Скепси,-Фрэд

СКЕПСИ, Фрэд

Скепси, Фред (Schepisi, Fred) -Американский и австралийский режиссер, продюсер, сценарист. Родился 26 декабря 1939 года в Мельбурне, Австралия.

Свою профессию Фред Скепси выбрал рано. Увлечение кинематографом превратилось у него в «вечную любовь».  Придя в кино в возрасте пятнадцати лет, Скепси долгие годы мечтал о том, что когда-нибудь выступит в качестве режиссера, но ему катастрофически не хватало опыта, и тогда предприимчивый юноша (благо деньги у него имелись — он выходец из обеспеченной семьи) в 1964 году организовывает собственную кинокомпанию — «Дом фильма», удовлетворившись ролью продюсера и организатора съемок.

В 1973 году он впервые решается на самостоятельную постановку — одного эпизода фильма-антологии — «Либидо». Работа получилась интересной, но должно было пройти еще два года, прежде, чем 37-летнему Фреду удастся добиться признания. Однако, его австралийская лента «Площадка для игр сатаны» произвела фурор не только на родине режиссера, но заставила говорить мировую кино — общественность о появлении на Зеленом континенте еще одного представителя «новой австралийской волны», чье творчество резко «выламывается» из привычных рамок развлекательного кино. Психологическая драма, рассказывающая о мучительных поисках своего места в обществе учеников католического колледжа, чья вера в бога все время подвергается сомнениям и искушениям, сразу же выдвинула Скепси в разряд самых перспективных австралийских режиссеров. Романтическая баллада «Песнь Джимми Блексмита»(1978) стала его последней работой, сделанной им на родине. Подобно многим своим коллегам он получил приглашение работать в Америке на самых выгодных условиях.

В 1982 году на экранах появилась его первая «американская» лента — «Барбароса». Поставив целью завоевать избалованную публику Нового Света, Скепси рискнул снять картину в самом «американском» жанре — вестерне. Для новоприбывшего выбор этого жанра, в котором амери канцы были традиционно сильны, выглядел дерзостью, и кто знает, как сложилась бы будущая карьера режиссера, обернись его дебют неудачей- Но этого не произошло, а убедительная игра Уилли Нелсона в роли свободолюбивого бандита и Гэри Бьюзи — деревенского ковбоя, ставшего напарником и подручным главного героя, превратила ленту из заурядного приключенческого фильма в романтическую сагу о мужской дружбе и чести. Снятая на фоне прекрасных пейзажей дикого Запада, картина была буквально пронизана духом свободы. Крепкий сценарий и динамичность действия также были отмечены благодарными зрителями, а сам режиссер, быстро завоевавший признание коллег, не успокоился на достигнутом, но решил доказать, что ему по плечу любой жанр. И потому для своей следующей ленты выбрал фантастическую историю о неандертальце, замерзшем в глыбе льда в незапамятные времена и «размороженном» современными учеными. Но фантастическая подоплека событий быстро уступает в фильме место психологической драме, которую переживает и сам дикарь, оказавшись в совершенно чуждом и непонятном для него мире и антропологов этой роли снялся Генри Хаттон), решивший любой ценой спасти это существо от назойливого и опасного для жизни последнего любопытства своих коллегученых.

Казалось, подтвердив авторитет крепкого профессионала, Скепси мог успокоиться, но не таков характер этого человека — его следующая работа — «Изобилие» — это прежде всего драма человеческого одиночества и непонятости женской души. Игра Мерил Стрип (в роли бывшей участницы Сопротивления, которая никак не может приспособиться к компромиссам и конформизму послевоенной жизни,) поднялась до поистине трагедийных высот, и в этом была немалая заслуга Скепси, который сумел раскрыть драматическое дарование молодой актрисы.

Столь же угкдительна была Стрип и в другом фильме Скепси — «Крик во тьме», в основу которого была положена документальная история женщины, ждущей приговора за убийство собственного ребенка, убийство, которое она не совершала. Именно в фильмах Скепси, Мерил Стрип дано было сыграть едва ли не лучшие роли в своей карьере. Скепси любит и умеет работать с актерами, а они в свою очередь любят сниматься у него.

Комик Стив Мартин, написавший сценарий комедии «Роксана» по мотивам произведения Ростана о Сирано де Бержераке, долго уговаривал Скепси выступить в качестве режиссера, и не вина последнего, что фильм не получился — слабый сценарий и излишнее комикование Мартина — вот основные причины появления заурядной ленты. Трудно отнести к творческим достижениям Скепси и другую комедию — «Мистер Бейсбол», о приключениях огромного американского бейсболиста, приглашенного в японскую сборную. Впрочем на счету Скепси есть и более удачные примеры «смешного жанра». Например, комедия «Коэффициент интеллекта», где едва ли не самым главным действующим лицом становится сам Альберт Эйнштейн, устраивающий счастье своей племянницы, по настоящему остроумна и мила.

И все же самым интересным в творчестве Скепси остается психологическая драма. «Шесть ступеней отделения», и особенно «Русский дом» .   «Русский дом» — экранизация знаменитого романа Ле Карре, действие которой разворачивается в России, была едва ли не первой лентой о нашей действительности, где не было «клюквы», а блистательная игра актеров Шона Коннери и Мишель Пфайфер превращала политико-детективный триллер в историю непростой любви, возникшей между англичанином и русской. Но ведь любовь не признает границ, впрочем, как и сам Скепси, который одинаково успешно работает и в Австралии и Англии, Японии и США. Ведь то, о чем он говорит в своих фильмах, одинаково близко и понятно всем.                                                            И. Звегинцева

 Фильмография:

1973 —  «Либидо» (Libido),

1976 —  «Площадка для игр сатаны»

(The Devil’s Playground),

1978; «Песнь Джимми Блексмита»

(The Chant о! Jimmie Blacksmith),

1982 — «Барбароса» (Barbarosa),

1984; — «Замороженный» (Iceman),

1986; — «Изобилие» (Plenty),

l987 —  «Роксана» (Roxanne),

1988; — «Крик во тьме» (A Cry In The Dark),

1990 —  «Русский дом»(The Russia House),

1992;-  «Мистер Бейсбол» (Mr. Baseball),

1993; — «Шесть степеней отделения»

(Six Degrees Of Separation),

1994.- «Коэффициент интеллекта» (f.Q.),

1996 — «Свирепые создания» (Furious creations)

2993 — «Семейные ценности (Family values)

2011 — «Глаз шторма» (The Eye of the Storm )

2013 — «Любовь в словах и картинах»

(Words and Pictures)

2018  — «Андорра» (Andorra )

 

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/149/skepsi-fred.htm