Бигелоу,-Кэтрин

БИГЕЛОУ, КЭТРИН

БИГЕЛОУ, Кэтрин (Bigelow,Kathryn) — режиссер, сценарист, художник американского кино. Родилась 27 ноября 1951 года  в Северной Калифорнии. Училась на факультете живописи Института искусств в Сан-Франциско. Затем получила стипендию для обучения в Студии при музее Уитни, где преподавали Сьюзен Зоннтаг, Ричард Серра и Роберт Раушенберг. В своих работах придерживалась экспрессионистской манеры. В Нью-Йорке познакомилась с представителями подпольного кино. Желание попробовать себя в новом виде деятельности привело 30-летнюю художницу в киношколу Колумбийского университета. Училась в мастерской Милоша Формана и Питера Уоллена. Ее дипломной работой стала короткометражка «Инсценировка». На протяжении 20 минут двое мужчин яростно избивали друг друга в темных аллеях парка. «Я попыталась выяснить природу насилия и его отражение на экране», — прокомментировала Бигелоу свой первый киноопыт. Отражение насилия стало со временем ее главным коньком. Недаром всем без исключения фильмам Бигелоу присвоен рейтинг «ТА» (Запрещается смотреть детям до 17 лет из-за сцен насилия, секса и языковых непристойностей). В качестве образцов для подражания она называет четырех режиссеров — Фассбиндера, Пекинпа, Скорсезе, Куросаву и признается, что стиль и форма ее фильмов определяются предшествующим опытом художника.

В своих фильмах Бигелоу исследует пограничные сферы бытия, где нормальная жизнь вытесняется экстремально уродливыми формами существования. Потому ее героями, как правило, являются аутсайдеры — преступники, бродяги, деклассированные элементы. Ковбой, помимо своей воли превратившийся в вампира («С наступлением темноты»); преуспевающий маклер, оказавшийся серийным убийцей («Вороненая сталь»); молодые преступники, для которых жизнь имеет смысл только как опасное приключение — будь то ограбление банка, прыжки с самолета или борьба с водной стихией («На гребне волны»); бывший полицейский, ставший своим в криминальной среде (» Странны е дни «).

Фильмом, привлекшим внимание к творчеству Бигелоу, стала лента «Вороненая сталь». Ее героиня — молодая выпускница полицейской академии Меган Тернер. Уже в первое самостоятельное дежурство ей приходится застрелить вооруженного грабителя, чье оружие попадает в руки маньяка, серийного убийцы. Совершив ряд преступлений, подозрения в которых падают на Меган, тот начинает преследовать ее самое. В конце-концов она одерживает победу. Но какой ценой! Знание женской психологии — Меган Тернер в исполнении Джейми Ли Кертис отнюдь не суперменша — помогло Бигелоу создать увлекательный, правдивый фильм.

Но, словно опасаясь быть заподозренной в феминизме, свою следующую ленту «На гребне волны» Бигелоу построила на остром противостоянии двух мужчин — полицейского (К. Ривз) и преступника (П.Свейзи). Поскольку грабитель банков Бодхи по сценарию еще и мастер серфинга, это позволило развернуть на экране настоящую морскую симфонию, и таким образом Бигелоу еще раз подтвердила,что изобразительное решение фильма играет доминирующую роль в системе ее творческих предпочтений- Фильм «На гребне волны» обнажил еще одну особенность ее творческого почерка — тягу к смешению жанров. «На гребне волны» — изящный гибрид полицейского и пляжного фильмов. Та же самая тенденция четко просматривается в лентах «С наступлением темноты», смеси вестерна, мелодрамы, фильма ужасов и «роуд муви», и » Странные дни», сценарий которой написал тогдашний муж Бигелоу Джеймс Кэмерон (их брак быстро распался). Сюжет фильма, действие которого разворачивается накануне наступления XXI века, позволил Бигелоу реализовать свое мрачное видение современной эпохи и создать выразительный визуальный образ времени.                                                                                               Г. Краснова

Бигелоу,-Кэтрин-2

 Фильмография;
1984 -«Лишенные любви» (Loveless),
1987 -«С наступлением темноты» (Near Dark),
1990 -«Вороненая столь»(Вlue Steel),
1991 -«На гребне волны» (Point Breok),
1993 — «Дикие пальмы» (Wild Palms),т/ф,
1995 — «Странные дни» (Strange Days),
2000 — Вес воды (The Weight of Water),
2002 — К-19: (K-19: The Widowmaker),
2008 — Повелитель бури (The Hurt Locker)
2011 — Чудесный год (The Miraculous Year), ТВ,
2012 — Цель номер один (Zero Dark Thirty ),
2017 — Детройт (Detroit )