Ритчи,Майкл

РИТЧИ, Майкл

Ритчи, Майкл (Ritchie, Michael) — режиссер, продюсер, актер. Родился 28 ноября 1938 года в г. Уокеша (штат Висконсин). Окончил Гарвардский университет по специальности: история, литература.

Учился вместе с Артуром Копицем, впоследствии известным драматургом, став первым постановщиком его дебютной и самой знаменитой пьесы «О папа, бедный папа, мама повесила тебя в шкаф и мне так грустно». После окончания учебы работал на телевидении, став режиссером таких известных сериалов, как «Человек из университета» (1964) и «Аутсайдер» (1967).

Его дебютом в кино стал фильм «Горнолыжник» (1969), где Роберт Редфорд играл амбициозного богача, присоединившегося к американской олимпийской команде, тренировавшейся в Европе. Но зрителей привлек не сюжет, а съемки головокружительных лыжных состязаний, снятых 16 мм ручной камерой, и психологически тонко разработанный характер героя — человека одновременно и обаятельного, и несимпатичного. Спорт, как игровая стихия, вообще манил этого постановщика. В 70-е годы он не раз возвращался к показу человеческих страстей, связанных о разными его видами. В комедиях «Медведи, приносящие плохие новости» (1976) материалом был бейсбол, а в «Полужестком» (1977) — футбол.

По-настояшему же прославился Ритчи лишь одной картиной — «Кандидат» (1972), где главную роль опять сыграл Редфорд. Мысль о ней возникла еще в 1968-м, во время телевизионной дискуссии между Ричардом Никсоном и Гербертом Хэмфри, баллотировавшимися на пост президента США. Она напоминала хорошо отрепетированный спектакль, где у каждого — своя роль. Режиссеру и актеру захотелось показать американцам другую дилемму: молодого, неопытного, идеалистически настроенного политика. Таким и стал в этом фильме симпатичный адвокат Билл Маккой. Ситуация в литературе и кинематографе далеко не новая. У Герберта Кита Честертона есть рассказ на эту тему — «Белая ворона» (в цикле «Человек, который слишком много знал»). Однако если англичанин в показе своего героя ироничен, и полон скепсиса, то Маккой серьезен и полон пафоса. В отличие от Хорна Фишера он поворачивает дело так, что ситуация, схожая во многих деталях, оборачивается для него победным финалом. Преодолев оказанное на него политическое давление. Билл благодаря своей неординарности и самостоятельности проходит в сенат. Но «Кандидат» был силен не столько этой пропагандистской, утопической стороной, сколько критикой самой американской избирательной системы. Сценарий Джереми Ларнера получил «Оскара», а Ритчи — репутацию острого сатирика. До такой высоты, правда, он больше никогда не поднялся и к политике вновь не обращался.

Сатирическое же дарование этот режиссер проявлял еще не раз. Ощущалось оно и в полудокументальной мозаичной картине «Улыбка» (1975) — серии скетчей о конкурсе на звание «Мисс Америка» в маленьком калифорнийском городке — смешно показавшей местные нравы и обычаи. И в «Острове» (1980) — по одноименному роману Питера Бенчли — пародийном триллере о журналисте, попавшем в плен к карибским дикарям — потомкам пиратов XVII века. И в «Выживших» (1983) — черной комедии о двух работниках бензоколонки, спасающихся от наемного убийцы в заснеженных горах Вермонта.

Особенно же отчетливо его талант сатирика сказался в двух экранизациях детективных романов Грегори Мак-Дональда «Флетч» (1985) и «Флетч жив» (1989). В первом — журналист Эрвин Флетчер (Чеви Чейз) расследует дело о наркотиках в Лос-Анджелесе, во втором, написанном специально для кино по мотивам предыдущего характера, герой получает в наследство дом в Луизиане, что дает возможность режиссеру позволить себе и насмешку над традициями старого Юга, особенно над ку-клукс-кланом, дать сатиру на церковь, затронуть проблемы экологии. Во «Флетче» ему удалось сохранить и закадровый текст, и смешные диалоги, и даже фамилии персонажей, напоминающие о знаменитых людях (Стравинский, Никсон, Диккенс и т.д.). Оба фильма сделаны в хорошем темпе, с непременными гонками автомобилей и мотоциклов.

Попытка сатирически показать волнующие публику проблемы ощущалась и в «Золотом ребенке» (1986) — детективной комедии, где герой (Эдди Мерфи) ищет новое воплощение Будды, отправляясь для этого в далекий Тибет. Тут и восточная экзотика, и мистика, и буддизм, но все настолько поверхностно, что критика разнесла картину в пух и прах.

Девяностые годы оказались еще менее удачными. Ритчи снова вернулся к спорту: «Рудничный городок» (1992) — рассказ о боксерском тотализаторе, «Скаут» (1994) — о бейсболе, с бесконечным показом различных матчей и всевозможных спортивных знаменитостей. Снял даже типично «рождественскую» сказку «Простое желание» (1977). Все это уже походило на судорожные попытки удержаться на плаву. Все чаще и чаще режиссер работает на телевидении и не только в качестве постановщика, но и актера.

Несмотря на постигшие его в последние годы неудачи, Ритчи остается довольно редким для Голливуда примером яркого сатирического дарования, которое за невозможностью выбирать значительные объекты для своего приложения постепенно измельчало и стало использоваться режиссером для «стрельбы из пушки по воробьям».     Е. Карцева

Фильмография:

  • т/ф «Человек из университета» (Мал from U.N.C.L.E.), 1964;
  • т/ф «Большая долина» (The Big Valley), 1965;
  • т/ф «Аутсайдер» (The Outsider), 1967;
  • т/ф «Звук гнева» (The Sound of Anger), 1968;
  • «Горнолыжник» (Downhill Racer), 1969;
  • «Первая рана» (Prime Cut), «Кандидат» (The Candidate). 1972;
  • «Улыбка» (Smile), 1975;
  • «Медведи, приносящие плохие новости» (The Bad News Bears), 1976;
  • «Полужесткий» (Semi-Tough), 1977;
  • «Почти идеальный роман» (An Almost Perfect Affair), 1979;
  • «Божественное безумие» (Divine Madness),
    «Остров» (The Island), 1980;
  • «Выжившие» (The Survivors), 1983;
  • «Флетч» (Fletch), 1985;
  • «Золотой ребенок» (The Golden Child),
  • «Дикие кошки» (Wildcats), 1986;
  • «Поездка в экипаже» (The Coach Trip), 1988;
  • «Флетч жив» (Retch lives), 1989;
  • «Рудничный городок» (Diggstown), 1992;
  • т/ф «Подлинные приключения предполагаемой техасской мамочки-убийцы»
    (Positively True Adventnres of the Alleged Texas Murdering Mom), 1993;
  • «Полицейские и Грабительсоны» (Cops and Robbersons),
    «Скаут» (The Scout), 1994;
  • «Фантастики» (The Fantasticks), 1995;
  • т/ф «Комфорт, Техас» (Comfort, Texas),
    «Простое желание» (A Simple Wish), 1997.

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/139/ritchi-majkl.htm