Чимино,-Майкл

ЧИМИНО, Майкл

МИШЕЛЬ СИМИНО Michael CIMINO )родился в Нью-Йорке, 3 мая 1939.   По итальянскому происхождению, он следует за кортами искусств и архитектуры в университете Нью-Йорка. Он затем подписывает несколько документальных фильмов и многочисленные публицистические фильмы. Он также пишет сценарии Silent running Дугласа Trumbull и Большей бутыли Сила Теда Пост. Переводчик этого последнего фильма, Клинт Иствуд, ему дает случай снимать свой первый фильм в 1974: Canardeur. Это очарование для насилия, в сильном социальном контексте находит его подтверждение в Поездке в конце ада, которое получает Оскар за наилучший фильм. У этой фрески есть заслуга показывая Viet Нам во всем его ужасе предрасположенной к самоубийству метафорой. Составленная из трех таблиц, она показывает беззаботность и зло раньше живя, жестокость подвески и отчаяние после. Усиленный этим успехом, Cimino предпринимает также сильную фреску на происхождении США: Дверь Рая. Финансовая катастрофа и общественный désavoeu, Heaven’ s Gate отмечает тормоз в карьере кинематографиста. Год Дракона спрашивает об окружающем особенно жестоком расизме и любезности некоторых планов. Сицилиец, вдохновленный приключением Сальваторе Джульано, становится гимном мафиозному бреду. Desperate Hours, римейк Дома заложников де Вилэ поддерживает ambiguité. Sunchaser, наконец, — завершение стилизации насилия, согласно Cimino. Польщенный в семидесятые годы, культовый кинематографист целого порождения, Cimino, как позже Оливер Стоун, ясно закладывает опрос гипер-реализма как спектакля и двойного чтения как апогея авторского кино. Он знает начиная с 2001 о большом литературном судебном заседании с Крупной Джейн, портрет Американки пятидесятых годов и его поставляет aubiographique Переговоры в зеркале (Shadows Conversations).   Мишель Симино умер в Лос-Анджелесе, 2 июля 2016.

 

 

ЧИМИНО (Cimino) Майкл (р. 1943), американский режиссер, сценарист, продюсер. Родился в Нью-Йорке в семье музыкального издателя. Получил степень в престижном Йельском университете (живопись), занимался балетом и театром вообще. Работал в телерекламе, с 1971 — в Голливуде. Фильм «Молчаливый бег» по сценарию Чимино был поставлен мастером спецэффектов Дагласом Трамбаллом, заведовавшим магической машинерией спецэффектов на картине «2001: Космическая одиссея», и поэтому его называли «сыном «Одиссеи». Эта лента стала культовой классикой — действительно безмолвная научно-фантастическая история астронавта, отказывающегося выполнить приказ и стать причиной экологической катастрофы. Картина потребовала от Чимино особой пластической интуиции в создании «бессловесного» сценария. Его режиссерским дебютом был полупародийный авантюрный фильм «Громила и Попрыгунчик» (1974). Очень симпатичная лента принесла Чимино некоторую известность, и через 4 года (а это средняя длина его медлительного режиссерского шага) он снимает свой шедевр «Охотник на оленей» (1978, 5 премий «Оскар», в том числе за фильм и режиссуру), хронологически первую ленту из громкой обоймы картин о вьетнамской войне, опередившую даже передержанный Копполой в монтажной «Апокалипсис сегодня». Картина Чимино — история нескольких парней из русско-эмигрантской общины на севере США, по-разному искалеченных войной, — снята без особых визуальных или повествовательных изысков, но с потрясающей достоверностью разыграна Р. Де Ниро и особенно К. Уокеном, показавшим превращение своего персонажа в зомби. Академический и кассовый успех фильма обеспечил полную, неслыханную в истории голливудского кинопроизводства, финансовую и творческую свободу, которая была предоставлена в United Artists для реализации следующего проекта Чимино. Им стала почти четырехчасовая эпическая картина «Врата рая» (1981) из жизни 19 века с многомиллионным бюджетом, сравнимым с бюджетами современных блокбастеров. История создания и катастрофического провала этой ленты, которую критики назвали «фильмом, убившим United Artists», легла в основу не одной книги; картина собрала в прокате мизерную сумму, совершенно опустошенная United Artists была куплена их давними конкурентами MGM и прекратила автономное существование. После этого катаклизма Чимино мог рассчитывать исключительно на работу приглашенного режиссера, но и это, в общем, не помешало ему адекватно реализовывать свои творческие идеи и стиль. Это достаточно очевидно в масштабном драматическом боевике «Год дракона» (1985), главный герой которого в яростном исполнении Микки Рурка объявляет безжалостную войну китайской мафии Нью-Йорка. В мафиозном боевике «Сицилиец» (1987) по роману автора «Крестного отца» Марио Пьюзо герой в исполнении Кристофера Лэмберта на полном серьезе борется за отсоединение Сицилии от Италии. Стильным римейком фильма У. Уайлера «Часы отчаяния» (1955) стала одноименная лента (1990), где на место Х. Богарта и Р. Митчума заступили соответственно М. Рурк и Э. Хопкинс. И, наконец, пока последняя работа Чимино — драма «Ловец солнца» (1996), как это ни забавно звучит в контексте фильмографии режиссера. Как сценарист, он принимал участие в работе над одним из боевиков из серии о «грязном Гарри» в исполнении Клинта Иствуда — «Убойная сила пистолета Магнум» (1974).

 

 

(Cimino, Michael). Режиссер, сценарист, продюсер. Родился 16 ноября 1943 г. в Нью-Йорке. Учился в Йельском университете, изучал живопись и драматическое искусство.

Работать в кино начал, снимая документальные ленты и рекламу. Чимино прошел хорошую школу у Кпинта Иствуда — был его ассистен том на фильме «Сила оружия», написал для него несколько сценариев. К. Иствуд помог молодому кинематографисту осуществить в 1974 г. первую режиссерскую постановку — вестерн «Громобой и Быстроножка», где сам сыграл главную роль. По-настоящему М. Чимино прославился своим вторым фильмом «Охотник на оленей» (1978), получившим 5 «Оскаров», огромный зрительский успех и одновременно подвергнутый остракизму в Советском Союзе «за реакционность и антигуманизм». Чимино снимает редко: всего 7 картин за 22 года. Как правило, это масштабные, постановочные ленты, на 2-3 часа экранного времени, отличающиеся органичным сплавом изобразительного решения и музыки, вниманием к этнографическим элементам и акцентировкой мужских образов. Карьера режиссера сложилась так, что с каждым последующим фильмом он теряет столь внезапно, но заслуженно набранную высоту.

Своеобразие и сила режиссерского таланта Чимино определились в «Охотнике на оленей», фильме, который заставил американскую публику глубоко сопереживать его персонажам, познавшим трагический опыт войны во Вьетнаме. Не расставляя политические акценты, режиссер и не стремился к документально-точному отражению фактов, как это делал О. Стоун во «Взводе», а подчеркивал общую антивоенную направленность своей картины. На примере истории трех друзей, простых парней из глубинки, из штата Пенсильвания, посланных воевать во Вьетнам, показаны искалеченные войной судьбы героев и их близких. Такой обобщенно-метафорический смысл происходящего диктует и гиперболизацию образов насилия и жестокости, в частности, издевательств вьетконговцев над пленными, игры в русскую рулетку, на что в свое время ополчились советские критики. Мотив рулетки, игры со смертью приобретает в сюжете важное значение превращаясь в добровольный выбор, страшный наркотик для одного из друзей — Ника (актер К. Уолкен за эту роль получил «Оскара»), утратившего свое прежнее «я». Шоковое воздействие вьетнамских сцен плена трех друзей усиливает контраст с первой частью фильма, рисующей мирную, чуть опоэтизированную жизнь маленького городка. В стиле эпической драмы, неспешно, с любовью, с вниманием к деталям, зачастую символическим, режиссер нанизывает эпизоды венчания в православной церкви, свадьбы с танцами и русскими песнями (герои в фильме — потомки славянских переселенцев, но родина для них — Америка), последний выход на охоту, тихий ночной разговор друзей. Вьетнам перечеркивает будущее героев, изменив их самих, а тем самым и все, что их окружает. Искалечен физически Стив (Дж. Сэведж) искалечен духовно Ник, и лишь самый сильный из них Майкл (Роберт Де Ниро) сумеет вырваться из пут жутких воспоминаний и даже отрешиться от ставшего привычным ремесла убивать, В сцене, словно заново прокрученной из тех, прежних, беспечных лет, Майкл целится в оленя, но в последний мет стреляет в воздух, даровав красавцу-оленю жизнь. Человечность, противопоставленная «расчеловечиванию» войны — таков нравственный посыл этого фильма. Окрыленный успехом «Охотника», Чимино обращается к другой вехе американской истории в ленте с 36-млн. бюджетом, поставленной по собственному сценарию с горько-ироничным названием «Врата рая», — об эмигрантах из Восточной Европы, направившихся в 1890 г. на Запад осваивать новые земли и встреченных местными землевладельцами «огнем и мечом». Режиссеру особенно удались здесь массовые сцены: вереница эми фантов со своим жалким скарбом тянется по бесконечной дороге, ведущей в неведомое под печально-тревожную музыку Д. Мансфельда, танцы на роликах во время праздника, упоенно играющий оркестрик и кульминация — батальная сцена этого романтизированного вестерна с трагическим исходом, виртуозно снятая операторм В. Зигмондом, когда мчащихся на конях переселенцев догоняют не только облака грозно нависающего над ними неба, но и смертельные пули. Тема подобного геноцида не понравилась компании «Юнайтед Артисте», не пустившей ленту в широкий прокат, да и публика была разочарована новым творением автора «Охотника». После такого провала Чимино переключается на фильмы действия с одним главным героем, сохранив, правда, некоторую эпичность повествования в «Сицилийце» (1987, по одноименному роману Марио Пьюзо), где в романтическом ключе представлена противоречивая фигура Сальваторе Джулиано, этакого сицилийского Робина Гуда (актер Кристофер Ламберт) в трактовке режиссера, в отличие от известной картины 1961 г. итальянского постановщика Фр. Рози, попытавшегося разобраться в социальном феномене мифа С. Джулиано.

Чимино помещает своих героев в более привычные жанры полицейского боевика и триллера в фильмах «Год Дракона» и «Часы отчаяния», добившись кассового успеха первой лентой. Ее отличают напряженность действия, неожиданность сюжетных ходов, лирическая нота любви главного героя — полицейского Уайта, решившего любой ценой укротить китайскую мафию в «Чайна Таун», и изящной китаянки-тележурналистки. Сам автор видел в «Годе дракона» продолжение биографии Майкла из «Охотника на оленей». Персонаж, темпераментно сыгранный Микки Рурком, прошел войну во Вьетнаме, и хотя его теперешняя борьба с преступниками сама по себе благородна, все ж в фильме ощущается барьер если не враждебности, то непонимания между людьми белой и желтой расы, сохранившей островок своего мира в «Чайна Таун». Попытка же Чимино в «Часах отчаяния» сделать фильм, где центром притяжения будет герой отрицательный (в исполнении того же М. Рурка) — образованный и умный преотупник, взявший в заложники целую семью, проявив при этом изрядное увлечение садизмом, не увенчалась успехом, не выдержав соперничества с известным фильмом У. Уайлера, где бандита играл X. Богарт. Не стала событием и картина «Ловец солнца», снятая Чимино после 6-летнего молчания в 1996 г., сосредоточенная на сложных взаимоотношениях двух героев: врача-онколога и 16-летнего чернокожего убийцы, умирающего от рака. Динамичная событийность сюжета, свойственная стилю режиссера, уступает здесь место рефлексии, чрезмерно театральным диалогам, неоправданно затянутому действию.

Будучи художником высокого профессионализма, обладая несомненным творческим потенциалом, Майкл Чимино все же остается известным по одной своей картине — «Охотник на оленей».

Т. Ветрова

Фильмография:

«Грозный и проворный»/ «Громобой и Быстроножка» (Thunderbolt and Ughtfoot), 1974;

 «Охотник но опеней» (The Deer Hunter), 1978;

«Врата рая» (Heaven’s Gote), 1980;

Год дракона» (Year of the Dragon), 1985,

 «Сицилиец» (The Sicilian), 1987;

«Часы отчаяния» (Desperate Hours), 1990;

 «Ловец солнца» (The Sunchaser), 1996.