Брана,-Кеннет

БРАНА, Кеннет

Брана, Кеннет (Branagh, Kenneth) -Английский актёр и режиссёр кино, театра и телевидения, работающий и в США.   Родился 10 декабря 1960 г. в Белфасте (Сев. Ирландия). Когда Кеннету было девять лет, родители переехали в пригород Лондона Рединг. Брана окончил Королевскую академию драматического искусства с золотой медалью, после чего триумфально дебютировал на лондонской сцене в пьесе «Другая страна» Дж. Митчелла (1982). Получив несколько премий в качестве самого многообещающего молодого актера, Брана впоследствии становится членом Королевской шекспировской труппы, а затем в 1987 г. организует свой собственный театр «Ренессансную театральную труппу» и основным принципом его провозглашает тесное творческое взаимодействие и равноправие в решении художественных задач между режиссерами, актерами и работниками постановочной части.

Главную задачу труппы, для дебюта которой он сам написал пьесу, Брана видел прежде всего в популяризации классического наследия, прежде всего Шекспира. Постановки его драм Брана-режиссер делал максимально приближенными к пониманию среднего современного зрителя, не увлекаясь сложными режиссерскими и пластическими концепциями, но придерживаясь принципа предельной естественности, которому его как актера научило телевидение.

Эти принципы явственно проглядывают в первом большом киноуспехе Браны-режиссёра, шекспировском «Генрихе V» (1989), где он также выступил в качестве исполнителя заглавной роли. Как сам фильм, так и исполнительская манера Браны предельно натуралистичны, затушевывая пышную метафорическую риторику шекспировского стиха и визуально трактуя события основного действия через так называемый «фальстафовский фон». И если визуальной доминантой экранизации Л. Оливье (1944) была средневековая миниатюра, то в кадре у Браны преобладают крупные планы лиц, рваная одежда солдат и комья дорожной грязи на доспехах.

Брана — типичный режиссер телевизионной эры, смешивающий театральные и кинематографические художественные принципы в некое добротное, но маловыразительное среднее. И как актер, и как режиссер, он тщательно прорабатывает каждый отдельный эпизод, мало заботясь о целом. Чего ему не занимать, так это энергии. Он играет, режиссирует, занимается продюсерством, пишет пьесы и сценарии, продвигает многочисленные проекты. После «Генриха V» он снимает в Голливуде стилизацию под «черный фильм» 40-х годов «Снова мертв» (1991), запутанную шараду о переселении душ участников былого преступления в современных героев. (Главную роль детектива и одновременно дирижера-убийцы играет сам Брана, героиню — в то время его жена Эмма Томпсон). Вернувшись в Англию, создает (опять же с собственным участием) английскую вариацию на тему каздановского «Большого озноба» под названием «Друзья Питера» (встреча десятилетие спустя бывших однокашников). Если «Друзья Питера» более всего напоминают по стилю телевизионную драму (кстати, и исполнители ее, помимо самого Браны и Эммы Томпсон, известны более всего по телевизионным сериалам), то снова оказавшись в Голливуде, Брана смело берется за сюжет, уже давно обрабатываемый кинематографом, — за «Франкенштейна».

И снова просветительская задача — прежде всего. Фильм называется «Франкенштейн Мэри Шелли» (1994), он гораздо ближе к повести, чем все предыдущие вариации на ее тему: Существо (Роберт Де Ниро) если и не читает Мильтона (как у Шелли), тем самым указывая на параллель своего бунта против собственного создателя бунту мильтоновского Сатаны против Бога, то по крайней мере довольно связно, хотя и с трудом, изъясняется, обосновывая свою вражду к сотворившему его ученому, в своей фанатической страсти к научному исследованию самонадеянно взявшему на себя роль Творца. Франкенштейн Браны — это исступленный пленник идеи, которая, воплотившись, глубоко ужасает его и доводит до гибели. Повествование не развертывается в каком-то историческом пространстве: несмотря на указание времени и места, камера, ни минуты не стоящая на месте, выхватывает выразительные позы, выражения лица, движения как некие самостоятельные художественные величины, не связанные каким-то общим, цельным видением, в результате чего достигается эффект видеоклипа.

С «Гамлетом» Брана-актер встретился впервые еще в 1984 г., когда сыграл роль Лаэрта в спектакле Королевской шекспировской труппы. Через несколько лет он уже был заглавным героем в спектакле своего театра «Ренессанс», а еще через четыре — уже на главной шекспировской сцене страны в составе Королевской труппы. К своему экран ному » Гамлету» он также подходил постепенно. Сначала это была снятая по собственному сценарию комедия о постановке «Гамлета» («Мрачной зимнею порою», 1995), которую предпринимает, приурочивая ее к рождественским каникулам, безработный провинциальный актер, набрав себе маленькую труппу (шесть человек должны сыграть 24 роли) из разного рода неудачников, маргиналов и героев вчерашнего дня. Но уже к концу следующего года была готова четырехчасовая киноверсия «Гамлета», куда Брана-режиссер (обеспечив себе главную роль) привлек целое созвездие знаменитостей и притом необязательно только на главные роли. (Так, например, Жерар Депардье и Джек Леммон играют часовых Рейнальдо и Марцелла, а девяносточетырехлетний патриарх Джон Гилгуд — Приама из эпизода с актерами).

Фильм был показан на Каннском фестивале 1997 года, однако особых лавров не снискал. И дело совсем не в том, что снят он был в костюмах ранней викторианской эпохи, то есть 2-й трети XIX века («Гамлет» на сцене шел в самых разнообразных редакциях, к тому же за год до того достаточно успешно прошел «Ричард III» в современных костюмах). Точнее было бы назвать стиль постановки «бидермайером» (ведь действие происходит все-таки в континентальной и расположенной рядом с Германией Дании). А этот аккуратный мещанский стиль, тщательно выписывающий мелкие бытовые детали, не предрасполагает художника к поэтическому полету. К тому же Гамлет Браны никак явно не выбивается из общего стиля (как можно было бы предположить), поскольку актер, верный себе, весьма эмоционально произносит все свои тексты, нимало не заботясь о цельном рисунке роли. В результате картину не спасли ни пышность постановки, ни несколько шокирующие эротические сцены Гамлета с Офелией (Кейт Уинслет).              А. Дорошевич

Брана,-Кеннет-2-

Кеннет Брана в фильме»Франкенштейн»

Фильмография:

1989 — «Генрих V» (Henry V),

1991 —  «Снова мертв» (Dead Again),

192 —  «Друзья Питера» (Peter’s Friends),
1992 — «Лебединая песня» (Swan Song),

1993 —  «Много шума из ничего» (Much Ado about Nothing), 1993;

1994 —  «Франкенштейн Мери Шелли» (Mary Shelly’s Frankenstein), 1994;

1995 — «Мрачной зимнею порою» (In the Bleak Midwinter), 1995;

1996 — «Гамлет» (Hamlet), 1996.

2000 — Тщетные усилия любви (Love’s Labour’s Lost )

2006 — Как вам это понравится (As You Like It )

2006 — Волшебная флейта (The Magic Flute )

2007 — Сыщик (2007)Sleuth

2011 — Тор (Thor )

2013 — Джек Райан: Теория хаоса (Jack Ryan: Shadow Recruit )

2013 — Макбет (Macbeth )

2015 — Золушка (Cinderella )

2015 — Зимняя сказка
(Kenneth Branagh Theatre Company’s the Winter’s Tale) ТВ,

2011 — Убийство в Восточном экспрессе
(Murder on the Orient Express )