревность сына к маленькой сестре («Каждому свой ад»). Режиссер до самых последних своих работ  смело погружался  в сложную драматургию личных и социальных взаимоотношений своих героенв.
Андре Кайат умер — 6 февраля 1989.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1942 – «Неверная любовница» («La Fausse maîtresse»)
1943 – «Счастье дам» («Au bonheur des dames»)
1943 – «Пьер и Жан» («Pierre et Jean»)
1945 – «Серенада для облаков» («Sérénade aux nuages»)
1945 – «Роже стыдливый» («Roger la Honte»)
1945 – «Белое чудо» («Le Merveille blanche»)
1946 – «Последний су» («Le Dernier sou»)
1946 – «Реванш Роже Стыдливого» («La Revanche de Roger la Honte»)
1947 – «Неизвестный певец» («Le Chanteur inconnu»)
1947 – «За кулисами событий» («Le Dessous des cartes»)
1949 – «Веронские любовники» («Les Amants de Vérone»)
1949 – «Возвращение к жизни» («Retour à la vie»)
1950 – «Правосудие свершилось» («Justice est faite»)
1952 – «Все мы убийцы» («Nous sommes tous des assassins»)
1954 – «Перед потопом» («Avant le deluge»)
1955 – «Чёрное досье» («Le Dossier noir»)
1957 – «Око за око» («Oeil pour oeil»)
1958 – «Двустворчатое зеркало» («Le Miroir à deux faces»)
1960 – «Переход через Рейн» («Le Passage du Rhin»)
1963 – «Меч и весы» («Le Glaive et la balance»)
1063 – «Супружеская жизнь» («La Vie conjugale»)
1965 – «Ловушка для Золушки» («Piège pour Cendrillon»)
1967 – «Профессиональный риск» («Les Risques du métier»)
1969 – «Дороги Катманду» («Les Chemins de Katmandou»)
1970 – «Умереть от любви» («Mourir d’aimer»)
1973 – «Нет дыма без огня» («Il n’y a pas de fumée sans feu»)
1974 – «Вердикт» («Verdict»)
1077 – «Каждому свой ад» («À chacun son enfer»)
1978 – «В интересах государства» («La Raison d’état»)
1978 – «Любовь под вопросом» («L’Amour en question»)