Бабенко, Эктор

БАБЕНКО, ЭКТОР

БАБЕНКО (Babenco) Эктор (р. 07. 02. 1946), бразильский и американский режиссер, сценарист, продюсер.

Родился в  Буэнос-Айресе (Аргентина) в семье выходцев из Польши и России. В возрасте 17 лет отправился в путешествие по разным странам, сменил множество профессий, а с 1965 начал работать ассистентом режиссера у О. Уэллса, М. Камуса и С. Корбуччи в Испании и Италии. С 1967 снимал технические фильмы. В 1971, будучи поклонником бразильского «синема ново», решил обосноваться в Бразилии, хотя именно тогда в стране произошел военный переворот, сопровождавшийся ужесточением цензуры в отношении фильмов. Бабенко, основав свою компанию «Э. Б. Филмс», начал делать документальные ленты, а в 1974 дебютировал игровой картиной «Конец ночи» (O Rei Da Noite). Но острый политический резонанс и огромный зрительский успех были связаны со второй работой режиссера — социально-криминальной драмой «Лусиу Флавиу, агонизирующий пассажир» (Lucio Flavio, O Passageiro Da Agonia, 1977), которая рассказывала о трагической судьбе реального человека, ставшего участником «эскадронов смерти». Уже в этой ленте проявилось стремление Бабенко не только к документированному (порой натуралистическому и жестокому) воспроизведению подлинных событий в жизни отщепенцев общества, но и воспринятый и переработанный им опыт «магического реализма» латиноамериканской литературы, а также социально-метафорического кинематографа. Международную известность режиссеру принес фильм «Пишоте, закон самого слабого» (Pixote, A Lei Do Mais Fraco, 1980, премия на МКФ в Локарно, 1981), безжалостный, внешне неореалистический и в то же время наполненный сюрреалистическими деталями, похожий на голливудские фантазии 30-х годов рассказ об отверженных детях Сан-Паулу.

После этого Бабенко был приглашен в Голливуд, где режиссер выбрал для экранизации  пьесу-притчу «Поцелуй женщины-паука» (Kiss of the Spider Woman) аргентинца М. Пуига, за которую в 1985 удостоился номинации на премию «Оскар» за режиссуру. Однако этот триумф стиля и человеческой деликатности в анализе судеб двух абсолютно разных заключенных, сведенных в одной камере, высоко оцененный критиками и жюри на международных фестивалях, не избавил режиссера от порой трудных и мучительных взаимоотношений с американскими продюсерами, которые (как шутят критики) еще хуже, чем бразильская политическая цензура во времена военной диктатуры. Бабенко поставил еще только два фильма — ретро-драму «Чертополох»(Ironweed, 1987) из времен Великой депрессии и экологическую притчу «Играя на полях Всевышнего» (At Play in the Fields of the Lord, 1991) о поиске человеком собственной идентичности в мире, где исчезают древние индейские цивилизации.                                               Сергей Кудрявцев

 

1973 — Прославленный Фиттипальди

(O Fabuloso Fittipaldi )

1975 — Король ночи (O Rei da Noite )

1977 — Лусиу Флавиу, агонизирующий пассажир

(Lúcio Flávio, o Passageiro da Agonia )

1981 — Пишоте: Закон самого слабого

(Pixote: A Lei do Mais Fraco)

1984 – Земля Редоны как апельсин (A Terra é Redonda Como una Laranja )

1985 — Поцелуй женщины-паучихи

(Kiss of the Spider Woman)

1987 — Чертополох (Ironweed )

1991 — Игры в полях Господних

(At Play in the Fields of the Lord )

1991 — Глупое сердце (Corazón iluminado )

2003 — Карандиру (Carandiru )

2007 — Прошлое (El pasado )

2014 — Разговоры с богами (Words with Gods )

2015 — Мой индийский друг (Meu Amigo Hindu )