Болеславский,-Ричард

БОЛЕСЛАВСКИЙ, РИЧАРД

БОЛЕСЛАВСКИЙ, Ричард (  Richard Bolesławsky ) — режиссер американского кино. актер польского и русского театра,  преподаватель актёрского мастерства. Настоящее имя — Болеслав Рышард Стржезницкий. Родился 4 февраля 1889 года в Польше ( Дембова Гура)

 в семье польского художника Валенты Стржезницкого. Имя Ричард Болеславский он принял позднее, как театральный псевдоним. После смерти отца семья переехала в Одессу. Ещё во время учёбы в школе Ричард выступал в любительских спектаклях одесского «Польского очага» («Ognisku Polskim») и русской труппы, затем в спектаклях русской передвижной группы. Учился в Новороссийском, затем в Московском университетах.

С 1908 года служил в Московском Художественном театре , на сцене которого  сыграл двадцать ролей. В 1909 году успешно дебютировал в большой роли Беляева в пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне». В 1911 с неменьшим успехом сыграл Лёвку в пьесе С. С. Юшкевича «Miserere», Лаэрта в «Гамлете» У. Шекспира, в 1914 — Фабрицио в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони. Среди других ролей — Пан Врублевский в «Братьях Карамазовых» по роману Ф. М. Достоевского (1910), адвокат Петрушин в «Живом трупе» Л. Толстого(1911), Аслак в «Пер Гюнте» Г. Ибсена (1912), Альсид в «Браке поневоле» Мольера (1913), Барановский в «Осенних скрипках» И. Сургучева.

Был одним из основателей и организаторов 1-й студии МХТ.

В 1914 Болеславский дебютировал в кино в роли художника Волина в фильме Якова Протазанова «Мимо жизни»,  и танцора в фильме «Танец вампира». В 1915 поставил свои первые фильмы (Три встречи, Ты еще не умеешь любить,  Семья Поленовых, Не разум, а страсть правят миром, Домик на Волге. )

В 1916 ушел добровольцем на фронт Первой Мировой Войны, воевал в составе Первого уланского полка (Польского), был ранен. В 1918 вернулся в студию. Позднее он написал две книги воспоминаний об этом времени.  В январе 1920 уехал в Польшу, где начал работать в Большом театре в Познани. Поставил в своем оформлении «Потоп» Ю.-Х.Бергера. Затем поступил актером и режиссёром в варшавский Театр Польский, где поставил «Мещанина во дворянстве» Мольера (совм. с Л.Шиллером, 1920), «Романтиков» Э.Ростана (исполнил роль Стафореля, 1920), «Милосердие» К.Ростворовского (1920), «Потоп» (исполнил роль О’Нила, 1920), «Рюи Блаз» В.Гюго (1921), «Кики» Л.-Б.Пикара (1921).

В 1920 Болеславский поставил несколько короткометражных пропагандистских фильмов, направленных против большевистской России, и на киностудиях «Сфинкс» и «Ориантфильм» два больших художественных фильма: Bohaterstwo Polskiego Skauta (Героизм польского скаута) и Cud nad Wisłą (Чудо над Вислой).

Не добившись места  руководителя Городского театра в Лодзи (май 1921), Болеславский уехал из Польши и вскоре присоединился к находившейся в Праге качаловской группе Художественного театра. Осенью 1922 он присоединился к труппе МХТ во время гастролей в США и там остался после её отъезда в Москву.

В 1923 году основал в Нью-Йорке American Laboratory Theatre. Первоначальное его планом было за три года подготовить труппу актёров, с которой начать представления как репертуарный театр, но представления начались несколько раньше, через два года. Поэтому лабораторный театр состоял из двух частей: действующего театра и школы при нём, где готовились актёры, следуя системе Станиславского. Кроме самого Болеславского ключевым педагогом ALT была актриса МХТ Мария Успенская. Программа обучения актёров включала в себя развитие внешних и внутренних выразительных средств. Первое включало в себя обучение танцу, балету, ритмике Далькроза, фехтованию, пантомиме, фонетике, декламации и гриму. Второе — развитие чувств, воображения и памяти актёра.

Поставил «Три мушкетера», «Укрощение строптивой», «Макбет», «Миракль». ALT действовал до 1929 года, когда Болеславский переехал в Голливуд, чтобы работать в кино. Примерно в это время он женился на американской  актрисе Норме Друри.

В ALT учились Ли Страсберг, Стелла Адлер и Гарольд Клурман, которые стали основателями известного целой плеядой вышедших из него звёзд и левой антикоммерческой направленностью «Группового Театра» (Group Theatre (New York)). Поэтому «Групповой театр» часто рассматривается как продолжение направления «Лабораторного театра». Болеславский  — автор романа-воспоминания о боях польских уланов в России в конце первой мировой войны («The Way of the Lancer» 1932) и его продолжения о времени революции («Lances down», 1935).  В 1935 году Болеславский написал книгу Acting: the first six lessons (Искусство актера, первые шесть уроков), которая выдержала несколько изданий.

Вклад Болеславского в кинематограф был отмечен именной звездой  на Голливудской аллее славы.   Ричард Болеславский умер в Лос-Анджелесе 17 января 1937 года.

Болеславский-,Ричард-2

Грета Гарбо и Герберт Маршалл в фильме » Разрисованная вуаль»

Фильмография:

·                    The Grand Parade

·                    The Last of the Lone Wolf

·                    Treasure Girl (Девушка-сокровище). 1929

·                    The Gay Diplomat

·                    Woman Pursued

·                    Rasputin and the Empress (Распутин и императрица). 1932

·                    Beauty for Sale

·                    Storm at Daybreak (Буря на закате)

·                    Fugitive Lovers

·                    Hollywood Party. 1934.

·                    Men in White (Люди в белом). 1934.

·                    Operator 13

·                    Разрисованная вуаль (The Painted Veil).

·                    Clive of India (Клайв Индийский). 1935

·                    Les Misérables (Отверженные). 1935

·                    Metropolitan

·                    O’Shaughnessy’s Boy

·                    The Garden of Allah (Сад Аллаха)

·                    Theodora Goes Wild (Теодора сходит с ума)

·                    Three Godfathers. 1936

·                    Конец миссис Чейни / The Last of Mrs.Cheyney