Эптид, Майкл (Apted, Michael) — Режиссер, сценарист, продюсер. Родился 10 февраля 1941 г, в г. Элесбери (гр. Бекингемшир), Англия. Окончил Кэмбриджский университет (право, история).
К визуальным искусствам приобщился в начале 70-х на английском телевидении, выступив в качестве режиссера мыльной оперы «Улица коронации». Дебютом в кино стал фильм «Тройное эхо» (1973) — военная романтическая драма, в которой герой влюбляется в солдата, переодетого женщиной. Затем последовала «Звездная пыль» (1974) — художественная хроника взлета и упадка музыкальной группы, подражавшей битлам. Однако успех пришел лишь после «Агаты» (1979) — беллетризированного эпизода биографии знаменитой А Кристи. Здесь режиссер впервые работал с актерами первой величины: Ванессой Редгрейв и Дасганом Хофманом, Фильм хотя и не получился очень занимательным, отличался профессиональной добротностью и точностью деталей, почему и понравился критике. Перед Эптидом открылся путь в Голливуд.
Уже первая снятая им там картина «Дочь шахтера» (1980) оказалась действительно значительной. Это снова была биографическая лента, экранизация мемуаров известной исполнительницы американских народных песен Лоретты Линн, застенчивой девочки, выросшей в Аппалачах и ставшей звездой попмузыки, Режиссеру здесь очень пригодилось тонкое понимание вокальной культуры, продемонстрированное им еще в «Звездной пыли». Он дал возможность начинающей актрисе Сисси Спейсек (она получила за эту роль «Оскара»), самой петь, аккомпанируя себе на гитаре, и это сразу же внесло в картину прелесть новизны, нестандартность, незаштампованность. Добавьте к этому теплоту, юмор, романтичность, близость к истокам национального характера и сразу же станет понятно почему «Дочь шахтера» так привлекла зрителей.
К сожалению, до этой высоты Майкл Эптид уже больше не поднялся, хотя поставил в общей сложности более двух десятков фильмов. Среди них: «Принуждение» (1977) — криминальный триллер о полицейском-алкоголике, освобождающем из рук похитителей свою бывшую жену; «Сильнее солнца» (1979) — история женщины, изобличившей утечку радиации на заводе, базирующаяся на реальном происшествии (и сама картина, и исполнительница главной роли Фрэнсис Эннис сильно уступали «Силквуд» Майка Николса с блестящей игрой Мерил Стрип); «Гориллы в тумане» (1983) — этнографическая лента об американской исследовательнице, во время своего путешествия в Африку в 1967 г. запечатлевшей на пленку считавшийся исчезнувшим вид горных обезьян и о ее дальнейшей трагической судьбе.
Наибольшим коммерческим успехом в 80-е гг. пользовался его фильм «Парк Горького» (1983) экранизация популярного одноименного романа Мартина Смита — уголовный триллер, начинающийся с обнаружения на заснеженном газоне этого знаменитого московского места отдыха трех трупов, кропотливая работа по их идентификации советского следователя Аркадия Ренько (Уильям Херт) и постепенное распутывание им крупной аферы по контрабанде соболиных шкурок. Американцам понравился и лихо закрученный сюжет, и воссозданная в Хельсинки экзотическая атмосфера столицы далекой России, и масса любопытных деталей, и, наконец, любовная история, правда, не очень получившаяся.
90-е начались для Эптида фильмом «Блестящий ход» (1991), где он вспомнил о своем юридическом образовании. В центре картины — представители двух поколений: знаменитый юрист, всегда отстаивавший лишь правое дело, и его дочь, исповедующая уже иные ценности. Ожесточенная судебная схватка между ними кончается победой отца, выигравшего судебный процесс против известной автомобильной фирмы и заставившего уплатить большие деньги человеку, ставшему инвалидом по ее вине.
Однако более интересной в художественном отношении стала картина «В тумане» (1994) — детективная история слепой девушки, которая после глазной операции чуть не оказалась жертвой маньяка, убивавшего всех женщин, которым трансплантировали различные органы его умершей возлюбленной. Любопытное операторское решение — многие кадры снимались вне фокуса и видятся нечеткими, размытыми — сюжетно оправдано: так видит мир героиня, к которой постепенно возвращается зрение. Но развитие сюжета все время замедляется побочными линиями, а детектив то и дело оборачивается мелодрамой любви жертвы к ведущему расследование молодому полицейскому. Подобная же модная медицинская тематика лежит и в основе ленты «Чрезвычайные меры», где один врач (Хью Грант) изобличает другого (Джин Хэкмен, игравший и в «Блестящем ходе») в том, что он экспериментирует на бездомных людях.
В 1999-м Эптид взялся за постановку очередного — девятнадцатого — фильма «бондианы» под названием «И целого мира мало», снова с Пирсом Броснаном, разоблачающим международный заговор по установлению контроля за добычей нефти на Среднем Востоке. Однако он не оказался успешным, ибо за годы работы в Голливуде Майкл Эптид так и не стал приверженцем бешеного темпа и ритма, отличающего его массовую продукцию. Он остал ся англичанином со склонностью к психологической разработке характеров, разветвленному действию и поиском адекватного сюжету кинематографического языка.
Е. Карцева
Фильмография:
• «Тройное эхо» (Triple Echo), 1973;
• «Звездноя пыль» (Stardust), 1974;
• «Принуждение» (The Squeeze), 1977;
• «Агата» (Agatha),
«Сильнее солнца» (Stronger Than the Sun), 1979;
• «Дочь шахтера» (Coal Miner’s Daughter), 1980;
• «Континентальный раздел» (Continental Divide), 1981;
• «Киппербэнг» (Kipperbang), 1982;
• «Парк Горького» (Gorky Park), 1983;
• «Перворожденный» (Firstborn), 1984;
• «28 и выше» (28 Up), «Вызовите ночь» (Bring On the Night), 1985;
• «Критическое состояние» (Critical Condition), 1987;
• «Гориллы в тумане» (Gorillas in the Mist), 1988;
• «Долгий путь домой» (The Long Way Home), 1989;
• «Блестящий ход» (Class Action), «35 и выше», 1991 (35 Up), 1991;
• «Инцидент в Оглала» (Incident at Oglala),
«Громовое сердце» (Thunderheart), 1992;
• «Двигая гору» (Moving the Mountain),
«В тумане» (Blink),
«Нелл» (Nell), 1994;
• «Крайние меры» (Extreme Measures), 1996;
• «Вдохновения» (Inspirations),
«42 и выше» (42 Up), 1998;
• «Загадка» (Enigma),
«Дураки фортуны» (Fortune’s Fools),
«И целого мира мало» (World is Not Enough), 1999.
Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/212/eptid-majkl.htm