Поллак,-Сидней

ПОЛЛАК, Сидней

Поллак, Сидни (Pollack, Sidney)  Режиссер, продюсер, актер. Родился 1 июля 1934 г. в Лафайетте (штат Индиана). В 17 лет приехал в Нью-Йорк и поступил на курсы актерского мастерства при театре «Нейборхуд плейхаус». Творческая биография будущего кинорежиссера начинается с профессии актера, он играет на сцене, получает роли на телевидении и в кино. Затем Поллак пробует свои силы в режиссуре пьес на Бродвее, много работает на телевидении, где за пять лет ставит более 80 шоу. Первый художественный фильм «Тонкая нить» Поллак снимает в 1965 г., напряженную психологическую драму с участием известных исполнителей Энн Бенкрофт и Сидни Пуатье. И с этих нор во всех его фильмах центр притяжения — звезды американского кино, начиная с Берта Ланкастера в ранних лентах «Охотники за скальпами» и «Оборона замка» и до Тома Круза и Гаррисона Форда в работах 90-х («Фирма» и «Сабрина»). Самый же любимый актер режиссера и его близкий друг Роберт Редфорд снимался у него в 7 картинах, наделяя — за редким исключением — своих героев обаянием и той романтической аурой, что отличает все творчество Поллака.

Первый крупный успех пришел к режиссеру с фильмом «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?» (1969. по роману Г. Мак-Коя), выдвинутым на «Оскара» за лучшую режиссуру. Воссоздавая на экране атмосферу 30-х гг., времена «великой депрессии», Поллак точен в деталях, однако в его показе много дневного танцевального марафона, участники которого не имея ни работы, ни крыши над головой, неистово борются за главный денежный приз, главное — не ностальгическая дымка ретро, а социально-критический запал картины. Режиссер подчеркивает все нарастающую безнадежность происходящего. На крупных планах выхватываются искаженные мукой усталости лица во время 10-минутной гонки, когда отсеивают самых изможденных, а на изображение движущихся, словно в полусне, под нежную музыку партнеров накладываются двойной экспозицией кадры санитаров, уносящих носилки с упавшими замертво. Трагизмом проникнут образ героини, резкой и волевой Глории (актриса Джейн Фонда за эту роль была выдвинута на «Оскара»), в финале обманутой в своих надеждах и добровольно выбирающей смерть.

На 70-е годы приходится расцвет творчества Поллака, отмеченного либеральными настроениями своего времени. В русле социально-критического кинематографа созданы его лучшие ленты: драма в духе ретро «Такими мы были» (1973) и политический триллер «Три дня Кондора» (1975). В первой из них находят отражение идеалы левых американских интеллектуалов, а судьбы героев (Роберт Редфорд и Барбра Стрейзанд) определяются их различным отношением к политике маккартизма. В «Трех днях Кондора» стержнем напряженного повествования об охоте на человека становится неприглядная деятельность ЦРУ, «убирающего» своих же сотрудников. Режиссер мастерски нагнетает атмосферу опасности, грозящей герою (Роберт Редфорд), который в финале все же выходит победителем в неравном поединке. Интерес к актуальной проблематике, со временем, правда, приобретающий более поверхностный оттенок, объединяет большинство фильмов Поллака 80-90-х гг. Так, грозное могущество средств массовой информации, способное уничтожить невинного человека, раскрывает история журналистки (актриса Салли Филд), гонящейся за сенсацией, а не за истиной в картине «Без злого умысла» (1981); в круговерть событий кубинской революции погружены персонажи, связанные любовными взаимоотношениями, в ленте «Гавана» (1990), а в «Фирме» (1993), раасказываюшей о карьере молодою юриста (в исполнении Тома Круза, столь же обаятельного, каким был в его годы Редфорд), на первый план выходит противозаконная деятельность некой фирмы, замешанной в мафиозных делах и убийствах. Даже, казалось бы, в чисто развлекательной комедии «Тутси» (1982), одном из самых кассовых фильмов в истории американского кино (популярном и у нас в стране), затронута животрепещущая проблематика феминизма, оттененная горечью режиссера по поводу вытеснения настоящего искусства телешоу. Дастин Хофман, подлинный соавтор «Тугси», виртуозно сыгравший перевоплощение безработного актера в женщину-актрису, получившую роль в «мыльной опере», вначале заставляет тысячи зрительниц восхищаться независимым характером своей Дороти, а в финале срывает с нее маску и тем самым низвергает их кумира, оказавшегося мужчиной!

Другая линия творчества Поллака, более романтическая, связана с темой природы и человека, природы и цивилизации. Эти мотивы звучат в его вестерне «Джеремия Джонсон» (1971), в романтической комедии «Электрический всадник» (1979) с любимыми исполнителями Поллака Робертом Редфордом и Джейн Фонда. В определенном смысле ниточка преемственности тянется от «Джеремии Джонсона» к фильму «Из Африки» (1985), поэтично рассказанной любовной истории, получившей 7 «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру. В основу фильма положен автобиографический роман датской писательницы Карен Бликсен, 17 лет прожившей в Кении. Ее роль исполнила Мерил Стрип, а Роберт Редфорд сыграл охотника и искателя приключений Хаттона. Взаимоотношения двух этих неординарных по-своему людей разворачиваются на экзотическом фоне африканских пейзажей, пронзительной черноты ночи и слепящего солнца, и такая необычная атмосфера усиливает романтичность чувств влюбленной пары. Другая же попытка режиссера снять «лав-стори» — римейк «Сабрина» (1995) — оказалась менее удачной,  проиграв оригиналу 1953 г. в постановке Б. Уайлдера.

Поллак, владеющий мастерством голливудского постановщика, знающий законы жанра, искусно строящий интригу, зачастую использующий хорошую литературную основу в качестве сюжета («Бобби Дирфилд» по роману «Жизнь взаймы» Э. Марии Ремарка, экранизация «Фирмы» Джона Гришема и др.) и отдающий звездам главные роли, всегда стремился сделать свои картины сопряженными с социальной действительностью, не забывая при этом, что они должны быть и зрелищными. В последнее десятилетие Поллак совмещает режиссуру с продюсерской деятельностью, поддерживая многих молодых кинематографистов.                                                       Т. Ветрова

Фильмография:

  • «Тонкая нить» (The Slender Thread), 1965;
  • «Предназначено но слом» (This Property Is Condemned), 1966;
  • «Охотники за скальпами» (The Scalphunters), 1988;
  • «Оборона замка» (Castle Keep),

1969  «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?» (They Shoo! Horses, Don’t They?),

  • «Джеремия Джонсон» (Jeremiah Johnson), 1971;
  • Такими мы были» (The Way We Were), 1973;
  • «Якудза» (The Yakuza), 1974;
  • Три дня Кондора» (Three Days of the Condor), 1975;

1979 «Бобби Дирфилд» (Bobby Deerfield),

«Электрический всадник» (The Electric Horseman), 1979;

  • «Без злого умысла» (Absence of Malice), 198?;
  • «Тутси» (Tootsie), 1982;
  • «Из Африки» (Out ot Africa), 1985;
  • «Гавана» (Havana), 1990;
  • «Фирма» (The firm), 1993;
  • «Сабрина» (Sabrina), 1995;
  • «Паутина лжи» (Random Hearts), 1999.

2005 — Переводчица (The Interpreter )

2005 — Наброски Фрэнка Гэри (Sketches of Frank Gehry )