Казан,-Элиа

КАЗАН, ЭЛИА

Казан, Элиа (Kazan, Elia) — режиссер кино и театра, актер, сценарист, писатель. Настоящая фамилия; Казанжоглу. Родился 7 сентября 1909 г. в Константинополе в греко-турецкой семье, В США был привезен четырех лет от роду. Учился в театральной школе Иельского университета.

Гражданин США в первом поколении, «ненатурализованный американец», Казан, вырос в бедных кварталах Нью-Йорка, что несомненно повлияло как на его мировоззрение, так и на художественную практику. В 1932 году он стал актером левого «Груп-театра», играл в пьесах Клиффорда Одетса, в 1934-м вступил в американскую компартию, из которой через два года вышел. Однако отблеск убеждений молодости лежит на всем его творчестве.

К середине 40-х годов Казан стал ведущим режиссером на Бродвее («Кафе водителей грузовиков», «Все мои сыновья», «Смерть коммивояжера», «Трамвай «Желание» и др.).

В 1948-м основал вместе с Ли Страсбергом Актерскую студию, из которой вышло целое поколение актеров, затем пришедших в кино. В 1945-м — дебютировал в кинематографе постановкой фильма «Дерево растет в Бруклине» — об обитателях нью-йоркских трущоб, в котором отразились многие детские невеселые воспоминания режиссера. Все остальные его картины 40-х были «проблемными», показывающими те или иные стороны американской жизни. «Джентльменское соглашение» (1947, пр. «Оскар») бичевало антисемитизм, «Бумеранг» (1947) — связь криминала с политикой, «Пинки» (1949) — расизм. Ответ на запросы времени маскировал в этих лентах кинематографическую неумелость режиссера, отсутствие собственной индивидуальной творческой манеры, плохое владение специфическим языком кино. Это были типичные фильмы «социалистического реализма» на американский манер.

Конец этому направлению в творчестве режиссера положил рубеж 50-х, когда во время «процесса над Голливудом» эпохи маккартизма, Казан сообшил Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности фамилии кинематографистов — членов компартии. (За что, как утверждали злые языки, тут же получил выгодный контракт). Больше он к американским социальным проблемам старался не обращаться, а если касался, то трактовал их с иных позиций.

Уже первый его фильм 50-х — «Трамвай «Желание» продемонстрировал полную творческую переориентировку режиссера: уход в мир психологизма, человеческих чувств, сильных страстей. Хотя и здесь отсутствовал драматический монтаж, сцены вили длинными законченными кусками, театральная условность ощущалась даже в декорациях, что, впрочем, неудивительно, ибо это — экранизация поставленного им театрального спектакля, тут проявилась самая сильная сторона Казана — его умение работать с актерами. Дуэт Марлон Брандо — Вивьен Ли, с его прогавопоставлением новой манеры игры, взлелеянной Актерской студией, и традиционной — женской половины, как нельзя лучше передал основной конфликт пьесы Теннесси Уильямса: между хамоватым, напористым «новым американцем» и изящной, похожей на увядший экзотический цветок представительницей патриархальной уходящей Америки. (Пр. МКФ в Венеции, 1951 г,).

Следующим большим успехом режиссера стал «Да здравствует Сапата!» по сценарию Джона Стейнбска — фильм о мексиканском восстании пеонов в 1910 году против диктатуры Порфирио Диаса. Образ революционного вождя в прекрасном исполнении Марлоиа Брандо, весьма далекий от положительного, стал центром изобразительно красивой, изобретательно снятой, с умело созданной атмосферой, картины — первой такого рода в творчестве Казана.

Однако лучшим его фильмом 50-х гг. по праву считается «В порту» (1954) — мрачная драма о коррупции в профсоюзах грузчиков. В центре фильма — фигура бывшего боксера (Марлон Брандо) — человека не очень грамотного и мало развитого, которого совершенно преображает любовь и деятельность по защите прав таких же, как он, нещадно эксплуатируемых хозяевами доков с помощью продажных профсоюзных лидеров. Реализм натурных съемок, визуальное мастерство, прекрасный актерский ансамбль помогли созданию запоминающегося и волнующего зрелища. Картина получила семь «Оскаров»: за лучший сценарий и фильм, режиссуру, главную мужскую роль, женскую роль второго плана, работу оператора и художника.

Большой резонанс вызвала и камерная лента Казана «К востоку от рая» (по роману Дж.Стейнбека), где еще один выпускник Актерской студии — Джеймс Дин — выступил в роли подростка, одинокого в благополучной семье, никого не любящего и никому не верящего. Вслед за своим кумиром — Брандо — Дин использовал здесь новый стиль актерской игры: бубнящие, произносимые сквозь зубы реплики, длинные паузы, неожиданные взрывы гнева и ярости, непредсказуемые движения и жесты. Последний в череде достижений Казана — фильм «Лицо в толпе» (1957) — о связи телевидения с политикой, об опасности сотворения «телевизионных кумиров», которые не обладая должными нравственными качествами, сходят с экрана, чтобы творить зло.

50-е годы оказались венцом творчества Казана. В дальнейшем он уже как бы подводил итоги: размышлял о собственной жизни и цене компромисса («Америка, Америка», 1963; «Сделка», 1969, поставленные по написанным им романам), осмыслял печальные итоги вьетнамской войтгы («Посетители», 1972, по сценарию собственного сына — Криса Казана), не очень удачно экранизировал неоконченный роман Скотта Фицджеральда «Последний магнат» (1976), При всей неоднозначности и противоречивости творчества этого режиссера его заслуги в создании новой американской актерской школы, успешно противостоявшей традиционной системе звезд, несомненны.

Вторым браком был женат на актрисе и режиссере Барбаре Лоден. В 1999 г. был удостоен «Оскара» за вклад в киноискусство, что вызвало неоднозначную реакцию в Голливуде.

Е. Карцева

Фильмография:

1945 —  «Дерево растет в Бруклине» (А Tree Grows in Brooklyn),

1946 — «Море травы» (The Sea ol Grass),

1947 —  «Бумеранг» (Boomerang),

1947 —  «Джентльменское соглашение» (Gentleman’s Agreement),

1949 «Пинки» (Pinky),

1950; «Паника на улицах» (Panic in the Street),

1951; Трамвай «Желание» (A Streetcar Named Desire),

1952; «Да здравствует Сапата!» (Viva Zapata I),

1953 «Человек на проволоке» (The Man on a Tight Rope), (пр. МКФ в Западном Берлине);

1954; «В порту» (On the Waterfront),

1956; «Куколка» (Baby Doll),

1955 «К востоку от рая» (East ol Eden),

1957; «Лицо в толпе» (A Face in the Crowd),

1960; «Дикая река» (Wild River),

1961 «Великолепие в траве» (Splendor in the Grass),;

1963 «Америка, Америка» (America, America),;

1969 «Сделка» (The Arrangement),;

1972 «Посетители» (The Visitors),;

1976 «Последний магнат» (The Last Tycoon),.

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/51/kazan-elia.htm