Айвори,-Джеймс

АЙВОРИ, ДЖЕЙМС

АЙВОРИ, Джеймс (Ivory, James) —  режиссер американского кино. Родился 7 июня 1928 г. в Беркли (Калифорния). Раннюю юность провел в штате Орегон, университет которого он окончил как бакалавр искусств, поскольку собирался работать в качестве художника-постановщика. Однако, загоревшись идеей стать кинорежиссером, Айвори поступает на кинофакультет университета Южной Калифорнии. Он снимает студенческие короткометражные фильмы и даже отправляется в Европу, где с финансовой помощью университета создает получасовой фильм «Венеция: тема и вариации». Полуторагодичный срок армейской службы Айвори проводит в Германии, помогая создавать развлекательные программы для военнослужащих. После этого он снова возобновляет занятия кинодокументалистикой и после удачной короткометражной картины об индийском искусстве получает в 1960 году от нью-йоркского Азиатского общества заказ на фильм об Индии.

Индия целиком захватила молодого режиссера, который провел в этой стране несколько лет. В Бомбее он познакомился и вступил в партнерство с местным продюсером, выпускником Нью-Йоркского университета Исмаилом Мерчантом, творческое содружество с которым сохранилось на долгие годы. Третьим в этом союзе стала писательница и сценаристка Рут Правер Джабвала, уроженка Германии, вышедшая замуж за индийца. Вместе они создали несколько комедий, основанных на несообразностях, возникающих в результате столкновения европейской и азиатской культур,из которых международную известность получил «Господин Шекспир» (1965). история романа индийского плейбоя и английской актрисы из гастролирующей труппы. В более обобщенной аллегорической форме тема столкновения культур прозвучала в «Дикарях» (1972), где племя диких лесных жителей попадает в покинутый его обитателями сельский дом и постепенно под цивилизующим влиянием дома превращаются в персонажей современной жизни, сохранющих лишь свои основные характерные качества, которые впоследствии снова превращают их в дикарей.

На протяжении последующих лет индийская тема неоднократно всплывала в творчестве тандема «МерчантАйвори», как его часто обозначают в кинопрессе. Фильмы эти, как правило, были некоммерческие, часто снятые для телевидения, и лишь потом выходившие в прокат. В «Автобиографии принцессы» (1975) живущая в лондонском изгнании индийская принцесса раз в год встречается для совместного чаепития с пожилым англичанином, чтобы смотреть и обсуждать старые любительские фильмы об их жизни в былой колониальной Индии. «Шумиха вокруг картин Джорджи и Бонни» (1978) ставит вопрос о целях и назначении искусства в связи с изображенной в картине распродажей старинных миниатюр в одном из индийских дворцов. Наиболее известный фильм из «индийского цикла» — «Жара и пыль» (1983) по роману Рут Правер Джабвапы, где воспроизводятся повторяющие друг друга судьбы двух англичанок: бабушки и ее внучатой племянницы, влюбившихся в индийцев. Несмотря на изменения в социальном климате, произошедшие между 20-ми годами и современностью, обе героини в разной степени, но остаются чужды столь привлекающей их стране.

И все же, начиная с экранизаций романов Генри Джеймса «Европейцы» (1979) и «Бостонцы» (1984) имя Айвори ассоциируется прежде всего с ностальгичским и тонко визуально выверенным воспроизведением культурной среды и скрытых в ее глубине социальных конфликтов традиционного западого общества в самом начале его заката на грани ХГХ — XX веков. В связи с фильмами Айвори этого направления чаще всего упоминается термин «культурное наследие», понимаемый как консервация внешнего облика и характерных черт сравнительно недавно канувшего в прошлое образа жизни. Особый успех ожидал серию экранизаций романов английского писателя Э.М. Форстера «Комната с видом» (1986, «Оскары» за сценарий, оформление и костюмы), «Морис» (1987, Серебряный лев Венецианского фестиваля) и «Поместье Говардз Энд»(1992, «Оскар» за главную женскую роль). Их предтечей и, вероятно, образцом был, скорее всего, «Посредник» (1971) Джозефа Лоузи, тоже, как и Айвори, американца, завороженного европейскими культурными ритуалами, очень часто скрывающими разрушительные импульсы. Впрочем, форстеровские страсти не разрушительны, они лишь позволяют заявить о себе, оставляя за режиссером одну задачу: с максимальным вкусом обозначить их. В «Комнате с видом» речь идет о юной героине, отвергающей постылого и унылого, как шекспировский Мальволио, жениха в пользу юного страстного возлюбленного; в «Морисе» герой осознает свою гомосексуальность и приучается жить с ней, а в «Говардз Энд» ощущение классовых различий замутняет чистоту человеческих чувств. Продолжает эту тему экранизация повести Кацуо Исигуро «На закате дня» (1993), где классический английский дворецкий (Э.Хопкинс), всецело погруженный в свою социальную функцию, пропускает мимо себя целую жизнь.

Неожиданный скачок в другую эпоху, в конец XVIII века, совершается в фильме «Джефферсон в Париже» (1995), однако и здесь режиссера привлекает эффект, который производят на людей резкие общественные перемены. При этом изображенная им Французская революция имеет чисто американский поворот: слуганегр, брат черной любовницы Джефферсона. получив желанную свободу, только губит собственную жизнь.

Несмотря на, казалось бы, несомненный успех своих фильмов, отмеченных вкусом и стилистической изысканностью, Айвори для многих критиков является фигурой противоречивой. Его изыски в области «культурного наследия» они считают искусственными и рассчитанными на своеобразный культурный ширпотреб. Здесь, впрочем, не столько вина режиссера, сколько его беда принадлежать времени, когда все кинематографические стили уже давно просчитаны и выйти за их рамки исключительно трудно.

А. Дорошевич