Беркли,-Басби2

БЕРКЛИ, БАСБИ

Беркли, Басби (Berkeley, Busby)

Режиссер кино и театра, хореограф, актер. Настоящее имя: Уильям Беркли Энос. Родился 29 ноября 1895 г. в Лос-Анджелесе в артистической семье, умер 14 марта 1976 г. После армейской службы, которая проходила в Европе, отправился искать счастье на Бродвей, где быстро прославился как талантливый хореограф. Не псшучивший никакого профессионального образования, Беркли действовал в основном по наитию. Его изобретательность не знала границ, когда он заставлял танцовщиц образовывать различные композиции или маршировать по знаменитой лестнице ревю. Смена темпов, направлений движения, переходы от диагональнъгх построений к звездчатым и круговым осуществлялись с необыкновенным напором и динамизмом, неизменно вызывая восторг публики.

В 1930 г. продюсер Сэм Голдвин уговорил Беркли приехать в Голливуд, чтобы поставить танцевальные номера в фильмах с участием певца и актера Эдди Кантора («Юноша из Испании», «Римские скандалы»). Беркли сразу почувствовал коренное отличие кино от театра и постарался использовать его технические возможности для более красочного и изобретательного показа своих танцевальных композиций, Фирменным знаком его стиля стали так называемые сцены с «высоты птичьего полета», превращавшие комбинации из женских тел в прихотливую узорчатую вязь. При этом он часто пользовался трансфокатором, что позволяло мгновенно концентрироваться на крупных планах его любимых танцовщиц — Руби Килер, Джоан Блондел, Вини Шоу. Беркли активно использовал движущуюся камеру и потому мог снимать сложнейшие сцены одним эпизодом. Этому способствовали профессиональное мастерство и вышколенность танцовщиц. Беркли гордился своими девушками, ведь с их помощью в американском кино была совершена первая сексуальная революция, и женское тело, наконец, заняло в кадре достойное место.

Лучшая работа Беркли-хореографа в кино осуществлена им для фильма «42-ая улица», который стал прообразом так называемых «мюзиклов подмостков». Из-за болезни звезды молоденькая хористка (Руби Килер) получает главную роль. Теперь от неопытной девушки зависит судьба сотен людей, занятых в представлении. Несмотря на интриги и зависть подруг, она блестяще справляется с этой задачей. Поскольку постановщик «42-ой улицы» Ллойд Бэкон испытывал особую склонность к криминальному жанру, он насытил действие яркими эгтизодами из жизни уголовного Бродвея. Подпольный мир Нью-Йорка предстает здесь во всей своей угрожающей выразительности. Она проявилась и в эстетике танцев Беркли, балансирующих между надеждой и отчаянием, между светом мирной жизни и ужасом войны, механистически уничтожающей свои жертвы. Спустя год Беркли и его девушки приняли участие в создании мюзикла «Золотоискателъницы 1933 года», рассказывающего о постановке ревю с мрачным назва нием «Депрессия». Следуя духу фильма, Беркли не пожалел мрачных красок, чтобы с помощью танцев отразить тяжелое душевное состояние людей, живших в эпоху великой депрессии. Правда, он не отказал себе в удовольствии поставить почти идиллический «Вальс теней», пробуждающий надежду на лучшую жизнь. В финале этого впечатляющего номера на сцену выходили 60 девушек, державших в руках светящиеся скрипки.

Как постановщик танцев Басби Беркли принимал участие в создании 34 фильмов, многие из которых остались в истории кино только потому, что к ним приложил руку этот фонтанирующий идеями, щедрый на выдумку мастер экранного танца. Особенно плодотворным было сотрудничество Беркли с Ллойдом Бэконом, постановщиком картин «42-ая улица», «Бар чудес», «Золотоискательницы 1937 года», «Позвони мне, мистер».

За пять лет Беркли так хорошо освоился в Голливуде, что с удовольствием откликнулся на предложение поставить вторую серию «Золотоискательниц». В этой ленте он превзошел самого себя, особенно в центральной сцене, получившей название «Колыбельная Бродвея». Ее содержанием стал сон танцовщицы с Бродвея, как бы заново переживающей события «трудового дня». Вихрь танца вовлекает в действие все новых участников, однако самой героине уже трудно выдерживать бешеный ритм, она выскальзывает на балкончик и… падает вниз. Панорама Манхеттена постепенно превращается в белую маску, а потом и в лицо самой танцовщицы.

Как режиссеру Басби Беркли приходилось ставить и криминальные ленты («Они сделали меня преступником»), однако его коньком оставались музыкальные фильмы, причем лучшими считаются те, в которых снялась стоявшая в начале своего творческого пути Джуди Гарленд («Зеленые юнцы». «Пусть играет оркестр», «Юнцы с Бродвея», «Для меня и моей подружки»). В 1949 г. Беркли поставил фильм «Возьми меня на бейсбол» с участием Фрэнка Синатры и Джина Келли. Постановку танцев в этом фильме он доверил Стэнли Донену и Джину Келли, благословив их таким образом на дальнейшие эксперименты в области американского мюзикла. Вскоре после этого Беркли покинул Голливуд.

Басби Беркли оказал огромное влияние на формирование эстетики американского мюзикла. Его подход к постановке и экранному отражению танцев сохраняет актуальность до сих пор. Вновь и вновь предпринимаются попытки имитировать стиль великого Беркли. В качестве примера можно назвать фильм бр. Коэнов «Большой Лебовски» (1998), танцевальные сцены в котором выполнены в точном соответствии с заповедями Беркли. Впрочем, и его творчество не было лишено недостатков. Часто его великолепные, изобретательные танцы существовали сами по себе, вне общего контекста фильма. Впрочем, проблема создания синтетического мюзикла возникла много позднее и решать ее пришлось следзтощим поколениям хореографов, таким как Джин Келли, Стэнли Донен, Боб Фосси.

Г. Краснова

Фильмография:

• «Золотоискотельницы 1935 года» (Gold Diggers of 1935), «Яркие огни» (Bright Lights), «Я живу для любви» (I Live for Love), 1935;

• «В плену сцены» (Stage Struck), 1936;

• «Удачливый делец» (The Go-Getter), «Голливудский отель» (Hollywood Hotel), 1937;

• «Мужчины так глупы» (Men Are Such Fools), «Лунный сад» (Garden of the Moon), «Комета нод Бродвеем» (Comet over Broadway), 1938;

• «Они сделали меня преступником» (They Made Me a Criminal), «Зеленые юнцы» (Babes in Arms), «Стойкие и неистовые» (Fast and Furious), 1939;

• «Сорок маленьких мамочек» (Forty Little Mothers), 1940;

• «Пусть играет оркестр» (Slrike Up The Band), 1940;

• «Белокурое вдохновение» (Blonde Inspiration), «Юнцы с Бродвея» (Babes on Broadwoy), 1941;

• «Для меня и моей подружки» (For Me and My Gal), 1942;

• «Вся шайка в сборе» (The Gang’s All Here), 1943;

• «Синдерелла Джонс» (Cinderella Jones), 1946;

• «Возьми меня на бейсбол» (Take Me Out to Hie Ball Game), 1949.

 

Б