Хупер,-Тоб

ХУПЕР, Тоб

Хупер, Тоб (Hooper, Tobe) Режиссер, сценарист, продюсер, композитор. Родился в 1946 г. в г.Остин (штат Техас). Закончив Техасский университет, начал снимать короткометражные фильмы, а затем переехал в Лос-Анджелес, где в 1974 г. дебютировал фильмом «Резня бензопилой в Техасе». Этот малобюджетный триллер, на съемки которого было затрачено всего 10 тысяч долларов, и по сей день остается самой известной картиной Хупера, вошедшей в фонд культового кино Америки. Взяв за основу сюжета реальный факт о преступлениях маньяков-убийц в штате Висконсин (использованный, кстати, в 1960 г. и А Хичкоком в фильме «Психоз»), Хупер преподнес его в духе мистического «готического романа»: герои уголовной хроники — семья убийцмясников, расчленяющих свои жертвы бензопилой — предстали подобием фантастических оборотней.

Вдохновленный успешным дебютом (сборы «Резни…» превысили 3 млн. долл), Хупер, как режиссер и независимый продюсер, поставил еще один триллер об убийце-маньяке: герой фильма «Съеденные заживо» (1976) скармливал своих гостей ручному крокодилу. Однако на этот раз ни ажиотажа, ни прибыли не последовало, и Хуперу пришлось взяться за менее престижную работу на телевидении. Сериал о проделках вампиров в одном из городков Новой Англии («Случай в Салеме» — по С. Кингу) укрепил репутацию Хупера как мастера «кровавых фантазий», но молодому режиссеру не хотелось замыкаться в рамках «хоррора». В «Балагане» (1981) главными героями становятся обычные подростки из американской провинции, а все таинственные события получают вполне рациональное объяснение. Критика явно недооценила этот фильм, однако именно после него Хупер попал в поле зрения С. Спилберга.

«Полтергейст» (1982) стал первым и последним совместным проектом этих двух мастеров. Спилберг — продюсер, автор идеи и сценария этого проекта — направлял фильм в русло страшной, но благополучно оканчивающейся сказки. Хупер, с его акцентом на вакханалии ирреальных сил (кровавые фонтаны, ожившие мощи мертвецов), старался увлечь зрителя не столько судьбой героев, сколько полтергейстом как таковым. В результате возникшего конфликта Спилберг заканчивал съемки фильма самостоятельно, хотя и оставил за Хупером право считаться автором заметной и успешной в коммерческом отношении картины.

После этого творческая биография Хупера оказалась прочно связанной с жанром фантастического «хоррора». В 1985 г. он экранизировал популярный роман К. Уилсона «Космические вампиры» («Жизненная сила»), а годом позже сделал римейк известного в 50-е годы голливудского боевика «Вторжение с Марса». В промежутке между этими работами режиссер, при ощутимом дефиците свежих идей и приемов, поставил «сиквел» своей «Резни бензопилой в Техасе».

Конец 80-х -начало 90-х гг. стали для Хупера периодом творческой дистонии, «мертворожденных» проектов и самоповторов. Его новые работы в кино («Спонтанное возгорание», 1989; «Гладильный каток», 1995) не были замечены критиками и провалились в прокате, а постановка телефильмов явно не соответствовала амбициям зрелого, высоко профессионального мастера. Тем не менее, в пилотном фильме фантастического сериала «Темные небеса» (1996) Хупер нашел изобразительное соответствие увлекательному и нестандартному сюжету, объяснявшему ряд событий 60-х гг. (убийст во Кеннеди, «битломания», полеты на Луну) воздействием инопланетного интеллекта. В наши дни, на волне интереса к культовому кино 70-х, фигура Хупера снова привлекает внимание зрителей и продюсеров. В 1999 г. вышел его новый мистический «хоррор» — «Жертвоприношение».

Д. Караваев

Фильмография:

• «Резня бензопилой в Техасе» (The Texas Chainsaw Massacre), 1974;

• «Съеденные заживо» (Eaten Alive), 1976;

• т/ф «Случай в Салеме» (Salem’s Lot), 1979;

• «Балаган» (The Funhouse), 1981;

• «Полтергейст» (Poltergeist), 1982;

• «Жизненная сила» (Ufeforce), 1985;

• т/ф Эквалайзер» (The Equalizer), 1985;

• «Резня бензопилой в Техасе-2» (The Texas Chainsaw Mossacre-2), 1986;

• «Вторжение с Марса» (Invaders Irom Mars), 1986;

• «Спонтанное возгорание» (Spontaneous Combustion), 1989;

• т/ф «Сегодня вечером я опасен» (I’m Dangerous Tonight), 1989;

• «Ночные ужасы Тоба Хупера» (Tobe Hooper’s Night Terrors), 1993;

• т/ф «Мешки для трупов» (Body Bags), совм. с Д.Карпентером, 1993;

• «Гладильный каток» (The Mangier), 1995;

• т/ф «Чеповек ниоткуда» (Nowhere Man), 1995;

• т/ф Темные небеса» (Dark Skies), 1996;

• «Жертвоприношение» (The Sacrifice), 1999.