РЕЙС, Карел

Рейс, Карел (Reisz, Karel)- Режиссер, продюсер, теоретик кино. Родился 21 июля 1926 г. в Осграве (Чехословакия) в семье юриста, В возрасте 12 лет перед самым нацистским вторжением родители переправили его в Англию с большой группой других детей, а сами, оставшись, очень скоро погибли в лагере смерти в ходе проводившегося немцами «окончательного решения еврейского вопроса». В Англии будущий режиссер окончил квакерскую школу в Рединге и в самом конце войны служил пилотом в чешской эскадрилье английских ВВС. После занятий химией в Кембридже Рейс два года преподавал в школе, а с 1949 года занялся кинокритикой, сотрудничая в журнале Оксфордского кинообщества «Сиквенс», где вместе с Линдсеем Андерсоном- и Тони Ричардсоном защищал «авторское кино» и свежий, незашоренный общепринятыми схемами взгляд кинематографа на действительность. В 1952 году Рейс становится директором программ Национального кинотеатра, а в 1953 г. выпускает книгу «Техника киномонтажа», не столько техническое руководство, сколько исследование эстетической функции монтажа, сделанное на конкретных примерах и оказавшее большое влияние на многих режиссеров, включая Антониони и Поланского.

В середине 50-х годов Рейс переходит к практической режиссуре, став наряду с Л, Андерсоном и Т. Ричардсоном лидером группы «Свободное кино», провозгласившей «доверие к действительности» (во многом идущее от итальянского неореализма) и «поэтический отклик на предмет изображения» (в традициях французского «поэтического реализма») в качестве основы для построения нового английского кинематографа. Ключевой в этом отношении стала снятая совместно с Т. Ричардсоном документальная лента «Мамочка не позволяет» (1956), где в манере свободной лирической зарисовки показаны молодые люди (продавцы, медсестры, и т.д.), пришедшие после работы потанцевать в джаз-клуб. (Характерно, что танцуют они именно под джаз, а не эстрадные мелодии, ибо джаз, только начинавший широко распространяться в Европе, служит для авторов символом раскованного проявления чувств).

Темы, заявленные в документальных лентах, Рейс проводит и в своем первом игровом фильме «В субботу вечером, в воскресенье утром» (1960), ставшем поворотной вехой в развитии английского кино. Будучи экранизацией одноименного нашумевшего «рабочего романа» Алана Силлитоу, фильм Рейса ввел в английский кинематограф нового героя — бунтарски настроенного молодого рабочего (в темпераментном и достоверном исполнении Альберта Финни), противопоставляющего свои гедонистические устремления социальной регламентации, господствующей в английском обществе.

Тонко чувствуя изменения в общественном климате, Рейс одним из первых показал, как импульсивное самоутверждение, получающее самодовлеющий статуе, превращается в психическое расстройство с характерными для него непредсказуемыми и дикими поступками. В фильме «Морган: подходящий клинический случай» (1965) режиссер выводит левака-шизофреника, предвосхищая политические эксцессы «молодежной революции» 1968 года. Тема бунта и размывания границ между безумием и рациональностью в сознании «аутсайдера» находит свое отражение и в биографическом фильме «Айседора» (1968), где танцовщица-босоножка Айседора Дункан выводится как предшественница современных «детей цветов», хиппи.

Кризис английского кино в 70-е годы вынуждает Рейса работать в США. Первая его работа там, «Игрок» (1974), портрет ньюйоркского игрока, еще находится в русле старого интереса к поглощающей человека страсти. Уже в следующей работе, «Кто остановит дождь?»(1958), происходит переход на американские жанровые рельсы. Здесь и модная политическая тема (возвращение солдата из Вьетнама), и чисто криминальная (провоз наркотиков), и необходимый для триллера «саспенс».

Однако снова о Рейсе как о режиссере заговорили в 1981 году, когда появилась «Женщина французского лейтенанта», где он уже окончательно выступил не как генератор идей, но как общепризнанный мастер формы. Мерил Стрип и Джереми Айронс играют в этой экранизации романа Джона Фаулза две параллельные истории любви: викторианского джентльмена и гувернантки, социально неприемлемую для середины прошлого века, но заканчивающуюся «хэппи эндом», и актеров, исполняющих эти роли, по. несмотря на сексуальную свободу XX века, вынужденных расстаться после конца съемок. Стилизованные красоты ландшафтов прошлого века и романтическая заостренность чувств главных героев, разделенных почти непреодолимыми условностями своего времени контрастируют и одновре менно уравниваются с обыденностью жизненных реалий сегодняшнего дня и трагической неразрешимостью самой на вид простой ситуации.

Последний на сегодняшний день фильм Рейса «Все выигрывают» (1990), триллер с местом действия в маленьком городке по сценарию Артура Миллера, был бы, по словам критика из журнала «Нью-Йоркер» Полин Кейл, классическим произведением, будь он снят в конце 60-х — начале 70-х годов.

А. Дорошевич

Фильмография:

  • «В субботу вечером, в воскресенье утром» (Saturday Night and Sunday Morning), 1960;
  • «Ночь должна наступить» (Night Must Fall), 1964;
  • «Морган: подходящий клинический случай»
  •                                                 (Morgan: A Suitable Case for Treatment), 1965;
  • «Айседора» (Isadora), 1968;
  • «Игрок» (The Gambler), 1974;
  • «Кто остановит дождь?» (Who Will Stop the Rain?), 1978;
  • «Женщина французского лейтенанта» (The French Lieutenant’s Woman), 1981;
  • «Сладкие сны» (Sweet Dreams), 1985;
  • «Bсe выигрывают» (Everybody Wins), 1990.

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/136/rejs-karel.htm