Хоппер,-Дэннис

ХОППЕР, Дэннис

ХОППЕР (Hopper) Деннис (р. 1936), американский режиссер, актер, сценарист, продюсер. Выходец из средней американской семьи, с 12 лет начал заниматься живописью, а несколько позднее — играть на сцене. Закончив Актерскую студию Ли Страсберга в Нью-Йорке, дебютировал на телевидении (сериал «Медик»). В кино обратил на себя внимание ролью в «Бунтовщике без причины» Н. Рэя (1955), но из-за конфликтов на киностудии и многообещающих успехов в живописи и фотографии хотел в начале 1960-х годов расстаться с кинематографом. Продолжив сниматься, в основном в вестернах и приключенческих лентах таких, как: «Сыновья Кэти Элдер» (1965), «Кровавая королева» (1966), «Люк-Холодная Рука» (1967), Хоппер нацеливается на постановку собственного фильма, созвучного идеям молодежного бунта и контркультуры. В 1969 ему в полной мере удается осуществить свой замысел, поставив малобюджетный «фильм дороги» — «Беспечный ездок» (премия за лучший дебют на МКФ в Канне), где он одновременно исполнил роль простодушного рокера Билли. «Бунтарская» лента с вызывающим «анти-хэппи эндом» встретила неожиданное сочувствие американцев и имела высокие кассовые сборы. Успех и идею «Беспечного ездока» Хоппер попытался развить в «Последнем кино» (1971) но и как постановщик, и исполнитель главной роли добился весьма посредственного результата. Хотя 1970-е годы прошли для Хоппера под знаком творческого и душевного кризиса (прогрессировало пристрастие к алкоголю и наркотикам, нервное истощение), он смог сыграть несколько ярких ролей в картинах, поставленных в Европе и США, таких как «Американский друг» (1977), «Апокалипсис сегодня» (1979). На исходе десятилетия он вернулся к режиссуре и пытался продолжить линию своего героя — оригинальной, по-своему одаренной личности, обреченной быть изгоем и аутсайдером в фильме «Как гром среди ясного неба» (1980), но фильм был расценен как неудачный. Вехами в творческой биографии Хоппера стали роли в лентах «Уик-энд Остермана» (1983), «Бойцовая рыбка»(1984), «Голубой бархат» (1986, приз за роль на МКФ в Монреале). К концу 1980-х годов, после излечения, в его творчестве наметился новый подъем. Он вернулся к режиссуре, привнося в привычные схемы «мейнстрима» свой горьковато-рефлексивный взгляд на жизнь в фильмах «Обратный след» (1989); «Горячее место» (1990). Не войдя в элиту режиссеров Голливуда и не добившись успеха в прокате, Хоппер продолжает много сниматься в фильмах любого жанра, будь то триллеры «Одураченный» (1992) «Пророк смерти» (1999), боевики «Скорость» (1994), «Крыша мира» (1997), фантастические ленты «Водный мир», (1995), «Звездные водители» (1997), фильмы-катастрофы «Удар из космоса» (2000).