Хилл,-Джордж-Рой

ХИЛЛ, Джордж Рой

Хилл, Джордж Рой (Hill, George Roy) — Режиссер кино и театра, сценарист, актер. Родился 20 декабря 1922 г. в Миннеаполисе (штат Миннесота) в журналистской семье. Получил образование в таких престижных учебных заведениях как Йельский университет и Тринити колледж в Дублине по специальности: музыка.

Еще в детстве Джордж увлекался самолетами (что много лет спустя нашло отражение в фильме «Великий Уолдо Пеппер») и когда началась вторая мировая война стал пилотом, а потом в Корее летным инструктором, демобилизовавшись из армии в чине майора. В перерыве между военными действиями Хилл успел поработать актером, дебютировав в 1948 году II Дублине в пьесе Бернарда Шоу «Ученик дьявола». Исполнительскую карьеру продолжил в США, участвуя в «мыльных операх» на радио и во внебродвейских постановках. Затем стал режиссером на телевидении, получив в 1954 г. «Эмми» за сценарий и режиссуру пьесы «Памятная ночь». Успех помог ему перейти на Бродвей: поставленная им в 1957-м сценическая версия известного романа Томаса Вульфа «Взгляни на дом свой, ангел» была высоко оценена критиками и зрителями, открывшими ему дорогу в Голливуд.

В 1962-м Хилл дебютировал там переносом на экран своего театрального спектакля «Период привыкания» — по одноименной пьесе Теннесси Уильямса — о ветеране корейской войны, повлиявшей на его сексуальные возможности. Следующий фильм — «Игрушки на чердаке» (1963) — также оказался экранизацией пьесы Лилиан Хеллман — о двух стареющих сестрах, трогательно заботящихся о своем беспутном брате.

Сам режиссер, обладавший недюжинным чувством юмора, понимал, что психологическая драма — не его стихия. Ему хотелось легкости, изящества, водоворота приключений — всего того, что делает жизнь яркой и волнующей. В 1964-м он снял «Мир Генри Ориента» — милую комедию о фантазиях двух 14 летних девочек, видящих себя в мечтах вместе со знаменитым пианистом (Питер Селлерс). В 1967-м Хилл привлек внимание фильмом «Весьма современная Милли» — историей девушки, приехавшей в 20-е годы из провинции в Нью-Йорк и быстро там акклиматизировавшейся. Хилл умело использовал не только музыку того периода (композитор Элмер Бернстайн получил за нее «Оскара»), но и фильмы с Гарольдом Ллойдом, именно тогда пользовавшимся особой популярностью у зрителей.

Настоящий же успех пришел к режиссеру в 1969-м после выхода на экраны ленты «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид». В этом изобилующем комедийными сценами вестерне два бандита (Роберт Редфорд и Пол Ньюмен) грабят банки и поезда с таким высоким артистизмом, вкладывая в это столько остроумной изобретательности, что зритель невольно начинает ощущать тягу к их романтической профессии. Они в любых ситуациях не обходятся без шутки, всегда смешной, их юмор — искрометен и заразителен. А «внепрофессиональная» жизнь героев показывается здесь с необычайным лиризмом, лишенным всякого привкуса сентиментальности. Знаменитая комическая сцена проезда Кида (П. Ньюмен) на велосипеде по своей пластике отличается почти балетным изяществом. Прославленный же финальный стоп-кадр, когда пытающиеся вырваться из окружения, герои навечно застывают в последнем броске, вошел во все истории кино, оказавшись объектом многочисленных подражаний.

70-е годы стали «золотыми» в творчестве Хилла. Он получил приз Каннского кинофестиваля за успеш ную экранизацию романа Курта Воннегута «Бойня N 5» — антивоенной фантазии для интеллектуалов. Фильм визуализировал страшные сны рядового оптометриста о нацистских концлагерях и странной планете будущего. Прекрасно снятая оператором Мирославом Ондржичеком, работавшим с этим режиссером на многих картинах, эта сюрреалистическая черная комедия была хорошо принята критиками и восторженно — молодежью, сделавшей ее культовой.

Самым же популярным фильмом в творчестве Хилла стала уголовная комедия «Афера» (1973) — о двух мошенниках в Чикаго 30-х годов (снова Редфорд и Ньюмен), устроивших изощренную месть главарю гангстеров, виновному в смерти их друга. Головокружительная напряженность сюжета, изобилующего всякого рода махинациями и карточными трюками, прекрасное сочетание по-мальчишески обаятельного героя Редфорда и умудренного годами и преступным опытом шулера — Ньюмена, зловещий бандитский предводитель в исполнении Роберта Шоу, выразительная игра актеров в ролях второго плана, ностальгические рэгтаймы Скотта Джоплина, изобретательно выполненные декорации и костюмы — все это блестяще сочеталось в единое целое лишь благодаря безупречному вкусу режиссера. «Афера» — остроумная пародия на довоенные гангстерские ленты — удостоилась четырех «Оскаров»: за лучший фильм, лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучшую музыкальную аранжировку. В 70-е она считалась четвертой самой кассовой картиной за всю историю американского кино. (Первые три: «Крестный отец», «Звуки музыки», «Унесенные ветром»).

К сожалению, на этом творческий взлет Хилла закончился: началось медленное сползание вниз. «Щелчок» (1977) — спортивную комедию о хоккеисте, пытающемся разными способами поддержать свою разваливающуюся команду, не спас и Пол Ньюмен. А «Маленький роман» (1979), в котором молодой француз, подстрекаемый старым карманником, умыкает американскую девушку — и Лоуренс Оливье. Некоторым успехом у критики, правда, пользовался «Мир по Гарпу» (1982) — экранизация одноименного романа Джона Ирвина — о взрослении юноши (Робин Уильяме), мечтающего стать писателем. Несмотря на юмор и хорошую игру актеров (в роли матери там дебютировала на экране Глен Клоуз), картина оказа лась не очень понятной зрителю. Последние две ленты — «Маленькая барабанщица» (1984) — по одноименному шпионскому роману Джона Ле Карре и «Смешная ферма» (1988) — комедия, перегруженная гэгами, с Чеви Чейзом, игравшим нью-йоркского спортивного журналиста, столкнувшегося с неудобствами жизни в сельской местности, — прошли почти незамеченными. Хотя даже в них ощущалось стремление режиссера к изящной компановке кадров и единой стилистике.

За четверть века работы в кино Хилл поставил всего 15 фильмов (самый первый «Зазубренный край» вышел а 1955-м без его фамилии в титрах). Все они отличались безукоризненным вкусом их создателя, вниманием к крепко выстроенному сюжету, что после авангардистских изысков 60-х годов казалось зрителям особенно привлекательным, вниманием к изобразительной стороне, умением работать с актерами. (Когда в 1966-м на съемках исторической драмы «Гавайи» его попытались снять с картины, которая явно не получалась, местная массовка дружно отказалась работать и Хилла пришлось вернуть). Главное же — комические наблюдения этого режиссера над странностями и особенностями человеческого поведения были согреты теплом его души и доброжелательностью к людям, какими бы необычными и смешными они ни были.                                 Е. Карцева

Фильмография:

• «Зазубренный край» (The Jagged Edge), 1955, в титрах не значится;

• «Период привыкания» (Period of Adjustment), 1962;

• «Игрушки на чердаке» (Toys in the Attic), 1963;

• «Мир Генри Ориента» (The World of Henry Orient), 1964;

• «Гавайи» (Hawaii), 1966;

• «Весьма современная Милли» (Thoroughly Modern Millie), 1967;

• «Буч Кэссиди и Санденс Кид» (Butch Cossidy and the Sundance Kid), 1969;

• «Бойня N 5» (Slaugterhouse Five), 1971;

• «Афера» (The Sting), 1973;

• «Великий Уолдо Пеппер» (The Great Waldo Pepper), 1975;

• «Щелчок» (Slap Shot), 1977;

• «Маленький роман» (A Little Romance), 1979;

• «Мир no Гарпу» (The World According to Gorp), 1982;

• «Маленькая барабанщица» (The Little Drummer Girl), 1984;

• «Смешная ферма» (Funny Farm), 1988.

 

 

 

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/185/hill-dzhordzh-roj.htm