Паркер,-Алан

ПАРКЕР, Алан

Паркер, Алан (Parker, Alan) — Английский режиссер, писатель, сценарист. С 1978 по 2002 гг. работал в Америке. Родился 14 февраля 1944 г. в лондонском рабочем районе Айслингтон в семье кокни. В 11-летнем возрасте получил стипендию, позволившую ему посещать частную школу. Однако продолжить образование не смог из-за материальных трудностей. «Воспитанный отцом в социалистических традициях», до сих пор придерживается левых взглядов, часто выступая с критикой британского консерватизма.

В 16-летнем возрасте стал работать посыльным в рекламной компании.Довольно быстро вошел в курс дела рекламного бизнеса, зарекомендовав себя хорошим сценаристом. В начале 70-х годов вместе с продюсером Аланом Маршаллом организовал рекламную компанию по производству фильмов для телевидения.Снял две короткометражки «Наша Сисси»и «Следы», а также телефильмы «Не надо сильных чувств» и «Эвакуированные», рассказывающий о судьбе двух еврейских детей, во время второй мировой войны оказавшихся в Манчестере. Фильм получил премию Британской академии и американскую «Эмми». В 1976 г. поставил киномюзикл «Багси Мэлоун», оригинальность которого состояла в том, что роли героев-гангстеров исполняли дети, среди которых была и будущая звезда Джоди Фостер. Паркер не скрывает, что активное участие в разработке замысла принимали четверо его детей. Необычное актерское решение привлекло к фильму всеобщее внимание.

Мюзикл — любимый жанр Паркера. Но в отличие от профессиональных хореографов ему не удалось создать собственного художественного стиля. Работая в рекламе, Паркер снял несколько музыкальных видеоклипов, однако попытка перенести их эстетику на большой экран не увенчалась успехом.Так, в ленте «Пинк Флойд — Стена» много интересных пластических образов, кинематографических трансформаций, например, показывающих превращение женщины в орхидею или человека в лист дерева, но как целое фильм не существует, распадаясь на ряд самостоятельных фрагментов. Наиболее удачными в творчества Паркера являются те произведения, в которых он идет от судеб людей, тесно связанных с миром музыки, как например, «Слава» и «Коммитментс». Для съемок первого Паркер привлек студентов Высшей школы исполнительских искусств в Манхеттене. С их помощью ему удалось показать трудный, до кровавых мозолей труд, превращающий молодых людей в настоящих артистов. Его заслуга как режиссера состояла не только в том, что он сумел выжать из своих исполнителей максимум возможного, но и создал живую и увлекательную танцевальную канву действия. Фильм «Коммитментс» Паркер снимал в Ирландии, посвятив его группе молодежи, прославившейся исполнением негритянских духовных песнопений. Все двенадцать исполнителей принадлежали к дублинской рабочей молодежи. Этим прежде всего и объясняются свежесть и естественность фильма.

Вершиной музыкального направления в творчестве Паркера явилась лента «Эвита». Более 10 лет шли переговоры об экранизации популярной рок-оперы. Поразительно, что за эти годы Паркер не утратил к ней интереса. Изображение народных масс, из гущи которых вышла знаменитая Эвита Перон, поражает динамизмом, свежестью и размахом. Это — не обезличенная толпа рвущихся в бой людей. Ее страстные и порой противоречивые порывы виртуозно воплощаются в поведении расказчика Че, талантливо исполненного испанским актером Бандерасом. Вполне на уровне оказалась и певица Мадонна, создавшая запоминающийся образ героини аргентинского народа.

Музыкальный фильм является главной, но далеко не единственной сферой реализации творческих интересов Паркера. Он работает в разных жанрах. Фильмом, впервые привлекшим внимание к личности английского режиссера, стал «Полуночный экспресс», его первый опыт работы в американском кино. Успех, выпавший на его долю, может быть сопоставим только с успехом «Эвиты», и объяснялся он тем, что в основу была положена реальная и к тому же широко освещавшаяся в прессе история американского студента Билли Хайеса, попавшего в турецкую тюрьму за употребление гашиша. Там он подвергся страшным унижениям, однако сумел выстоять и не утратить воли к жизни. Ситуация изоляции и внутренних мучений исследуется и в ленте «Птаха». В центре нее — два ветерана вьетнамской войны. Один (Н. Кейдж) прошел ее без последствий, другой — из-за тяжелой травмы головы чувствует себя птицей, что находит отражение и во внешнем облике этого постоянно нахохлившегося персонажа со скрюченными пальцами ног. Эл пытается вернуть друга к нормальной жизни и в конце концов добивается его исцеления. Паркер придумал необычное изобразительное решение, показывая многие события сверху, как бы с точки зрения птицы, парящей над землей.

Паркер, неоднократно подчеркивал, что является английским режиссером, временно работающим в Америке. Однако это не помешало ему во всех тонкостях овладеть голливудской эстетикой, о чем свидетельствуют фильмы «Сердце Ангела» и «Миссисипи в огне». Многие критики считают «Сердце Ангела» лучшим фильмом Паркера. Действительно, этот мистический триллер, повествующий о нравственном падении детектива Гарри Энгела (М. Рурк), превратившегося в покорного исполнителя дьявольской воли, производит сильное впечатление. Любопытно, что Паркер не удовлетворился романом У. Хьортсберга, по которому снят фильм, и основательно домыслил его, перенеся действия из Нью-Йорка в Новый Орлеан, где процветают мистические ритуалы, связанные с культом вуду. Впечатление от фильма объясняется не только его необычным изобразительным решением, но и актерским ансамблем, построенным вокруг Роберта Де Ниро в роли Люцифера из Гарлема и Микки Рурка, сыгравшего спившегося детектива Энгела.

Последовавший вслед за «Сердцем Ангела» фильм «Миссисипи в огне» также был снят на юге Америки. Хотя ситуация с правами черных американцев сейчас вполне благополучна, регулярно появляются фильмы «пылающего креста и белого балахона». В 90-е гг. заметным явлением стала картина «Время убивать» Д. Шумахера, в 80-е гг. — «Миссисипи в огне», чуть старомодный, но крепкий фильм с Д. Хэкменом в главной роли.

Творческая биография Паркера развивается неровно, за подъемами, как правило, следует спад- После «Миссисипи в огне» он снял два посредственных фильма — «Приходи посмотреть на рай» и «Дорога на Уэллвилл». Причем последний можно назвать самым неудачным в творческой биографии режиссера. Он никогда не скрывал своей неприязни к высшему обществу. Ему, урожденному кокни, не раз давали понять, кто он есть на самом деле. Однако пародия на богатых бездельников, занятых излечением несуществующих болезней, получилась неоправданно злой.

В 1997 г. Паркер вернулся в Англию, чтобы возглавить Британский киноинститут, который не раз критиковал в прошлом за его элитарный характер. Его цель — повернуть БКИ к английскому кино.

Паркер написал две детские книги «Лужа под дождем» и «Зайцы в воротах», а также опубликовал книгу «Дневник кинорежиссера».                  Г. Краснова

Фильмография:

в Англии:

  • к/м «Наша Сисси» (Our Cissy), к/м «Следы» (Footsteps), 1973;
  • т/ф «Не надо сильных чувств» (No Hard Feelings), 1974;
  • т/ф «Эвакуированные» (The Evacuees), 1975;
  • «Багси Мэлоун» (Bugsy Malone), 1976;

в США:

  • «Полуночный экспресс» (Midnight Express), 1978;
  • «Слава» (Fame), 1980;
  • «Иди на обман» (Shoot the Moon), «Пинк Флойд — Стена» (Pink Floyd — The Wall), 1982;
  • «Птаха» (Birdy), 1934;
  • т/ф «Путеводитель no британскому кино для тупоголовых» (A Turnip Head’s Guide to the British Cinema), 1986;
  • «Сердце Ангела» (Angel Heart), 1986;
  • «Миссисипи в огне» (Mississippi Burning), 1989;
  • «Приходи посмотреть на рай» (Come See the Paradise) 1990;
  • «Коммитментс» (The Commitments), 1991;
  • «Дорога на Уэллвилл» (Road to Wellville), 1994;
  • «Эвита» (Evito), 1997;
  • «Прах Анджелы» (Angela’s Ashes), 1999.

2002 — Жизнь Дэвида Гейла (The Life of David Gale )