Сигел,-Дон

СИГЕЛ, Дон

Сигел, Дон (Siegel, Don)    Режиссер, продюсер, актер. Родился 26 октября 1912 года в Чикаго, умер 29 апреля 1982 года в Нипомо. Окончил Университет в Кембридже (Англия) и лондонскую Королевскую драматическую академию, стажировался в Современной театральной студии в Голливуде.

Поступив в 1933 году на работу в компанию «Уорнер бразерс», за десять лет Сигел прошел путь от архивиста фильмотеки и монтажера до главы департамента монтажа фирмы. Профессиональный опыт, который он накопил за монтажным столом впоследствии оказал ему неоценимую помощь — Дон Сигел всегда заранее расписывал покадровый монтаж своих работ. Огромное же количество просмотренных фильмов также пригодилось — Сигел абсолютно безошибочно вычислил верный рецепт успеха — динамично развивающееся действие, напряжение от первого до последнего кадра, яркие запоминающиеся характеры, И уже в своей первой игровой ленте «Вердикт» (1946, до этого сделал несколько короткометражек, одна из которых «Звезда в ночи» была удостоена «Оскара»), на практике реализовал накопленные теоретические знания.

Стиль его фильмов был непривычен — порой нарочитое усложнение экранного действия, быстрый «рваный» монтаж, попытка глубокого проникновения в психологию героев — все это выделяло его из числа других режиссеров. И при этом Сигел остался верен традиционным для американского кино жанрам — вестерну и детективу. Не случайно именно его группа французских критиков, объединившихся вокруг журнала «Кайе дю синема», и впоследствии ставших в центре «новой волны — Годар, Трюффо и Ромер, объявила одним из самых интересных американских режиссеров и «ярким представителем авторского кино». Во многом они были правы. Сигел действительно был подлинным автором своих фильмов, где им был создан особый искусственный мир, странный, замкнутый и холод ный, где страдают и борются героиодиночки. И неважно, где происходит действие картины; в прериях Техаса («Стрелок», 1976), мексиканской пустьше («Два мула для сестры Сары», 1970) или на улицах большого города («Мэдиган», 1968, «Блеф Кутана», 1968, «Грязный Гарри», 1971), это не меняет главного — его персонажам приходится отстаивать идеалы Добра силой оружия, и жестокостью отвечать на жестокость. Не имеет значения и время действия — прошлое, настоящее или будущее — человеческая природа по мнению Сигела не претерпевает особых изменений, и потому его одиноким, бесстрашным героям предстоит жить и побеждать в беспощадном неприветливом мире. И лишь сильные мужчины с оружием способны противостоять Злу. Не случайно, любимыми исполнителями Дона Сигела были Джон Уэйн и Рональд Рейган: оба сыграли у Сигела свои последние роли в кино — Уэйн в «Стрелке» (1976), Рейган в «Убийцах» (1964); а также Стив Мак-Куин и Клинт Иствуд — актеры, образ которых в массовом сознании зрителей неразрывно связан с имиджем Настоящего Мужчины и Героя. Критики и журналисты неоднократно упрекали режиссера за излишнюю жестокость отдельных эпизодов, еще большее негодование вызывали у них его откровенное пренебрежение и отсутствие пиетета перед официальным законом, что всячески демонстрировали герои лент Сигела. (Особенно ожесточенные споры развернулись вокруг ленты «Грязный Гарри», где в финале разочарованный в справедливости официальных властей полицейский гневно выбрасывает свой номерной значок). Однако зрители всегда охотно шли на его картины, прекрасно зная, что два часа экранного времени пролетят незаметно. И даже если все действие картины будет происходить на площади в несколько метров — именно столько, сколько их в камере одной из самых страшных тюрем Америки («Побег из Алькатраса», 1979), скучать не придется. Сигел в совершенстве владел искусством «саспенса» — одним из самых сильных режиссерских приемов фильмов-действия.

Сам Сигел никогда не принимал активного участия в политике, но тем не менее его человеческая и авторская позиции всегда были ясны. И когда, скажем, в самый разгул маккартизма на экранах страны появился его фантастический фильм «Вторжение похитителей тел» (1956), где рассказывалось о нашествии страшных «пришельцев» на малень кий провинциальный городок, мечтающих поработить тела и души живущих в нем людей, не надо было иметь «семь пядей во лбу», чтобы провести параллель с происходящими в то время событиями в Америке.

То же самое можно сказать и о его героях. Они никогда не были «положительными» в полном понимании этого слова, Им были знакомы слабости и колебания, порой они шли на компромиссы, но оказавшись в сложной ситуации, всегда становились на сторону Добра. Выбирая между буквой и духом закона, они всегда предпочитали второе, руководствуясь совестью, здравым смыслом и стремлением к справедливости. Именно Сигелу американский кинематограф обязан появлением нового типа современного героя, образ которого впоследствии был неоднократно использован в фильмах других режиссеров. Что же касается работ самого Сигела, то большинство его картин по прежнему пользуется успехом у зрителей. И это несмотря на то, что последняя из них «Дурной глаз!» датирована 1982 годом.

И. Звегинцева

Фильмография:

  • к/ф «Гитлер жив «(Hitler Lives?),
  • к/ф «Звезда в ночи» (Star in the Night), 1945;
  • «Вердикт» (The Verdict), 1946;
  • «Большая кража» (The Big Steal),
  • «Ночь за ночью» (Night unto Night), 1949;
  • «Поединок на Серебряном ручье» (The Duel at Silver Creek),
  • «He время для цветов» (No Time for Flowers), 1952;
  • «Китайская авантюра» (China Venture),
  • «Считай часы» (Count the Hours), 1953;
  • «Частный ад 36» (Private Hell 36),
  • «Бунт в тюремном блоке 11» (Riot in Cell Block 11), 1954;
  • «Аннаполис, екая история» (An Annopolis Story), 1955;
  • «Преступность на улицах» (Crime in the Streets),
  • «Вторжение похитителей тел» (Invasion of the Body Snatchers), 1956;
  • «Малыш Нельсон» (Baby Face Nelson), 1957;
  • «Торговцы оружием» (The Gun Runners),
  • «Опознание» (The Line-up),
  • «Испанское дело» (Spanish Affair), 1958;
  • «Ha краю вечности» (Edge of Eternity),
  • «Человекищейка» (Hound-Dog Man), 1959;
  • «Пылающая звезда» (Flaming Star), 1960;
  • «Ад для героев» (Hell is for Heroes), 1962;,
  • «Убийцы» (The Killers), 1964;
  • «Бегущий путник» (Stranger an the Run), 1967;
  • «Блеф Кугана» (Coogan’s Bluff), 1968;
  • «Мэдиган» (Madigan),
  • «Смерть стрелка» (Death of a Gunfighrer), 1969;
  • «Два мула для сестры Сары» (Two Mules for Sister Sara), 1970;
  • «Попавший в ловушку» (The Beguiled),
  • «Грязный Гарри» (Dirty Harry), 1971;
  • «Чарли Варрик» (Charley Varrick), 1973;
  • «Черная ветряная мельница» (The Black Windmill), 1974;
  • «Стрелок» (The Shootist). 1976;
  • «Телефон» (Telefon), 1977;
  • «Побег из Алькатраса» (Escape from Alcatraz), 1979;
  • «Грубый покрой» (Rough Cut), 1980;
  • «Дурной глаз!» (Jnxedl), 1982.

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/147/sigel-don.htm