Гилльям,-Терри

ГИЛЛИАМ, Терри

ГИЛЛИАМ Терри (Terry Gilliam) . Полное имя —  Теренс Вэнс Гиллиам —  сценарист, актер, мультипликатор, один из самых интересных режиссеров, работающих в современном фантастическом кино. Родился 22 ноября 1940 года в США, в Миннеаполисе. Окончил Оксидентал-колледж в Лос-Анджелесе, где издавал во время учебы любительский юмористический журнал.  Изучал политологию, затем работал в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе журналистом, иллюстратором, рекламным дизайнером. Был помощником редактора юмористического журнала «Хелп», работая в котором в 1965 познакомился с актером Джоном Клизом. Вскоре Гиллиам переехал в Лондон, начал работать на «Би-Би-Си» и в 1969 был приглашен Клизом в знаменитую группу «Монти Пайтон». Снимаясь в небольших ролях в сериале «Летающий цирк Монти Пайтона», Гиллиам участвовал также в написании сценариев к фильмам этой группы и делал к ним гротескные мультипликационные вставки. В 1975 году он был одним из режиссеров (вместе с Терри Джонсом) первого оригинального художественного фильма группы, «Монти Пайтон и Святой Грааль». В 1977 поставил первую самостоятельную картину, «Джаббервокки» — фарс на сюжете « из средневековья», близкий по духу «Монти Пайтону», по мнению критики, лишенный комедийного ритма и подменяющий тонкое остроумие грубыми шутками. Гиллиам участвовал еще в двух крупных проектах «Монти Пайтона» — фильмах «Житие Брайана» (1979) и «Смысл жизни по Монти Пайтону» (1983). В промежутке между ними он снял первую ленту в своем индивидуальном стиле, «Бандиты времени» (1981) — сказочную фантазию для детей с элементами взрослого гротеска. В ней проявилась  склонность режиссера к  постановочному размаху и созданию на экране ярких  миров, населенных выразительными персонажами. Следующая работа Гиллиама —  картина, «Бразилия» (1985), также снималась в Англии, но финансировалась американской студией «Universal». Недовольные трагическим финалом фильма, продюсеры потребовали перемонтировать его. Результатом явился один из самых длительных в истории кино конфликтов между творческими и финансовыми интересами. Гиллиам настоял на своем и фильм, признанный одной из ключевых картин 80-х годов, быстро приобрел культовый статус. Его действие происходит в мрачном футуристическом мире, управляемом бюрократией и беспомощными компьютерами; неизбежное сравнение с Оруэллом, автором романа-антиутопии «1984», оборачивается в пользу «Бразилии», насыщенной яркими визуальными образами и по-новому решающей оруэлловские темы. Фильм «Приключения барона Мюнхаузена» (1988), для которого Гиллиам получил колоссальный бюджет, был снят с еще большим размахом, но на этот раз фантазия Гиллиама оказалась слишком индивидуальной, и картина провалилась в прокате. В фильме «Король-рыбак, (1991) Гиллиам вернулся к современности, изобразив ее как мир наваждения, нуждающийся в искуплении через духовные ценности. Неожиданным хитом стал его  фильм, «Двенадцать обезьянок» (1995), в котором действие развивается между гибнущей цивилизацией будущего и нашим временем. Фильм, основанный на временных парадоксах и традиционном для Гиллиама гротеске, вызвал противоречивые оценки критиков, но еще раз подтвердил уникальность режиссера, совмещающего крайне индивидуальное мировоззрение со стилем, обеспечивающим коммерческий успех.
Это подтвердили и  последующие фильмы одного из самых уникальных мастеров современного кино. Терри Гиллиам – Лауреат Венецианского кинофестиваля (  Серебряный приз за 1991 год)

Гиллиам,-Терри-2

Робин Уильямс и Джефф Бриджесс в фильме  «Король-рыбак»

 

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1968 — Время сказок (Storytime ) коротк –м. фильм

1974 — Чудо полета (Miracle of Flight ) коротк –м. фильм

1975 — «Монти Питон и святой Грааль» (Monty Python and the Holy Grail)

1977 — Джебберуоки

1979 — «Жизнь Брайана» (Life of Brian),
1981 — «Путешественники во времени» (Time Bandits),
1982 — «Монти Питон в чаше Голливуда»
(Monty Python Live at the Hollywood Bowl),
1983 — «Смысл жизни по Монти Питону» (The Meaning of Life),
1985 — «Бразилия» (Brazil),
1988 — «Приключения барона Мюнхгаузена»
(The Adventures of Baron Munchausen),

1991 — «Король-рыбак» (The Fisher King),
1995 — «Двенадцать обезьян» (Twelve Monkeys),

1998 — «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (Fear and Loathing in Las Vegas),
2005 — «Страна приливов» (Tideland),
2005 — «Братья Гримм» (The Brothers Grimm),

2009 -Воображариум доктора Парнаса (The Imaginarium of Doctor Parnassus)

2010 — Легенда Хэллоудеги (The Legend of Hallowdega) коротк –м. фильм

2011 — Целое семейство (The Wholly Family ) коротк –м. фильм

2013 — Теорема Зеро (The Zero Theorem )

2018 — Человек, который убил Дон Кихота (The Man Who Killed Don Quixote )