Бэдэм,-Джон

БЭДЭМ, ДЖОН

БЭДЭМ, Джон (Badham, John ) — режиссер и продюсер  — Режиссер, продюсер. Родился 25 августа 1939 г. в г. Лутон (Англия). Окончил Йельский университет и Йельскую драматическую школу.

Бэдхем — яркий пример голливудского постановщика, который на протяжении всей своей — теперь уже четвертьвековой — творческой деятельности в американском кино всегда старался соответствовать наиболее актуальным запросам времени, с разным успехом на них откликаясь. Может быть, этому способствовало то, что в начале пути он работал в отделе писем киностудии «Юниверсл» и привык отвечать на вопросы зрителей. Но скорее всего это помогало всегда быть на переднем крае кинематографа вне зависимости от художественного уровня фильмов, который у него был очень разным.

Эта отличительная черта творчества Бэдхема проявилась уже с его первых шагов в кино. Выросший в негритянском штате Алабама (еще в детстве Джона семья переехала в США) он рано осознал накаленность расовой проблемы в Америке. Поэтому его кинематографический дебют (до этого Бэдхем пять лет проработал на телевидении, поставив там десять картин, среди которых и знакомый нам полицейский сериал «Улицы Сан-Франциско»)

«Всю дорогу непобедимые звездные короли на мотоциклах» (1976) — оказался комедией о негре-бейсболисте, который еще в 40-е годы хотел организовать собственную команду, и что из этого получилось.

Шумную же известность принес Бэдхему фильм «Лихорадка субботнего вечера» (1977) и по сей день остающийся не только лучшей его картиной, но и заметной вехой в насыщенном успешными лентами седьмом десятилетии. Именно здесь режиссер уловил основной вектор этого периода — не тематический, как до и после этой работы, а психслогический, средоточие перехода от царивших настроений молодежного бунта к успокоенности и самодовольству неоконсерватизма. Он дал портрет героя нового времени, разительно отличавшийся от прежних аутсайдеров, сознательно ставивших себя вне пределов ненавистного им общества. Тони Манеро (Джон Траволта) — продавец москательной лавки, американец итальянского происхождения — в соответствии с привычными голливудскими канонами хочет выбиться в люди. Пластичный от природы, с хорошей фигурой и безукоризненным чувством ритма, он выбирает танцы и каждый субботний вечер блистает в местной дискотеке. Бэдхем умело показал, что самозабвенность скольжения по паркету служит для Тони и ему подобных верным средством отвлечения от тусклости повседневного существования, создает ощущение собственной значительности, открывает новый путь в жизни.

Режиссер сумел передать механистичность движений и наркотический ритм танцев того времени, точно зафиксировал особенности стиля поведения, одежды, пластики молодежи середины 70-х, использовал самую современную музыку. Фильм имел ошеломляющий успех и три продолжения: «Бриллиантин», «Бриллиантин П» и «Оставаясь живым». Но их делали уже другие режиссеры.

Сам же Бэдхем попробовал свои силы в ином жанре — столь любимом американцами фильме ужасов. Однако его «Дракула» (1979) — экранизация известного романа Брэма Стокера — большой популярностью не пользовалась. Хотя и отличалась интересным использованием кинематографических выразительных средств. Бегущие по небу низкие облака, огромные летучие мыши, крыльями заслоняющие солнле, тоскливый вой волка, предваряющий очередной выход вурдатака «на охоту» — все это свидетельствовало о желании постановщика использовать стилистику немецкого экспрессионизма, но американским зрителем оценено не было.

Тогда режиссер сосредоточил внимание не на изобразительном решении, а на актуальности тематики. Мелодрама «Чья это жизнь, в конце концов?» (1981) касалась столь волнующей людей темы, как эвтаназия — убийство из милосердия, право человека по собственному желанию уйти из ставшей невыносимой жизни. (Полностью парализованный после автокатастрофы молодой скульптор хочет умереть.) «Военные игры» (1983) свидетельствовали о всеобщем страхе перед случайностью, способной развязать третью мировую войну. (Юный гений внедряется в компьютер Пентагона, изображая Россию, готовящую к пуску ядерные ракеты, нацеленные на США.)

Причем в этом и многих других фильмах Бэдхем умело использовал интерес к новой технике, позволяющей показывать многочисленные, невиданные ранее трюки. Так в «Голубом громе» (1983) воевавший во Вьетнаме летчик специального полицейского вертолетного подразделения в Лос-Анджелесе не только проделывает между небоскребами головокружительные фигуры высшего пилотажа, но и разоблачает заговор высокопоставленных военных. В «Коротком замыкании» (1986) робот, принадлежащий компании вооружений, выходит из-под контроля и начинает действовать вопреки заложенной в него программе, выполняя сугубо гуманистические функции. Сделанный с юмором, использовавший компьютерные трюки, этот фильм был особенно любим детьми, может быть, еще и потому, что взрослые были показаны здесь далеко не в самом лестном свете.

В 90-е годы в творчестве Бэдхема явно наметился спад. Все чаще и чаше он делает рядовые полицейские и уголовные ленты. «Трудный путь» (1991), где голливудская звезда (Майкл Дж. Фокс), собирая материал для очередной роли, ходит на уличное патрулирование с нью-йоркским блюстителем порядка. В «Откуда нет возврата» (1993) — американском римейке известного французского фильма «Никита» — речь идет о смертнице (Бриджит Фонда), используемой ФБР в качестве киллера, которая все-таки сумела перехитрить своих работодателей и начать новую жизнь. В «Еще одной слежке» (1993) — продолжении его же фильма «Слежка» (1987) — снова полицейский влюбляется в женщину, за ко торой приставлен следить. В картине «В самое время» (1995) террористы, используя захваченную дочь героя (Джонни Депл), пытаются заставить его убить женщину- кандидата в губернаторы — но ему этого все-таки удается избежать всего за несколько секунд до назначенного рубежа — 12 часов. В «Инкогнито» (1997) человека, подделывающего произведения искусства, предают его сообщники как раз в тот момент, когда он хочет покончить с этим занятием, продавая последний «шедевр», который должен обеспечить его на всю оставшуюся жизнь. Все это рядовые произведения развлекательной продукции, сделанные в хорошем темпе и ритме, с многочисленными ситуациями, держащими зрителей в напряжении. Однако в них нет и следа той кинематографической или тематической значительности, которые отличали творчество Бэдхема в 70-80-е годы.                                                    Е. Карцева

Бэдэм,-Джон-2

Фильмография:

• т/ф «Кэннон» (Cannon),

т/ф «Нетерпеливое сердце» (The Impatient Heart), 1971;

• т/ф «Улицы Сан-Фронциско» (The Streets of San Francisco), 1972;

• т/ф «Разве это не шок?» (Isn’t It Shocking?),

т/ф «Полицейская история» (Police Story), 1973;

• т/ф «Отражения убийства» (Reflections of Murder),

т/ф «Закон» (The Law),

т/ф «Пистолет» (The Gun),

т/ф «Крестник» (The Godchild), 1974;

• т/ф «Киганы» (The Keegans),

 

«Всю дорогу непобедимые звездные короли но мотоциклах»
(Bingo Long Traveling All-Stars and Motor Kings), 1976;

• «Лихорадка субботнею вечера» (Saturday Night Fever), 1977;

• «Дракула» (Dracula), 1979;

• «Чья это жизнь, в конце концов?» (Whose Life Is It Anyway?), 1981;

• «Голубой гром» (Blue Thunder),

«Военные игры» (War Games), 1983;

• «Американские гонщики» (American Flyers), 1985;

• «Короткое замыкание» (Short Circuit), 1986;

• «Слежка» (Stakeout), 1987

• «Птичка на проводе» (Bird on a Wire), 1990;

• «Трудный путь» (The Hard Way), 1991;

• «Откуда нет возврата» (Point of No Return),

«Еще одна слежка» (Another Stakeout), 1993;

• «Зона высадки» (Drop Zone), 1994;

• «B последний момент» (Nick of Time), 1995;

• «Инкогнито» (Incognito), 1997.

1998 Вниз по течению (Floating Away, ТВ-фильм

1999 Джек Булл (The Jack Bull ), ТВ-фильм

2000 Последняя дискуссия (The Last Debate ), ТВ-фильм

2002 Хранитель моего брата (Brother’s Keeper), ТВ-фильм

2002 Мания (Obsessed ), ТВ-фильм

2003 Шаги (Footsteps ), ТВ-фильм

2004 Ивел Нивел (Evel Knievel ), ТВ-фильм

 

 

 

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/21/bedhem-dzhon.htm