Хьюстон,-Джон

ХЬЮСТОН, Джон

Хьюстон, Джон (Huston, John)  Режиссер, актер, сценарист. Родился 5 августа 1906 г, в Неваде (штат Монтана), умер 28 августа 1987 г, в Мидлтоне (штат Висконсин). Учился в Школе искусств в Лос-Анджелесе.

Сын известного американского актера театра и кино Уолтера Хьюстона, он с трех лет выступал с отцом в водевилях. На экране появился в 1928-м в фильме У. Уайлера «Вымогательство». В последующие десять лет пробовал себя в разных профессиях: работал репортером, писал новеллы, сценарии для фильмов Хьюстона старшего, изучал живопись в Париже. В Голливуд вернулся в конце 30-х и сразу же обратил на себя внимание как сценарист («Иезавель», 1938, «Магическая ампула доктора Эрлиха», 1940, «Сержант Йорк», «Высокая Сьерра», оба — 1941 г, и др.).

В 1941-м дебютировал в режиссуре «Мальтийским соколом» (по одноименному роману Дэшила Хэммета), положив начало новому направлению в американском кино — черному фильму. Так стали именовать детектив, заимствовавший многие приемы триллера. Моральная двусмысленность, взаимопроникно вение Добра и Зла, противоречивость реальных человеческих характеров были переданы здесь нетрадиционными изобразительными средствами. Использовались широкофокусные объективы, дававшие глубину кадра, но намеренно искажавшие лица на крупных планах. Резкий контраст света и тени подчеркивал нравственный хаос, царящий в этом коррумпированном мире. Неестественные композиции интерьеров с косыми, нависавшими потолками и сдвинутыми пропорциями подчеркивали необычность происходящего. Съемка ночных сцен именно ночью, при слабом освещении, давала удивительный эффект приближения к реальности. А все это вместе создавало ощущение тревожного ожидания, нарастающего напряжения, надвигающегося ужаса. Успех фильма был столь велик, что на протяжении всего последующего десятилетия Хьюстон стал «Золотым мальчиком» американского кино: критики взахлеб хвалили каждую его новую картину.

В годы войны Хьюстон работал в специальном фронтовом подразделении, снимавшем документальные фильмы («Битва под Сан-Пьетро», «Да будет свет» и др.). А в 1948 г. поставил «Сокровище Сьерра-Мадре», за что был удостоен «Оскара», Эта приключенческая драма показывала изменение психологии трех бедных золотоискателей (один из них — Уолтер Хьюстон — также получил «Оскара»). Они нашли то, что искали, разбогатели, но Фреду Доббсу (Хамфри Богарт) все было мало и он стал преступником и убийцей. Фильм полон внутреннего драматизма, чему немало способствовали умело обыгранные режиссером реалистические детали. Психологизация характеров стала отличительной чертой и «Асфальтовых джунглей» (1950) — уголовной драмы, явно испытавшей на себе влияние итальянского неореализма. Для каждого из троих героев, участвовавших в ограблении банка, это — не очередное воровское дело, а рубеж, после которого должна начаться другая, непохожая на прежнюю, жизнь. И полное крушение всех этих надежд в финале.

Пожалуй, самым теплым и человечным фильмом Хьюстона была «Африканская королева» (1952) — рассказ об искренней, подлинно романтической любви двух немолодых людей — пропитанного виски капитана маленького суденышка, давшего название картине, и суровой миссионерки (Кэтрин Хепберн). Исполнитель главной мужской роли. Хамфри Богарт, — любимый актер этого режиссера — получил «Оскара».

У таланта Хьюстона была отличительная черта, которая не ощущалась пока он ставил детективные и приключенческие ленты, но сразу же дала себя знать в психологических драмах. У него — холодноватое, ироническое отношение к своим героям, за что его часто называли «Хемингуэем экрана». Когда речь шла об отрицательных персонажах, это воспринималось, как должное, с положительными же портила все дело. Что и произошло с экранизацией романа Стивена Крейна «Алый знак доблести» (1951). Режиссер стремился передать психологические ощущения новобранца, струсившего в первом бою (речь шла о гражданской войне в США), а потом все-таки преодолевшего свой страх и ставшего героем. Хьюстон здесь был лишен своего главного преимущества — умения интересно строить сюжетную интригу. Картина получилась скучной, затянутой, попытка же студии «МГМ» сократить ее без ведома режиссера привели к громкому скандалу. (Этому посвящена документальная книга Лилиан Росс «Картина».) «Алый знак доблести» не спасло даже оригинальное колористическое решение, заимствованное из дагеротипов времен гражданской войны. Во многих последующих лентах 50-х Хьюстон использовал свое знание живописи. В «Моби Дике» (1956, по роману Германа Медвила) композиция кадров напоминала резьбу по дереву, а в «МуленРуже» (1953) — цветовую гамму полотен Тулуз-Лотрека, биографию которого и рассказывал фильм.

В 60-е — 70-е после ряда режиссерских неудач Хьюстон вернулся к актерскому творчеству, с которого он когда-то начинал свой путь в Голливуде. У него было выразительное, словно высеченное резцом из камня, лицо и мелодичный глубокий голос. В фильмах «Кардинал» (1960), «Китайский квартал» (1974), «Зима убивает» (1979) и др. он проявил себя как великолепный характерный актер. Часто читая закадровые тексты в документальных лентах и телепередачах. А если и ставил картины, то, в основном, экранизации («Неприкаянные», 1961, по рассказу Артура Миллера, «Ночь игуаны», 1964, по пьесе Теннесси Уильямса, «Мудрая кровь», 1979, по роману Фланнери О’Коннор, «Мертвые», 1987, по рассказу Джеймса Джойса и др.).

И лишь в фильме «Честь семьи Прицци» (1984) вновь проглянул прежний Хьюстон — холодноватоироничный, умеющий прекрасно обрисовать среду, в которой действуют его герои-мафиози, одновременно следить за судьбой нескольких персонажей, динамично выстроить комедийный сюжет. Здесь причудливо преломилась и основная тема лучших картин этого режиссера: одержимость людей какой-то целью, поиск ее и проигрыш в финале. Анжелика — дочь режиссера — получила «Оскара» за блестящее исполнение роли хитроумной внучки старого гангстерского главаря. (Редкий случай в американском кино: три поколения Хьюстонов в разные годы удостаивались этой высшей награды американского кино.)

Приемный сын — Дэнни Хьюстон — оказался постановщиком последней картины, в которой снимался его отец. Джон заболел во время съемок «Мистера Норта» и умер от эмфиземы легких еще до их окончания. После его смерти появились два фильма о нем: «Джон Хьюстон и дублинцы» (1987) и «Джон Хьюстон» (1988), в которых выступила Анжелика, много делающая для увековечения памяти своего родителя. Он был женат на балерине Энрике Сома, которая ушла из жизни почти за двадцать лет до него.                           Е. Карцева

Фильмография:

• «Мальтийский сокол» (The Maltese Falcon), «В этом ноша жизнь» (In This our Life), 1942;

• д/ф «Отчет с Алеутских островов» (Report from the Aleutinas), 1943;

• д/ф «Битва под Сан-Пьетро» (Battle of San Pietro), д/ф «Да будет свет» (Let There Be light), 1944;

• «Co кропите Сьерра-Мадре» (The Treasure of the Sierra Madre), «Ки-Ларго» (Key Largo) 1948;

• «Мы были чужими» (We Were Stranger;). 1948;

• «Асфальтовые джунгли» (The Asphalt Jungle), 1950;

• «Алый знак доблести» (The Red Badge of Courage), 1951;

• «Африканская королева» (The African Queen), 1952;

• «МуленРуж» (Moulin-Rouge), 1953;

• «Бейте дьявола» (Beat the Devil), 1954;

• «Моби Дик» (Moby Dick), 1956;

• «Бог его знает, мистер Эллисон» (Heaven Knows Mister Allison), 1957;

• «Корни рая» (The Roots of Heaven), «Варвар и гейша» (The Barbarian and the Geisha), 1956;

• «Непрощенная» (The Unforglven), 1960;

• «Неприкаянные» (The Misfits), 1961;

• «Фрейд, тайная страсть» (Freud, the Secret Passion), 1962;

• «Список Адриана Мессенджера» (The List of Adrian Messenger), 1963;

• «Ночь игуаны» (The Night of the Iguorw), 1964

• «Библия» (La Biblia), 1966;

• «Казино Ройал» (Casino Royal), «Отражения s золотом глазу» (Reflections in the Golden Eye), 1967;

• «Грешный Дейви» (Sinful Davy), «Прогулка с любовью и смертью» (А Walk with Love and Death), 1969;

• «Кремлевское письмо» (The Kremlin Letter), 1970;

• «Сытый город» (Fat Cry), «Жизнь и времена судьи Роя Бина» (The Life and Times of Judge Roy Bean). 1972;

• «Человек Макинтоша» (The Mackintosh Man), 1973;

• «Человек, который хотел стать королем» (The Man Who Would Be a King), 1975;

• «Независимость» (Independence), 1976;

• «Мудрая кровь» (Wise Blood), 1979;

• «Фобия» (Phobia), 1980;

• «Победа» (Victory), 1981;

• «Энни» (Annie), 1982;

• «Под вулканом» (Under the Volcano), 1984 Специальная премия в Канне за творчество;

• «Честь семьи Прицци» (Prizzt’s Honor), 1985;

• «Мертвые» (The Dead), 1987

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/191/hyuston-dzhon.htm