Райделл,-Марк

РАЙДЕЛЛ, Марк

Райдел, Марк (Rydell, Mark)  -Режиссер, актер, продюсер. Родился 23 марта 1934 года в Нью-Йорке. Получил разностороннее образование. В Нью-Йоркском университете учился на факультете философии, в Джуллиардской школе получил специальность музыканта, а также окончил музыкальный колледж в Чикаго и Нью-Йоркскую актерскую студию.

Творчество Марка Райдела можно приводить в качестве примера того, что хорошее образование никогда не пропадает даром. Будучи сам актером и музыкантом, он всегда бережно относился к представителям этих профессий, любил и умел с ними работать, его картины всегда отличало безукоризненное музыкальное оформление, а знание философии помогало режиссеру поднимать бытовую драму на уровень общечеловеческого обобщения.

Свою карьеру в 50-е годы он начинал, как театральный актер на Бродвее и звезда телесериалов. Красивый шатен с обаятельным открытым лицом и мягким баритоном, Марк Райдел идеально подходил на амплуа героя-любовника. Затем его поманило ремесло режиссера и работа на телевидении, («Бен Кейси» и «Я шпион» и др.) принесли ему известность. Кинематограф не мог не заметить талантливого молодого человека, и уже в конце 50-х годов он начал сниматься в качестве актера, и по его собственному признанию, работа с такими интересными и неординарными художниками, как Дон Сигел («Преступления на улицах») или Роберт Олтмен («Дол гое прощание») была для него настоящей школой мастерства.

Режиссерским дебютом Райдела в кино стала любовная драма «Лиса» (по скандально известной новелле Д. Лоуренса), где в центре внимания оказались перепитии любовной истории двух лесбиянок. Фильм имел значительный успех, чему, впрочем, в немалой доле способствовала щекотливость темы, еще не слишком распространенной в искусстве 60-х годов. Затем Райдел делает несколько картин разных жанров — от вестерна («Ковбои») до лирической драмы («Увольнительная до полуночи»), где уже проявляется своеобразие его режиссерского почерка : умение затронуть сентиментальные нотки в душе зрителей и подчеркнуто уважительное отношение к актеру. Не случайно, роль главного героя в «Ковбоях» стала одной из лучших в творчестве Джона Уэйна.

Артисты, снимающиеся у Райдела, не раз были удостоены престижной награды «Оскар». Достаточно сказать, что после огромного успеха ленты «На Золотом пруду» сразу оба исполнителя главных ролей — Генри Фонда и Кэтрин Хепберн получили своих «Оскаров». Эта семейная мелодрама подкупала многим: тонким (проникновением в психологию героев, мягкостью, человечностью, симпатией, с которыми автор показывал непростые отношения, сложившиеся и между самими пожилыми супругами и их взрослой дочерью. (Кстати, это единственный фильм, где Генри и Джейн Фонда играют самих себя — отца и дочь). Тонкий юмор, очищающее воздействие неоскверненной природы, наконец, великолепные актерские работы — все это вывело ленту «На Золотом пруду» в разряд по настоящему значительных произведений.

Не меньшим успехом у зрителей пользовалась картина «Роза», в основу которой была положена трагическая судьба известной рок-певицы Дженис Джоплин, ставшей жертвой одиночества, а также увлечения наркотиками и алкоголем. В этой ленте в полной мере проявился и музыкальный талант Райдела. Прекрасная аранжировка, безупречно подобранные музыкальные фрагменты плюс умелая режиссура и убедительная игра актрисы Бетт Мидлер в главной роли отличали эту работу.

К сожалению, последние картины Райдела, оставаясь профессиональными, добротно сделанными лентами, оказались менее яркими и интересными. Снятая в нарочито сухой манере «под документ» картина «Река», известная и нашему зрите лю, шла в русле актуальной в начале 80-х «фермерской темы». История семьи фермеров, отстаивающих свою землю от затопления, была интересна, главным образом, своей проблематикой и актерскими работами — Сисси Спейсек и Мела Гибсона. То же самое можно сказать и о фильме «Перекресток». Эта мелодрама рассказывает тривиальную историю мужчины, разрывающегося между двумя требовательными и волевыми женщинами. И хотя страсти «рокового тpeyroльникa», разыгрываются хорошими актерами — Ричардом Гиром, Шарон Стоун и Лолитой Давидович, а режиссер стремится создать атмосферу правдоподобия происходящего, картина осталась лишь в рамках традиционного подхода к жанру. Нежелание Райдела экспериментировать и искать новые приемы в данном случае обернулось против него. Последние годы он предпочитает работать на телевидении.

И. Звегинцева

Фильмография:

• т/ф «Револьверный дым» (Gunsmoke), 1955;

• т/ф «Беи Кейси» (Ben Casey), 1961;

• т/ф «Беглец» (The Fugitive), 1963;

• т/ф «Я-шпион» (I Spy), 1965;

• т/ф «Дикий, дикий Запад» (Wild, Wild West), 1965;

• «Лиса» (The Fox), 1968;

• «Грабители» (The Reivers), 1969;

• «Ковбои» (The Cowboys), 1972;

• «Увольнительная до полуночи» (Cinderella Liberty), 1973;

• «Гарри и Уолтер едут в Нью-Йорк» (Harry and Walter Go to New York), 1976;

• «Роза » (The Rose), 1979

• «На Золотом пруду» (On Golden Pond), 1981;

«Река» (The River), 1984;

«Динозавры» (Dinosaurs), 1988;

• «Для парней» (For the Bays), 1991;

• «Перекресток» (Intersection), 1994;

• т/ф «Преступление века» (Crime of the Century), 1996.

2001 — Джеймс Дин (James Dean), ТВ

2005 — Крупная ставка (Even Money )