Бурман,-Джон

БУРМЕН, ДЖОН

Бурмен, Джон (Boorman, John) — Английский режиссер, работавший и в США. Родился 18 января 1933 г. в Шеппертоне, недалеко от Лондона. Начинал как кинокритик в женском журнале и на радио. После армии поступил в 1955 г. работать на телевидение в качестве помощника монтажера. Сменив несколько провинциальных студий, Бурмен вскоре становится заметным режиссером-документалистом на Би-Би-Си. В игровом кино дебютировал фильмом «Поймайте нас, если сможете» (1965), подобно «Вечеру трудного дня» Р. Лестера, ставящим в центр сюжета попгруппу, но более проникнутым сатирическим духом по отношению к телевидению с его всепроникающей рекламой.

Познакомившись с Ли Марвином, Бурмен снимает с ним два фильма в США («В упор», 1967 и «Ад в Тихом океане», 1968). Первый — жесткий гангстерский триллер с характерной для своего времени темой противостояния одиночки анонимной «Организации», второй — аллегорическая экзистенциальная драма, где Марвину — американскому летчику — противостоит оказавшийся на том же необитаемом острове военный противник: Мифунэ — японский моряк.

Такой же аллегорической драмой выглядит «Лев Последний» (1970, приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру) с Марчелло Macтроянни в роли принца в изгнании, обретающего потерянный вкус к жизни, поселившись среди черных обитателей трущобного квартала Лондона. (Сходная тема, уже на нью-йоркском фоне, проводится режиссером двадцать лет спустя в фильме «Там, где сердце», 1990). Если «Лев Последний» был, пожалуй, наиболее неудачным в коммерческом отношении фильмом Бурмена, то следующий за ним — «Избавление» (1972) — до сих пор остается самым крупным его успехом во всех отношениях. Снятый по роману известного американского поэта и писателя Джеймса Дикки, он в весьма необычном, отнюдь не благостноруссоистском духе трактует традиционную оппозицию «природы» и «культуры», показывая на примере четырех отпускников, плывущих.на каноэ по диким зарослям Богом забытого и предназначенного на искусственное затопление участка в Аппалачскйх горах, что современный человек скорее склонен одичать и стать варваром, оторвавшись от привычной среды, нежели облагородиться. Своим успехом фильм оказался обязан в высшей степени органичному слиянию жанровых особенностей приключенческого фильма, доведенных до грани шокирующей жестокости, с оправдывающей эту жестокость философской заданностью.

Подобное соединение философской аллегоричности с четко заявленной жанровой определенностью с разной степенью успеха присутствует во всем творчестве Бурмена. в фантастической антиутопии «Зардоз» (1973) весьма замысловато и несколько тяжеловесно проводится противопоставление биологической личности и жестко, до стерильности организованной социальной системы; метафизическая тема дремлющего в человеке Зла интересует его в «Изгоняющем дьявола 2» (1977); смена исторических эпох (магизма, представленного Морганой и Мерлином, на смену которому приходит век героического рыцарства) составляет философскую подоплеку «Экскалибура» (1981), костюмного, выдержанного в оперно-вагнеровском стиле эпического киноповествования по кельтским легендам о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Однако, уже в «Изумрудном лесе» (1985, современном переложении истории «дикого ребенка», европейца, взращенного индейцами в джунглях Амазонии) тема «природы» и «культуры» проводится без раннего парадоксализма в рамках модного экологизма. А в «Надежде и славе» (1986) режиссер в жанре лирической комедии возвращается к эпизодам своего военного детства, увиденного глазами девятилетнего, мало что осознающего мальчика, радующегося разрушению своей школы в результате бомбежки, поскольку оно освобождает его от постылых занятий.                                          А. Дорошевич

Бурман,-Джон-2

Фильмография:

• «Поймайте нас, если сможете» (Catch Us К You Can), 1966;

• «В упор» (Point Blank), 1967;

• «Ад в Тихом океане (Hell in the Pacific), 1968;

• «Лев Последний» (Leo the Last), 1970;

• «Избавление» (Deliverance), 1972;

• «Зардоз» (Zardoz), 1973;

• «Изгоняющий дьявола 2: Еретик (Exorcist II: The Heretic), 1977;

• «Экскалибур» (Excalibur), 1981;

• «Изумрудный лес» (The Emerald Forest), 1985;

• «Надежда и слава» (Hope and Glory), 1986;

• «Там, где сердце» (Where the Heart Is), 1990;

• «По ту сторону Рангуна» (Beyond Rangoon), 1995;

• «Генерал» (General), 1997.