Франкенхаймер,-Джон

ФРАНКЕНХАЙМЕР, Джон

Франкенхеймер, Джон (Frankenheimer, John) — Режиссер кино и телевидения. Родился 19 февраля 1930 г.в Мальбе (штат НьюЙорк). Окончил военную академию Ла-Салль и Уильямс-колледж. Во время службы в ВВС (1951-53) заинтересовался кинематографом и снял несколько документальных лент. Свои первые телешоу поставил, еще находясь в армии, на местном телевидении в Лос-Анджелесе. После демобилизации работал в Нью-Йорке на Си-Би-Эс, ассистентом режиссера. С 1954 года — уже режиссером, заняв место ушедшего работать в кино Сидни Люмета. Всего на телевидении Франкенхеймер поставил более 125 телепьес. В 1956 г. состоялся его дебют в кино: экранизация ранее поставленной им на телевидении пьесы «Юный незнакомец». Фильм был хорошо принят критикой, однако Франкенхеймер продолжал работать на телевидении, лишь в 1961 г. сняв свой следующий фильм «Молодые дикари».

С этого времени начинается короткий, однако очень насыщенный период наивысшего пика его славы. Первый коммерческий успех принес режиссеру «тюремный фильм» «Птицелов из Алькатраса» (1962) с Бертом Ланкастером в роли убийцы-заключенного, ставшего со временем и не выходя из тюрьмы известным ученым-орнитологом. Сразу после этого Франкенхеймер выпускает два политических триллера, благодаря которым он, собственно, и вошел в историю кино, — «Маньчжурский кандидат» (1962) и «Семь дней в мае» (1964). В первом из них запрограммированный на убийство в северокорейском плену герой Лоуренса Харви должен по знаку «красного связного» застрелить кандидата в президенты, во втором генералы, недовольные договором с «Советами» о ядерном разоружению», замышляют и пытаются осуществить заговор против президента. «Кандидат», выпущенный незадолго до убийства Кеннеди, настолько близко подошел к атмосфере заговора и реального убийства, что Фрэнк Синатра, игравший в фильме и владевший правами на его показ, в течение многих лет не разрешал выпускать его в повторный прокат, чтобы не вызвать ненужных по его мнению ассоциаций. Лишь в 1988 году новая киноаудитория смогла познакомиться со ставшим классическим фильмом и заново открыть для себя полузабытого к тому времени Франкенхеймера, одного из первых, кто понял, что интересы крайних правых и крайних левых в конечном итоге сходятся.

«Семь дней в мае» — классическая политическая сатира, рожденная телевизионной публицистикой. Режиссер часто помещает в рамку кадра экраны телевизоров, словно напоминая об истинных корнях своего стиля. Вместе со многими другими режиссерами, пришедшими с телевидения, вроде Пенна или Люмета, Франкенхеймер формирует новый имидж американского независимого кино, дополняющего свой резкий европеизированный стиль элементами политической публицистики.

После «Семи дней» режиссер отправляется в Европу, где снимает «Поезд» (1965), военный триллер, в котором Берт Ланкастер (участник Сопротивления) и Пол Скофилд (немецкий офицер) ввязаны в разрешение дилеммы, что важнее: произведения искусства (немцы их вывозят в Германию) или человеческие жизни (их надо положить, чтобы картины спасти). Здесь же он экранизирует роман Б. Маламуда «Плотник» (в нем воспроизводится ситуация «дела Бейлиса»).

Дальнейшее творчество Франкенхеймера идет по нисходящей. В нем есть потуги на философичность («Вторые», где герою предлагается сменить внешний облик и вместе с ним личность), попытки воспроиз вести страсти, запрятанные в глуши американской провинции («Я держу себя в руках», «Мотыльки»), малоудачное продолжение знаменитого «Французского связного». Одним из немногих коммерческих успехов стало «Черное воскресенье» (1977), триллер о предотвращении теракта арабских экстремистов во время матча в бейсбол. Остальное — также малоинтересные триллеры, и как результат творческого кризиса — алкоголизм.

Не совсем удачную попытку преодолеть кризис Франкенхеймер делает в крупнобюджетной экранизации рассказа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро» (1996). Несмотря на эффектные комбинированные съемки, изображающие выращенных на острове чудищ, фильм особым упехом не пользовался. Тем не менее режиссер снова заявил о себе как о профессионале высокого класса, что позволило ему снять в своем излюбленном жанре триллера один из довольно заметных фильмов 1998 года «Ронин». Это японское слово означает самурая, лишившегося своего феодального сеньера, в фильме же Франкенхеймера оно применяется к отставным работникам спецслужб стран Востока и Запада, которые когда-то работали друг против друга, а теперь оказались призваны для совместного выполнения некоего задания. Как некогда в «Самурае» Мельвиля герои «Ронина» выполоняют все ритуально необходимые действия своей профессии, когда несмотря на опасности и предательство, исходящие из внешнего мира, им самим остается в качестве психологической опоры лишь профессиональное братство.

А. Дорошевич

Фильмография:

• «Юный незнакомец» (The Young Stranger), 1957;

• «Молодые дикари» (The Young Savages), 1961;

• «Все разваливается» (All Fall Down), «Птицелов из Алькатраса» (Birdman from Alcatraz), «Маньчжурский кандидат» (The Martchurian Candidate), 1962;

• «Семь дней в мае» (Seven Days in May), 1964;

• «Поезд» (The Train), 1965;

«Вторые» (Seconds), «Большой приз» (Grand Prix, Фр), 1966;

• «Необыкновкнй моряк» (The Extraordinary Seaman), 1967-1969

• «Плотник» (The Fixer), 1968;

• «Мотыльки (Gipsy Moths), 1969;

• «Я держу себя в руках» (I Walk the Line), 1970;

• «Всадники» (The Horsemen), 1971;

• Недостижимая цель (L’lmpossible Object, Фр), 1972;

• «Продавец льда грядет» (The Iceman Cometh), 1973;

• «Мертв на 99,44%» (99 and 44/100% Dead), 1974;

• «Французский связной II» (The French Connection II), 1975;

• «Черное воскресенье» (The Black Sunday), 1976;

• «Пророчество» (Prophecy), 1979;

• «Вызов» (The Challenge). 1982;

• «Соглашение Холкрофта» (The Hofcroft Convenont), 1985;

• «Добыча — 52 тысячи» (52 Pick-Up), 1986

• «Самый кайф» (Dead-Bang), «Четвертая война» (The Fourth War), 1989;

• «Год пистолета» (The Yeor of the Gun), 1991;

• т/ф «Спиной к стене» (Against the Wall), т/ф «Горячий сезон» (The Burning Season), 1994;

• т/ф «Андерсонвиль» (Andersonville), «Остоов доктора Моро» (The Island of Dr.Moreau), 1996;

• «Ронин» (Ronin), 1998.

Библиография: Вартанов А Семь дне

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/177/frankenhejmer-dzhon.htm