Феррара,-Абель

ФЕРРАРА, Эйбл

ФЕРРАРА (Ferrara) Эйбл (р. 1951), американский режиссер. Родился в Нью-Йорке. В середине 1970-х годов Феррара познакомился с начинающим литератором Николасом Сент-Джоном, который был за редким исключением неизменным сценаристом Феррары, и закрепил за режиссером статус одного из маниакальных исследователей многоликого зла, таящегося в утробе американской империи. Причем в отличие от других режиссеров, Феррара исследует межличностное зло, которое совершается сознающими собственную порочность индивидуумами по отношению к себе подобным в мире, распадающемся на безжалостные экзистенциальные элементы: секс, насилие, наркотическая зависимость, смерть, власть — одним словом, пространство Каина, а не Авеля. В 1975 Феррара и Сент-Джон создают на ими же основанной «Navaron Films» свой дебют под двусмысленным названием «Девять жизней мокрощелки». В 1979 появляется столь же неоднозначный «Сверлильщик-киллер» — манифестация авторского стиля Феррары, продукт субкультуры жестокого триллера серии В. В 1980-е годы Феррара продолжает наполнять рынок культового кино образчиками грубых фильмов, вдохновляясь «Убойной силой пистолета Магнум» в ленте «Мисс 45»/«Ангел мести» (1981), «Таксистом» Скорсезе и «М» Ланга в «Городе страха» (1984), наконец, самим Шекспиром, снимая в 1987 модерновую историю Ромео из маленькой Италии и Джульетты из Чайнатауна в «Китаянке» (по песне Боуи/Игги Попа). Чтобы подзаработать, снимает по несколько серий для популярных телесериалов «Криминальная история» и «Полиция Майами, отдел нравов». 1990-е годы, ставшие временем бурного расцвета и экспансии внеголливудского альтернативного кино на широкие экраны, окончательно оформляют жесткую стилистику Феррары в эталонных экземплярах «канона» этого режиссера. «Король Нью-Йорка» (1990) — история вышедшего после отсидки на свободу харизматического гангстера, словно прогрызающего себе путь на криминальные вершины. Засев в роскошном отеле Plaza, охраняемый безмолвными телохранительницами разного цвета кожи, «король Нью-Йорка» расправляется со своими итальянскими, латиноамериканскими и китайскими врагами, пока сам не гибнет «богартовской» смертью от раны в живот на заднем сиденье такси. Уже в этом фильме Феррара проводит четкую, принципиальную для себя параллель: гангстер-вампир в сцене, когда в темных очках сидящих в кинозале гангстеров отражается Носферату из фильма Мурнау. Рифмуя два экзистенциальных состояния в одной связке, Феррара интерпретирует их как разновидности фатального пристрастия, губительной привычки падшей натуры, от которой невозможно избавиться и которая в конце концов приводит героя к неизбежной гибели. Прогрессирующая «addiction» (наркотики, пьянство, огромные ставки на тотализаторе) руководит саморазрушительным поведением другого харизматического протагониста Феррары — Плохого лейтенанта из его одноименного фильма (1992). Пережив апоплексический катарсис, раскаявшийся грешник в гениальном исполнении Харви Кaйтелa погибает подобно «королю Нью-Йорка» — за рулем машины посреди суеты большого города. В 1993 Феррара делает вслед за Доном Сигелом и Филом Кауфманом собственную версию апокалиптических «Похитителей тел», создавая мрачнейшую метафору зомбированного современного социума. В 1994 режиссер углубился в «Опасной игре» в исследование наиболее автобиографической «пагубной привязанности» — не знающей границ тотальной одержимости кино, приводящей к реально-«киношной» смерти героини Мадонны, находящейся в нерасторжимо-кровной связке с персонажами безумного Джеймса Руссо и яростного Харви Кaйтелa. Именно фатальная связанность персонажей Феррары пагубной привычкой и создает трагическую подоплеку фильмов зрелого Феррары. В этом смысле картина «Зависимость» (1995) представляет наиболее разветвленную паутину затягивающих в себя привязанностей: гангстеризм-вампиризм-наркомания-философия-телемания. Все эти занятия, по мысли Феррары, как черные дыры затягивают и опустошают душу подпавшей под их авторитарное очарование жертвы, повязывая ее кровавыми узами. «Похороны» (1996) — обращение режиссера к типологии семейно-гангстерского кино, снятое постоянным оператором Кеном Келшем в некоем подобии стиля «cinema-verite», исследует фамильные привязанности невротических гангстеров и приводит их сквозь цепочку предательств к смертоубийственному катарсису финала. «Отключка» (1997) — история шизофренического раздвоения голливудской звезды и его взаимоотношений с двумя ипостасями женского начала — классическое для Феррары погружение в темные бездны зараженного пороком человеческого прозябания в мире бесконечных проекций собственного безумия и несовершенства