Олтмэн-Роберт

ОЛТМЕН, Роберт

Олтмен, Роберт (Altman, Robert)  —  Режиссер, сценарист, продюсер. Родился 20 февраля 1925 г. в Канзас-сити. Окончил университет штата Миссури, где расположен его родной город.

Если говорить об авторском кино в США, то ведущим его представителем следует назвать именно Роберта Олтмена Самый «не голливудский» режиссер Америки он всю свою творческую жизнь бросает вызов этой «Мекке кинематографа», высмеивает ее стандарты и штампы, пародирует излюбленные сюжеты, анализирует привычные мифы. Голливуд не остается в долгу, потихоньку вытесняя этого современного Свифта из сферы зрительского внимания (для рядового посетителя кинотеатров олтменовскне ленты слишком сложны), из национального кинопроизводства, а в конце концов, и из родной страны. Однако тот не складывает оружие.

Инженер по образованию, Роберт начал с научных и технических фильмов, работал на телевидении, делал документальные ленты («История Джеймса Дина», 1957) и только в 1968-м дебютировал в художественном кинематографе картиной «Обратный отсчет» — об астронавтах в космосе. Спитая в обычном для рядовой голливудской продукции «анонимном» стиле она не привлекла внимания. И только «Холодным днем в парке» (1969) заставила говорить о новичке. Правда, сам сюжет о немолодой женщине, привязавшейся к подобранному на улице юноше и в порыве ревности убившей его, не блистал оригинальностью. Зато необычным было художественное решение. Камера Ласло Ковача показывала мир, окружающий Фрэнсис Остин, ее глазами, что позволяло передать душевное состояние несчастной. В колористической гамме преобладали коричневые и темные тона, весьма подходившие для характеристики мрачной атмосферы, царившей в пустом холодном доме. В фонограмме часто звучали обрывки чужих диалогов, подчеркивавших то, о чем думала героиня. (К исследованию женской психики, причем в необычной, почти сюрреалистической манере, Олтмен вернулся еще раз в «Трех женщинах», пожалуй, самой загадочной своей картине.)

Первым же подлинным успехом Олтмена стала антивоенная абсурдистская комедия «М.Э.Ш.» (1970, гл. премия МКФ в Канне), где по ходу действия из репродукторов постоянно доносятся слова и звуки, прямого отношения к кровавому ужасу, происходящему в военнополевом госпитале времен корейской войны, не имеющие, но намекающие на существование нормальной жизни, из которой выброшены герои.

В первой половине 70-х Олтмен много работал в «жанровом кино». Он поставил вестерн или точнее, антивестерн «Мак-Кейб и миссис Миллер» (1971), детектив «Долгое прощание» (1973), комедию «Калифорнийский покер» (1974). Все они были сделали в манере, во многом противостоящей голливудской. Режиссер выворачивал наизнанку привычные романтические традиции, Не снимал красивых звезд, предпочитая им некрасивых, но талантливых актеров. Старательно избегал хзппи эндов. Особенно отчетливо эти черты его стилистики проявились в уголовной драме «Воры как мы» (1974) — суровой истории любви бежавшего из тюрьмы молодого парня и угловатой, неказистой девушки, кончающейся смертью героя от пуль полицейских и одиночеством оставшейся беременной героини.

Знаменитым же Олтмен сделался во второй половине 70-х, когда были поставлены его лучшие картины. В «Нашвилле» (1975) — своеобразном «юбилейном» фильме (снят к двухсотлетию США) — режиссер переплел две сюжетные линии: музыкальный фестиваль и предвыборную кампанию, то есть, искусство и политику. И там, и здесь — одна и та же выхолошенность, ханжество, лицемерие, стремление побольше урвать доя себя. Необычна сама форма этой ленты. В ней нет сюжета в привычном для зрителей смысле. Вместо него — многоплановая, полифоническая фреска с множеством действующих лиц, образующих коллективного героя времени. Из их взаимодействия на экране выстраивается сложнейшая жизненная мозаика, в которой многое идет от Брехта. О нем заставляют вспомнить и «зонги», органично введенные в повествование. И аллегоричность всего фильма, где частная история вырастает до размышлений об американском обществе в целом. И манера актерской игры: исполнители сохраняют дистанцию между собой и воплощаемыми персонажами, что ведет к их большей обобщенности. И недосказанность, рассчитанная на активизацию зрительского воображения. К сожалению, несмотря на обилие музыки, массовая публика картину не приняла.

Однако это не помешало режиссеру в следующем же году сделать еще одну, столь же разоблачительную социальную сатиру «Буффало Билл и индейцы, или Урок истории Сидящего быка» (гл. приз МКФ в Западном Берлине). Здесь в центре внимания иной вид искусства — театрализованные «зрелища Дикого Запада» — предшественники вестерна, которые в 80-е годы прошлого века организует истребитель бизонов Уильям Коли по прозвищу Буффало Билл, ставший знаменитым благодаря бульварному романисту Неду Бантлину. В ходе подготовки этого лживого спектакля, где один олицетворял благородство белых, а другой — вождь сиу Сидящий бык — являл собой образ вероломного и жестокого индейца, происходило столк новение не только этих двух антагонистов, но и реальной исторической правды, теснимой придуманной в идеологических целях легендой.

Два года спустя в фильме «Свадьба» Олтмен снова вернулся в современность, подвергнув критике «священный» институт брака и семьи, показав бездуховность существования, лицемерие, ханжество, скрытые за внешней благопристойностью представителей обеспеченных слоев общества, тех самых людей, которые так любят щегольнуть голливудскими сплетнями и начисто не понимают олтменовских фильмов.

В начале 80-х режиссер был вынужден продать собственную фирму «Лайонс Гейт», выпустившую его лучшие картины и вернуться к работе на телевидении, в театре, к скромным экранизациям поставленных там пьес («Тайная честь», 1984, «За гранью терапии», 1987 и др.). На рубеже 90-х Олтмен вообще уехал из Америки, поселился в Париже, где, снова воспрянув духом, поставил две последние картины своей пенталогии. Находясь далеко от Голливуда, он наконец-то смог свести с ним счеты в «Игроке» (1992). Это — опять беспощадная сатира, обличающая как содержание, так и приемы изготовления голливудской массовой продукции. К герою — продюсеру Гриффину Миллсу — с проектами фильмов без звезд, хэппи энда, насилия и секса лучше не подступаться. Для него не существует норм морали и подлинное искусство не имеет ни малейшего значения. Его интересуют лишь цифры кассовых сборов. Да и привычный голливудский тезис: «Преступление не приносит дохода» к нему не относится. Собственноручно убив талантливого сценариста, он не только получает его девушку, но и принимает к постановке сценарий, рассказывающий об этом.

Столь же печален взгляд Олтмена на жизнь в американской киностолице — Лос-Анджелесе, отразившийся в «Коротких историях» (1993). Людей в этом городе угнетает одиночество, насилие, секс без любви, отсутствие духовности. Судьбы персонажей восьми разных сюжетов все время пересекаются. Но никому ни до кого нет дела и проклятие некоммуникабельности лежит на всех. Все происходящее закольцовывают трупы молодых изнасилованных женщин, найденных в начале и конце картины.

Последние ленты Олтмена — полудокументалъная «Готовое платье» (1994) — о мире парижской моды и «Канзас-сити» (1995) — криминальная драма, где действие развертывается в родном городе режиссера, особого успеха не имели, ибо во многом повторяют уже сделанное им ранее.                                              Е. Карцева

Фильмография:

• д/ф «История Джеймса Дина» (The James Dean Story), д/ф «Правонарушители» (The Delinquents), 1957;

• «Обратный отсчет» (Countdown), 1968;

• «Холодным днем в парке» (That Cold Day in the Park), 1969;

• «М.Э.Ш.» (MASH.), «Брустер Мак-Клауд» (Brewster McQoud), 1970;

• «Мак-Кейб и миссис Миллер» (McCabe and Mrs. Miller), 1971;

• «Образы» (Images), 1972;

• «Долгое прощание» (The Long Goodbye), 1973;

• «Воры как мы» (Thieves Like Us), «Калифорнийский покер» (California Split), 1974

• «Нэшвилл» (Nashville), 1975;

• «Буффало Билл и индейцы, или Урок истории Сидящего быка»

                 (Buffalo Bill and the the Indians, or Sitting Bull’s History Lesson), 1976;

• «Три женщины» (Three Women), 1977;

• «Свадьба» (A Wedding), «Квинтет» (Quintet), 1978;

• «Идеальная пара» (A Perfect Couple), 1978;

• «Здоровье» (Health), «Попой» (Popeye ), 1980;

• «Возвращайся к нам опять, Джимми Дин, Джимми Дин»

                               (Come back to the Five and Dime, Jmmy Dean, jmmy Dean), 1982;

• «Парящие в воздухе» (Streamers), «O.C. и Стиггс» (O.C. and Stiggs), 1983;

• «Тайная честь» (Secret Honor), 1984;

• «Поглупевший от любви» (Fool for Love ), 1985;

• «Ария» — эпизод (Aria), 1986;

• «За гранью теропии» (Beyond Therapy), 1987;

• «Винсент и Тео» (Vincent and Theo), 1990;

• «Игрок» (The Player), 1992;

• «Короткие истории» (Short Cuts), 1993;

• «Готовое платье» (Pret-a-Porter!, 1994;

• «Канзас-сити» (Kansas City), 1995

1995 «Рыжий человек» (Ginger Man),

 «Счастье Куки» (Cookie’s Fortune), 1998.

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/118/oltmen-robert.htm