Хэнсон,-Кертис

ХЭНСОН, Кертис

Хэнсон, Кертис (Hanson, Curtis) — Режиссер кино и телевидения, сценарист, актер, продюсер, журналист. Родился 24 марта 1945 года, в городе Рено (шпат Невада). Живет в Лос-Анджелесе. Кинематографического образования не имеет. Увлекся кино в конце 60-х годов, когда, став репортером, начал сотрудничать в журнале «Cinema». Встречаясь с кинознаменитостями и публикуя о них обширные статьи.

Кертис досконально изучил тонкости голливудской киноиндустриии и вкусовые пристрастия массового зрителя. Сам же он, будучи киноманом, преклонялся перед классикой, отдавая предпочтение творчеству Хичкока, которому стремился подражать в собственной режиссерской работе. Начав снимать полнометражные фильмы с конца 80-х годов, Кертис питал неизменное пристрастие к жанру «черного фильма». Создавая свои триллеры и мелодрамы, сценарии которых в большинстве случаев написаны им самим, режиссер, помимо всегда увлекательного сюжета, большое внимание уделял разработке психологии персонажей, участников трагических и кровавых драм. Столкновение добра и зла, умение предельно обострить интригу, мастерство в создании атмосферы таинственности — свойства, присущие большинству фильмов Кертиса. В центре его лент в качестве главной героини всегда стоит мужественная и благородная женщина, действия которой даже в самых трудных обстоятельствах убеждают, что человек увидит свет в конце тоннеля.

В одном из кассовых фильмов «Окно спальни» (1987) — экранизации романа Энн Холден «Свидетель», — лидере кинопроката и в нашей стране, наиболее выпукло очерчены мотивы, свойственные большинству произведений Хэнсона. Миссию борца со злом, носителем которого является патологический убийца, берет на себя отважная девушка (Элизабет Мак-Говерн), цельная натура, решившая самостоятельно выследить и поймать маньяка. Ей противостоит эгоистичная и холодная иностранка (в исполнении французской знаменитости Изабель Юппер.) В ленте можно найти все, что обычно нравится публике — напряженную интригу, мастерски снятую жизнь ночного города, где за каждым углом словно притаилась опасность, интересно выстроенную любовную линию, яркое актерское исполнение и оптимистический финал, в котором роль победительницы выпадает на долю крепкой американки.

В начале 90-х Хэнсон выпускает два триллера, закрепивших за ним репутацию успешного коммерческого режиссера; «Дурное влияние» (1990), ленту, в которой обнаружилось явное подражание «Незнакомцам в поезде» Хичкока, и картину «Рука, качающая колыбель» (1992), где получил развитие интерес автора к психологически сложным характерам героев, в чьей жизни грубые инстинкты, эротика и насилие иг рают определяющую роль. Тема борьбы добра со злом раскрывается здесь в столкновении двух персонажей — зловещей мстительницы и противостоящей ей любящей жены и матери. В дом супругов Бертель нанимается молодая и привлекательная няня Пейтон (Ребекка Де Морней). Выясняется, что она — вдова покончившего с собой от позора гинеколога, на которого за его домогательства подала в суд пациентка Клер Бертель. В обмен за погибшего мужа и нерожденного ребенка, Пейтон намерена разбить чужое гнездо; расправиться с Клер, .завлечь в любовные сети ее супруга, обмануть доверие детей. В картине используются привычные атрибуты триллера — нагнетание ужаса, ножи и тесаки в руках героев, погони, кровь, насилие.

Однако, и в этом одна из отличительных особенностей ленты, в фильме важен ее философский смысл. Режиссер заканчивает свое произведение неким обобщением, утверждая в финале, что будущее зависит от того, какой станет женщина, чья рука сегодня качает колыбель с младенцем. Идея фильма возвращает зрителя к извечным ценностям, — только крепкая семья способна противостоять распаду и злу.

Тема отпора агрессии не со стороны сильного мужчины, но казалось бы, более слабой женщины развивается и в приключенческой картине «Дикая река» (1994), также содержащей в себе элементы психологического триллера. Это рассказ об американской семье — спортивной, не боящейся риска, отправившейся путешествовать по бурной реке на границе с Канадой. Конфликт возникает из-за сомнительных попутчиков, оказавшихся отъявленными мерзавцами. Сюжет, не раз обыгранный в кино, Кертис наполнил интересными психологическими коллизиями, виртуозно разыгранными Мерил Стрип и актером «отрицательного обаяния» Кевином Бейконом. Режиссер помог актрисе преодолеть возрастной барьер и обрести новое амплуа женщины бальзаковского возраста. Мерил Стрип становится центральной фигурой фильма, создав образ смелой американки, вступившей в борьбу с отпетыми негодяями.

Выход двухчасовой ленты по одноименному бестселлеру Джеймса Эллроя «Тайны Лос-Анджелеса» (1997), был воспринят критикой, как начало нового этапа в творчестве 52-х-летнего Хэнсона. О картине, получившей большую прессу, писали как о первом опыте режиссера в об ласти политически острого и социально значимого фильма. В этой работе режиссер подробно и обстоятельно исследует общественное зло, связанное с мафией, преступностью, а также коррупцией и жестокостью в среде полицейской верхушки Лос-Анджелеса. Но все же главный интерес к фильму был продиктован его художественным решением — стилизацией в духе послевоенных криминальных драм, 1953 год — время, когда разворачиваются события ленты. Его атмосфера здесь воссоздана настолько удачно, что возникает впечатление, что и сам фильм снят именно в эту эпоху. Машины, одежда, прически, лица и даже световое оформление — все напоминает кино 50-х. Особенный интерес вызвала одна из многочисленных сюжетных линий — любовная интрига. Роль героини исполняет Ким Бэсингер. Она играет ггроститутку, работающую в публичном доме, где все девушки загримированы под голливудских кинозвезд. Бэсингер предстает там двойником знаменитой Вероники Лейк, которая отличалась роскошными светлыми волосами и особой прической, ставшей предметом подражания для американских девушек, ее современниц — одна прядь слегка прикрывала глаз и половину лица. За эту роль актриса получила своего первого «Оскара». В «Тайнах Лос-Анджелеса» режиссер, как и в предыдущих фильмах, в интерпретации образа героини остался верен себе; это — обаятельная и сильная женщина, сумевшая изменить свою жизнь и ставшая опорой для достойного ее любви мужчины.

Начав с 1970 года, Хэнсон снял не так много — около десятка фильмов. Но каждая его картина вызывает неизменный интерес и приносит большие сборы — режиссерский профессионализм, интеллект и умение работать с актерами ставят Кертиса в ряды заметных мастеров Голливуда 90-х годов.                                                                     Т. Царапкина

Фильмография:

• «Возбудители» (The Arousers), 1970;

• «Поцелуй Эдди» (A Kiss from Eddie), «Сладкое убийство» (Sweet Kill), «Маленькие драконы» (The Little Dragons), 1980;

• «Проигрывая» (Losin It), т/д «Дети из Тайме Сквера» (The Children of Times Square), 1986;

• «Окно спальни» (The Bedroom Window), 1987

• «Дурное влияние» (Bad Influence), 1990;

• «Рука, качающая колыбель» (The Hond That Rocks the Cradle), 1992;

• «Дикая река» (The River Wild) 1994;’Тайны Лос-Анджелеса» (LA Confidential), 1997.

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/193/henson-kertis.htm