Скотт,-Ридли

СКОТТ, Ридли

Скотт, Ридли (Scott, Ridley) — Английский режиссер, продюсер, сценарист. С начала 80-х гг. работает в Америке, в основном как независимый режиссер. Родился 30 ноября 1937 г. в Саут Шилдс (Англия).Три года учился в школе искусств города Уэсг Хартлпул, затем продолжил образование в Королевском колледже искусств, где приобрел профессию дизайнера. Работал на телевидении Би-Би-Си, сначала дизайнером, затем — режиссером. Поставил несколько фильмов для популярных телесериалов «Z-cars» и «Осведомитель». В конце 60-х годов основал собственную фирму и занялся производством рекламы. В течение 10 лет снял около 3.000 рекламных роликов, получивших множество призов на различных кинофестивалях. Работа в рекламе сформировала художественный стиль Скотта, активно использующего современные технологии. Его всегда отличало пристрастие к красивому «живописному» кадру, первостепенное значение в котором, как правичо, имеет освещение. В поисках необходимых визуальных эффектов Скотт нередко сам становится к камере.

Основные черты творческого почерка этого режиссера наглядно проявились в его ранних фильмах «Чужой» и «Бегущий по лезвию бритвы». Когда Скотт приступил к съемкам «Чужого», на экраны уже вышли «Близкие контакты третьего вида» Спилберга и «Звездные воины» Лукаса, пробудившие в зрителях интерес к космической тематике. Однако европеец Скотт не желал довольствоваться лубочным изображением космоса, предлагаемым Лукасом. Его фильм «Чужой», рассказывающий о том, как на борт космического корабля проник агрессивный представитель внеземной цивилизации, был построен значительно изобретательнее, но оказался более жестоким и кровавым. Достаточно сказать, что пришелец из космоса (Чужой) по ходу действия уничтожил 8(!) космонавтов. Фильм пользовался огромным успехом и получил в 1980 г. «Оскар» за спецэффекты. Пессимистический взгляд на взаимоотношения с космическими пришельцами отразился и в фильме «Бегущий по лезвию бритвы», где действие сконцентрировано вокруг непримиримой борьбы землян с засылаемыми с других планет человекоподобными роботами (репликантами). Трюковые съемки, великолепный актерский ансамбль, впечатляющий, хотя и страшный образ будущего привлекли к фильму внимание зрителей.

Ранние картины Ридли Скотта оказали огромное влияние на формирование кинематографической моды 80-90-х годов. Три продолжения имел «Чужой». А популярный в конце 90-х гг. фантастический триллер «Люди в черном»по сути дела развивал идеи и образы «Бегущего по лезвию бритвы». Кстати, сам Скотт довольно быстро охладел к фантастике. И когда ему предложили снять вторую серию «Чужого», отказался, поставив вместо него фильм «Легенда» по сюжету Кокто «Красавица и чудовище», в котором Том Круз исполнил роль повелителя леса, побеждающего принца тьмы.

Триумфально начавшаяся карьера Скотта к концу 80-х годов вошла в обычную голливудскую колею. Он снял два полицейских фильма — «Кто-то. наблюдает за мной» и «Черный дождь». Действие первого разворачивается в богатом доме на Манхеттене. Неизвестный преступник угрожает жизни его хозяйки. Так в ее жизни появляется полицейский офицер, становящийся для нее больше чем охранником. Фильм получил благожелательные отклики прессы. Наряду с операторской работой и актерской игрой особо выделялись интерьеры дома, в котором проходили съемки. В их создании проявился богатый опыт Скотта-дизайнера. «Черный дождь» он снимал в Японии, рассказав в нем о двух американских полицейских, ввязавшихся в войну с боссами преступного мира Осаки. Фильм удачно вписался в контекст криминального жанра, ничем особым из него не выделяясь.

Ридли Скотт вновь заставил го ворить о себе в самом начале 90-х г., когда на экраны вышел «фильм дороги» «Телма и Луиза». Он был провозглашен критикой эталоном феминистского кинематографа- Это привело режиссера в немалое смущение. Ведь после «Черного дождя» на него посыпались обвинения в сексизме, приверженности насилию и кровожадности. Между тем, Скотт всегда относился к женщинам-героиням с предельным почтением. Неслучайно, в фильме «Чужой» главным персонажем является женщинаастронавт Рипли, Ей одной удается избежать гибели и вернуться на землю. Еще отчетливее эта феминистская направленность проявилась в ленте «Солдат Джейн», героиня которой Джордан О’Нил задалась целью доказать право женщин служить в спецвойсках. Фильм получился настолько жестоким, что временами провоцирует неприятие, граничащее с протестом. Впрочем, в конце концов стремление героини встать вровень с мужчинами и ради этого не побоявшейся поставить на себе суровый эксперимент вызывает понимание.

Ридли Скотт, кажущийся не просто современным, а ультрасовременным режиссером, активно интересуется и прошлом. К 500-летию открытия Америки им был создан фильм «1492», посвященный личности легендарного Христофора Колумба. (Кстати, биография кинорежиссера начиналась с костюмного фильма «Дуэлянты», в котором нравы наполеоновской Франции раскрывались через острое противостояние двух офицеров).

Простолюдин, завоевавший симпатии самой королевы, романтик, достигший воплощения своей мечты — Христофор Колумб в фильме Скотта личность в высшей степени притягательная. Человечность — вот что привлекает в этом персонаже, жившем в эпоху великих географических открытий. Французский актер Ж. Депардье сделал все, чтобы приблизить своего героя к современным зрителям.

Тематика фильма, большое количество «морских» съемок позволили Ридли Скотту в полную меру реализовать свой живописный талант. Каждый кадр — будь то пейзаж или крупный план — исполнен необыкновенной экспрессии и красоты. Закаты, туманы, искрящаяся от солнца поверхность воды, таинственный полумрак джунглей создают атмосферу, помогающую в полную меру осознать величие «открытия» Колумба.

Отдавая предпочтение образу, «картинке», Скотт не забывает и об актерах, Это он открыл для кино Сигурни Уивер, Дэрил Ханну, Шон Янг, Бреда Питта и заставил взглянуть по-новому на творчество таких известных исполнителей, как Харви Кейтел, Майкл Дуглас, Рутгер Хауэр, Сьюзен Сарэндон, Джина Дэвис.

Ридли Скотт оказал огромное влияние на эстетику кино 80-90-х годов. Прежде всего он доказал плодотворность работы в рамках независимого, а не студийного производства. Умение находить новые повороты делают его творчество чрезвычайно разнообразным и динамичным. И тем не менее есть одно качество, которое сближает его фильмы — это пессимизм. Насилие, которое присутствует во всех его работах, обусловлено крайне пессимистическим взглядом на природу человека и его историю. По поводу фильма «1492» он сказал: «Стоит всем оглянуться назад и выучить уроки прошлого. Но мы этого не делаем. А жаль.»                                                        Г. Краснова

Фильмография:

  • «Дуэлянты» (The Duellists), 1977;
  • «Чужой» (Alien), 1979;
  • «Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner), 1982;
  • «Легенде» (Legend), 1986;
  • «Кто-то наблюдает за мной» (Someone to Watch Over Me), 1987;
  • «Черный дождь» (Black Rain), 1989;
  • «Телма и Луиза» (Thelma & Louise) 1991
  • «1492», 1992;
  • «Белый шквал» (White Squall), 1995;
  • «Солдат Джейк» (G.I.Jane), 1997;
  • «Гладиатор» (Gladiator), 1999.

Ганнибал (2001)Hannibal

Черный ястреб (2001)Black Hawk Down

Великолепная афера (2003)Matchstick Men

Царство небесное (2005)Kingdom of Heaven

Невидимые дети (2005)All the Invisible Children

Хороший год (2006)A Good Year

Гангстер (2007)American Gangster

Совокупность лжи (2008)Body of Lies

Робин Гуд (2010)Robin Hood

Прометей (2012)Prometheus

Советник (2013)The Counselor

Ватикан (ТВ, 2013)The Vatican

Исход: Цари и боги (2014)Exodus: Gods and Kings

Марсианин (2015)The Martian

Чужой: Завет  ( 2017)Alien: Covenant

Все деньги мира (2017)All the Money in the World