Хоукс,-Говард

ХОУКС, Говард

Хоукс, Говард (Hawks, Howard) Режиссер, сценарист, продюсер. Родился 30 мая 1896 г. в Гошене (штат Индиана), умер 26 декабря 1977 г. Изучал инженерное дело в Корнелском университете.

Был летчиком в первую мировую войну, а в 1919 г. пришел в кинематограф, где работал сначала реквизитором, потом монтажером, сценаристом, ассистентом режиссера и, наконец, постановщиком. Сделал семь немых фильмов для фирмы «Фокс», из которых наибольшим успехом пользовалась «Девушка в каждом порту» (1928) — комедия о двух разбитных моряках, предающихся развлечениям на суше. Уже здесь наметилась важная для творчества Хоукса тема дружбы мужчин, преодолевающей все испытания. Однако подлинный успех пришел к этому режиссеру лишь в звуковой период и обрел он его в «фильмах мужского действия» — гангстерских, военных и вестернах.

Первым из них стал «Лицо со шрамом» (1932), в основу которого положена деятельность печально знаменитого Аль Капоне. Актер Пол Муни блестяще показал на экране возвышение и падение чикагского мафиози Тони Камонте — отнюдь не однозначного негодяя, а хитрого, ловкого, быстро приспосабливавшегося к меняющимся обстоятельствам человека, выбравшего в жизни не ту стезю. Картина отличалась изобретательностью визуальной стилистики: тень крадущегося человека с револьвером в руке стала классической, а насвистываемая им ария из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти «Что может остановить меня в такой момент?» создавала впечатляющий контрапункт изображения и звука.

В 30-е годы Хоукс ставил также целую вереницу фильмов о войне и авиации, во многом используя свой опыт. Это и «Утренний патруль» (1930) — мрачная драма о подразделении летчиков, которых преследует смерть. И «Дорога к славе» (1936) — пронзительный рассказ об ужасах окопной жизни в первую мировую, по праву считающийся одним из лучших антивоенных фильмов в американском кино. И «Только у ангелов есть крылья» (1939) — картина о смельчаках, начавших доставку воздушной почты в Латинскую Америку на заре этого дела. И «Сержант Йорк» (1941, пр. «Оскар») — биография героя первой мировой войны, поставленная в назидание солдатам надвигающейся второй. Во всех этих лентах Хоукс не только варьировал уже упоминавшуюся тему крепкой мужской дружбы, но и отстаивал необходимость профессионализма и присутствия духа перед лицом каждодневной опасности и угрозы смерти.

Третья значительная линия в творчестве Хоукса — вестерны. Наиболее известны из них — два: «Красная река» (1947) и «Рио Браво» (1959). Первый — эпическое повествование о психологическом поединке между богатым скотоводом (Джон Уэйн) и его ггоиекшьш сыном (Монтгомери Клифт), в котором столкнулись жестокость, грубость и доброта, человечность. Эта дуэль разыгралась на фоне бескрайних просторов Америки, по которым гонят огромное стадо из Техаса в Канзас. Фильм отличался удивительной красотой натурных съемок.

В «Рио Браво», снятом уже в эпоху «нового вестерна», когда вовсю шел пересмотр на экране былых идеалов, режиссер, сохранив прежнего, пусть постаревшего, героя и исконную гуманистическую тему, превратил всех остальных персонажей жанра из масок в живых людей. Картину отличала тревожная тональность повествования, сдержанность по отношению к главному действующему лицу, окруженному теперь уже не столько восклицательными, сколько вопросительными знаками, концентрация мрачных подробностей и обстоятельств жизни.

Через все творчество Хоукса проходит его интерес к постановкам так называемых «подкрученных» комедий, зачинателем которых он стал. У него было весьма специфическое чувство юмора и в таких его лентах, как «Двадцатое столетие» (1934), «Воспитание Бэби» (1938), «Его девушка — Пятница» (1940), «Шар огня» (1942), «Я был военной невестой мужского рода» (1949), «Обезьяньи проделки» («Пустое дело», 1952) персонажи вели себя не так как принято (действие чаще всего развертывалось в высшем обществе, где подобная эксцентричность была более позволительна) и их диалоги были также весьма нетрадиционны. Необычные, временами просто абсурдные и от этого еще более смешные, эти ленты и сегодня смотрятся так же хорошо, как и во время их выхода в свет.

Особняком стоит в творчестве Хоукса «черный» детективный фильм «Глубокий сон» (1946) вольная экранизация одноименного романа Реймонда Чандлера. Сценаристы, среди которых был и Уильям Фолкнер, полностью отказались от «потока сознания» главного героя, закадрового голоса, причудливости ракурсов и игры света и тени. Контрасты здесь иного рода и, прежде всего, между натурой и интерьерами. Лос-Анджелес, где, как известно, почти все дни — солнечные, показан под проливным дождем или клубящимся туманом — темный, порочный город, где зло подстерегает людей на каждом шагу. Интерьеры же домов, наоборот, светлы и изящно скомпонованы.

Дом книготорговца Гейгера об ставлен в причудливо восточном стиле. Тут Хоукс блестяще использовал сформировавшиеся в годы войны антиориенталисткие настроения американцев, ибо в их сознании восток ассоциировался не только с недавним противником — Японией, но и со всем необъяснимым, таинственным, извращенным. На этом фоне сложные отношения сыщика Филипа Марло (Хамфри Богарт) и красавицы-богачки Вивиан Стернвуд (Лорен Бокол) приобретают особую значительность и загадочность. (Надо сказать, что годом раньше эта пара появилась в другом фильме Хоукса «Иметь и не иметь» — по Хемингуэю, — но там особого успеха не имела).

Как и большинство его героев, Хоукс сам был профессионалом высшего класса, обладавшим собственной системой этических ценностей, где мужество и чувство собственного достоинства были неотъемлемыми компонентами. Он принимал самое деятельное участие в разработке сценариев почти всех своих картин, ставя мастерство повествования на первое место. И хотя визуальная стилистика не была главным предметом его забот — режиссер старался избегать вычурных ракурсов, монтажных эффектов, чрезмерной подвижности камеры, делая картины, в основном, на средних планах, удобных для зрителей, сидящих в креслах, — изобразительное решение многих поставленных им фильмов стало хрестоматийным. (У него работали лучшие операторы Голливуда: Грегг Толенд, Ли Гармс, Джеймс Уонг Хау, Тони Гаудио и др.) Хоукса прежде всего интересовал рассказ на экране и здесь он был подлинным мастером, умело создавая атмосферу и настроение, отличаясь неброской иронией и почти экзистенциальной страстью к показу людей в чрезвычайных обстоятельствах, которые они, в конце концов, преодолевают. Его фильмы по праву считаются мужскими и появляются там только те женщины, которые подобно героиням Лорен Бокол, придерживаются тех же жизненных правил, что и мужчины. Они, как и сам режиссер, тонко улавливали дух времени и старались ему соответствовать.

Е. Карцева

Фильмография:

• «Дорога к слове» (The Rood to Glory), 1926;

• «Похитители люлек» (The Cradle Snatchers), 1927;

• «Девушка в каждом порту» (A Girl in Every Port), 1923;

• «Последнее дело Трента» (Trent’s Lost Cose), 1926;

• «Патруль на заре» (The Dawn Patrol), 1930;

• «Криминальный кодекс» (The Criminal Code). 1931;

• Толпа ревет» (The Crowd Roars), «Лицо со шрамом» (Scadace), 1932;

• «Сегодня мы живем» (Today We Live), 1933;

• «Двадцатый век» (Twentieth Century), 1934;

• «Борбари Кост» (Barbary Coast), «Видимость ноль» (Ceiling Zero), 1935;

• «Дорога к славе» (The Road to Glory), «Приди и получи это» (Come and Get It), 1936;

• «Воспитание Бэби» (Bringing up Baby), 1938;

• «Только у ангелов есть крылья» (Only Angels Hove Wings), 1939;

• «Его девушка Пятница» (His Girl Friday), 1940;

• «Сержант Йорк» (Sergeant York), 1941;

• «Шар огня» (Ball oi Fire), 1942;

• «Воздушные силы» (Air Force), 1943;

• «Иметь и не иметь» (То Have and Have Not), 1945;

• «Глубокий сон» (The Big Sleep), 1946;

• «Красная реко» (Red River), 1947;

• «Рождается песня» (A Song is Born), 1948;

• «Я был военной невестой мужского рода» (I was а Male War Bride), 1949;

• «Большое небо» (The Big Sky), 1952;

• «Пустое дело» (Monkey Business), «Джентльмены предпочитают блондинок» (Gentlemen Prefer Blondes), 1953;

• «Земля фараонов» (Land of Phoraons), 1955;

• «Рио Браво» (Rio Bravo), 1959;

• «Хатари» (Hatori), 1962;

• «Любимый спорт мужчины?» (Man’s Favorite Sport?), 1964;

• «Красная линия 7000» (Red Line 7000), 1965;

• «Эльдорадо» (El Dorado), 1967;

• «Рио Лобо» (Rio Lobo), 1970