Бирсфорд,-Брюс

БИРСФОРД, БРЮС

Бирсфорд, Брюс (Beresford, Bruce) — австралийский и американский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Родился 16 августа 1940 года в Сиднее (Австралия). Окончил философский факультет Сиднейского университета.

Прежде чем прийти в игровой кинематограф, Брюс Бирсфорд несколько лет работал на любительской киностудии, снял несколько короткометражных лент на средства Британского кино института, и лишь затем, когда почувствовал, что полученные знания и опыт позволяют ему попробовать силы в игровом кино, рискнул предложить свои услуги одной из сиднейских студий. Но уже дебют — комедия «Приключения Барри Маккензи» (1972) — заставила прессу и зрителей говорить о появлении нового талантливого режиссера. Забавные похождения Барри Маккензи, типичного среднего австралийца, или «осей», как они сами себя называют, весельчака и остроумца, любителя выпить и приударить за хорошенькими женщинами, была сделана Бирсфордом легко и изящно. Не претендуя на особые глубины, лента, тем не менее показывала жизнь австралийского общества, такой какая она есть, со всеми ее смешными и грустными сторонами. Вторая серия «Барри Маккензи гнет свое» (1974), «Бок о бок» (1975), «Вечеринка преподавателей» (1976), «Правонарушитель Морант» (1979) лишь укрепили мнение публики о Брюсе, как самобытном режиссере, в творчестве которого ощущался особый национальный колорит. Вскоре Бирсфорд становятся одним из признанных лидеров кино Зеленого континента.

Однако будучи ярким и талантливым представителем «новой австралийской волны», сделавшим хорошую карьеру у себя на родине, Брюс Бирсфорд, подобно многим своим коллегам и единомышленникам, предпочел покинуть Австралию и обосноваться в Америке, стране, которая давала художнику гораздо больше возможностей для реализации своих замыслов. И надо признать, что на американской почве Бирсфорд не потерял своей яркой индивидуальности и вскоре занял достаточно прочные позиции в режиссуре.

Работая в самых разных жанрах, начиная от костюмно-исторических лент («Царь Давид», 1985) и кончая криминальными драмами («Ее алиби», 1989, «Молчаливое падение», 1994) Брюс Бирсфорд отдает все же предпочтение серьезным психологическим фильмам. Попытка проникнуть во внутренний мир человека, понять мотивы его поступков, объяснить и простить слабости — именно это прежде всего интересует Бирсфорда. Он из тех режиссеров, кто любит и сострадает своим героям. Потому столь и запоминаются его картины — «Милости Господни» (1983), «Преступления сердца» (1986), «Шофер мисс Дейзи» (1989) — добрые и человечные.

«Милости Господни» — дебют Бирсфорда в США-принес своему создателю славу, а исполнителю главной роли — Роберту Дювалу — «Оскара» за лучшую мужскую роль года История спившегося музыканта, который возвращается к жизни благодаря бескорыстной и самоотверженной любви и вере в него женщины, была рассказана Бирсфордом достаточно жестко и реалистично. И это отсутствие излишней сентиментальности и мелодраматичности также во многом способствовало успеху картины у зрителя.

Отточенность диалогов, пристальное вглядывание в лица героев, внимание к деталям быта характерны для его творчества. Но главным объектом исследования для режиссера всегда остается сам человек, особенно если он обладает сложным и противоречивым характером и прожил нелегкую жизнь. Таковы к примеру, герои, пожалуй, самой известной ленты Бирсфорда — «Шофер мисс Дейзи», экранизации пьесы Альфреда Ури. История взаимоотношений героини и ее умудренного жизненным опытом лукавого и бесконечно обаятельного чернокожего шофера, благодаря великолепной игре актеров (Джессика Тенди и Морган Фримен), таланту и безупречному вкусу режиссера, получилась удивительно тонкой и человечной. И вновь высшие награды Академии киноискусства — «Оскары» — за лучший фильм и за лучшую женскую роль. И то, что автор апеллирует к лучшим человеческим качествам, воспевает такие понятая, как бескорыстие, доброта, ответственность и порядочность, сострадание и дружба, демонстрирует его приверженность к традиционным, но никогда не меркнущим моральным ценностям. Однако, надо отдать Бирефорду должное — делает он это ненавязчиво, элегантно и без излишней дидактичности.

Режиссер не боится ставить острые вопросы, на которые не так-то легко найти ответ,- например, нужно ли казнить человека, за долгие годы проведенные в тюрьме раскаявшегося в своем преступлении? («Последний танец», 1995).

Отрицая легкие пути в искусстве, Бирсфорд относится к тем художникам, кто делает добротные и серьезные фильмы, при просмотре которых, зрители не только отдыхают и развлекаются, но и размышляют.

И. Звегинцева

Фильмография:

в Австралии:

• «Приключения Борри Маккензи» (The Adventures of Barry Mckenzie), 1972;

• «Барри Маккензи гнет свое» (Barry Mckenzie Holds His Own), 1974;

• «Бок о бок» (Side by Side), 1975;

• «Вечеринка преподавателей» (Don’s Party), 1976;

• «Обретая мудрость» (The Getting of Wisdom), 1977;

• «Голубой плавник» (Blue Fin), «Денежные воротилы» (Money Movers), 1978;

• «Правонарушитель Морант» (Breaker Morant), «Клуб/Игроки» (The Club/Players), 1980;

• «Крепость» (Fortress), «Подростковый блюз» (Puberty Blues), 1981;

в США:

1983 — «Милости Господни» (Tender Mercies),

1985 — «Царь Давид» (King David),

1986 —  «Преступления сердца» (Gimes of the Heart),

1986 -«Обитатели трущоб» (The Fringe Dwellers), ;

1987 — «Ария» (Aria),

1987 —  «Шофер мисс Дейзи» (Driving Miss Daisy),

1989 — «Ее алиби» (Her Alibi), 1989;

1991 —  «Черная мантия» (Black Robe),

1991 — «Мистер Джонсок» (Mister Johnson), 1991;

1993 — «Богатые любовью» (Rich in Love), 1993;

1994 — «Хороший человек в Африке» (A Good Man in Africa),

1994 — «Безмолвное падение» (Silent Fall),

1995 —  «Последний танец» (Last Dance),

1997 —  «Райская дорога» (Paradise Road),

1999 — «Двойной просчет» (Double Jeopardy),

2001 — Невеста ветра (Bride of the Wind )

2002 — Эвелин (Evelyn )

2003 — Панчо Вилья (And Starring Pancho Villa as Himself)

2005 — Контракт (The Contract )

2006 — Орфей (Orpheus ), ТВ

2009 — Последний танцор Мао (Mao’s Last Dancer )

2011 — Мир, любовь и недопонимание
(Peace, Love, & Misunderstanding )

2015 — Мистер Черч (Mr. Church )

2017 – Флинт (Flint, )ТВ,

2018 – Дамы в черном (Ladies in Black )

 

 

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/11/birsford-bryus.htm