Рудольф,-Алан

РУДОЛЬФ, Алан

Рудольф, Алан (Rudolph, Alan)  Режиссер, сценарист, продюсер, актер. Родился 18 декабря 1943 года в Лос-Анджелесе. Рос в кинематографической среде. Его отец Оскар Рудольф — известный телевизионный режиссер 50-х — 60-х годов. Алан окончил Калифорнийский Лос-Анджелесский университет (факультет бизнеса). В 1969 году поступает на специальный курс ассистентов режиссеров, а через три года выпускает свой первый фильм «Предостережение», где сам является режиссером, сценаристом и продюсером. Эта лента, с иронией представившая общественные нравы Лос-Анджелеса, не стала, удачей молодого постановщика и достаточно незаметно прошла на видео. В начале 70-х Рудольф занимается в основном литературной работой — пишет сценарии для малобюджетных короткометражных фильмов, в которых главный акцент делается на музыку и хореографию.

Творческие поиски Алана органично вливаются в русло «Новой голливудской волны». Он становится ассистентом у Р. Олтмена на его картинах «Долгое прощание», «Калифорнийский покер», «Нэшвилл», сценаристом фильма «Буффало Билл и индейцы» и актером в его фильме «Игрок». А Олтмен, в свою очередь, выступает продюсером второго авторского фильма Рудольфа «Добро пожаловать в Лос-Анджелес» (1976). В главной роли здесь выступил актер и эстрадный певец Кит Карал айн, который сыграл затем и в других, более поздних и тесно связанных по стилю фильмах Алана: «Выбери меня» (1984), «Разброд в мыслях» (1985). «Модернисты» (1988) наряду с актрисами Женевьевой Бюжо и Джеральдиной Чаплин, сумевшими «вписаться» в творческую манеру режиссера.

Фильмы Рудольфа, которого можно считать одним из наиболее последовательных постмодернистов в американском кино, являются в первую очередь территорией для эксперимента. Будь то абсурдистская комедия «Бродяжка» (1980), положившая начало длительному сотрудничеству режиссера с продюсером Каролин Пфайфер, или же стилизованные мелодрамы, Рудольф создает на экране свой, искусственно построенный мир, некую вымышленную среду, в которой причудливо уживаются элементы «черного фильма» 40-х гг., фантастики, вестерна, фарса и драмы. Мастерски построенные сюжетные переплетения, ироничный подтекст, клиповая манера съемок, музыкальное сопровождение, монтаж — псе «работает» на атмосферу фильмов, в которых происходит некое блуждание персонажей, отягощенных неудовлетворенными чувствами. Один из таких образов в фильме «Помни имя мое» (1978) создала Джеральлина Чаплин, воплотившая на экране внешне хрупкую, но полную демонических страстей героиню, испытывающую ненависть к покинувшему ее мужчине. В этой ленте актриса не только добилась личного успеха — приз МКФ в Париже 1978 г., но и привлекла внимание европейской публики к имени режиссера. Первый значительный успех, как впрочем и яростные нападки части критики, упрекавшей автора в чрезмерной манерности и расплывчатости, принес Рудольфу фильм «Выбери меня» (1984). Художественная структура этой картины смонтирована из уже готовых эпизодов, повторяющихся в ленте с определенней последовательностью: панорамы ночного города, танцующие в бликах вечерних огней пары, кафе со своими неизменными посетителями, возбужденный диалог, ведущийся на радио по телефону доверия между оказывающей психологическую поддержку «доктором Любовь» (в исполнении Ж Бюжо) и ее постоянной абоненткой — женщиной, пытающейся понять свои сексуальные побуждения, Особый оттенок в этот странный, скользящий по кругу мир вносит игра Кита Карадайна, которому удается создать ощущение, что за пределами того, что показано на экране существует какая-то недосказанность, тайна, которую так и не удается открыть.

Интерес к жизни художественной богемы, Рудольф реализовал в своем, наиболее ясном по теме фильме «Модернисты» (1988) где он попытался воссоздать атмосферу Парижа 20-х годов — Мекки международного модернизма. Имена вымышленных персонажей ленты переплетаются и подлинными — Эрнест Хемингуэй, Скотт Фитцдже ральд, Гертруда Стайн. Создавая картину о людях этой эпохи, режиссер и сам использует в своем киноповествовании принципы, провозглашенные этой знаменитой женщиной. Частые повторы одних и тех же фраз, возвращение мысли к одной и той же теме, фрагментарная композиция, где в причудливом ритме переплетаются чувства и поступки персонажей, лаконичность диалогов, многозначительная недосказанность. Герои «Модернистов», как и персонажи предыдущих фильмов Рудольфа, словно движутся по одной и той же орбите — кафе, художественная студия, выставочный салон… и опять — кафе, студия, салон. Связующим звеном всех эпизодов ленты здесь, как и в «Выбери меня» стал Кит Карадайн, создавший в этой картине образ начинающего художника Ника Харта. После «Модернистов», режиссер продолжает тему «ретро» и создает фильм «Миссис Паркер и порочный круг», реставрирующий уже другую творческую среду — Нью-Йорк 20-х годов, где героиней выступает известная писательница, поэтесса и театральный критик — Дороти Паркер. В этой ироничной и стилизованной картине главную роль исполняет молодая актриса Дженнифер Джейсон Ли, но ей не удается вдохнуть в творчестве Рудольфа что-либо новое, меняющее его стиль.  Несмотря на то, что вот уже больше 20-ти лет большинство критиков с сомнением относится к режиссерскому языку Рудольфа и часто упрекает его в эклектизме, монотонности, маньеризме, он тем не менее ни на шаг не отступает от своей авторской манеры и продолжает создавать свои ленты, похожие на один бесконечно повторяющийся фильм.                                                                       Т. Царапкина

Фильмография:

  • «Предостережение» (Premonition), 1972;
  • «Добро пожаловать в Лос-Анджелес» (Welcome to LA), 1976;
  • «Помни имя мое» (Remember my nome), 1978;
  • «Бродяжка» (Roadie), 1980;
  • «Вымирающий вид» (Endangered Species), 1982;
  • д/ф «Гастроли» (Return Engagement), 1983;
  • «Выбери меня» (Choose Me), «Песенник» (Songwriter), 1984;
  • «Разброд в мыслях» (Trouble in Mind), 1985;
  • «Сделано в раю» (Made in Heaven), 1987;
  • «Модернисты» (Moderns), 1988;
  • «Любовь крупным планам» (Love at Large), 1990;
  • «Равноденствие» (Equinox), 1992;
  • «Смертельные мысли» (Mortal Thoughts), 1991;
  • «Миссис Паркер и порочный круг» (MrsPorker and the Vicious Orcle), 1994;
  • «Вечерняя заря» (Afterglow), 1997;
  • «Завтрак чемпионов» (Breakfast of Champions), 1998

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/142/rudolf-alan.htm