Стрерджес,-Джон

СТЕРДЖЕС, Джон

Стерджес, Джон (Sturges, John) Родился 3 января 1910 г. в г. Оак-Парк (штат Иллинойс), умер 18 августа 1992 г. в СентЛуис Обиспо (Калифорния).

Схожие мысли и чувства рождают  лучшие фильмы Джона Стерджеса, ярким метеором пронесшегося по американскому кино-небосклону 50-х — десятилетия славы Хемингуэя, увенчанного Пулигцеровской и Нобелевской премиями.  Стерджес в то время уже не был новичком в киноискусстве. В 1945-м он вместе с У. Уайлером снял документальный фильм «Сандерболт», после чего приключенческие ленты и вестерны выходили у Стерджеса по нескольку картин в год. Однако критика обратила на него внимание лишь десятилетие спустя, когда вышел «Плохой день в Блэк-Роке» — экранизация одноименного романа Майкла Ниала, опубликованного и на русском языке.

Нагнетание подробностей, ничего не проясняющих, хотя и зловещих, угрожающая неопределенность напоминает начало рассказа Э. Хемингуэя «Убийцы». Мак-Риди (Спенсер Трэйси) оказывается в положении официанта Джорджа, с которым двое наемных убийц ведут издевательский диалог. Но Мак-Риди — не Джордж, он — другой породы, из тех, кто не отступит. Смелость героя производит впечатление на жителей городка, которых он обвинил в трусости. Брожение нарастает и, чтобы закрепить наметившийся перелом в психологии обывателей, Мак-Риди дает бой шайке бандитов. И побеждает. Теперь он может уезжать — горожане, воспрянув духом, сами расправятся со своими обидчиками. В 1954-м — последнем году торжества маккартизма, эта картина воспринималась и как политическая притча.

Следующим успехом стало прямое обращение к творчеству Хемингуэя в фильме «Старик и море». Удача Стерджеса во многом объяснялась тем, что на роль героя был приглашен все тот же Спенсер Трейси, Стерджес дал актеру много крупных планов, каждый из которых приот крывает в герое что-то новое. Лицо Сантьяго то умиротворенное, то испуганное, то злое, Только сентиментальным оно не бывает никогда. «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» — эти слова из повести положены в основу филь-ма, предельно гуманистического по своему звучанию.

Как это ни парадоксально, но в историю кино Джон Стерджес вошел не этими произведениями, увенчанными премиями престижных кинофестивалей, а фильмом «Великолепная семерка», пользовавшимся бешеным успехом у зрителей всего мира. Как и «Плохой день в БлекРоке», «Перестрелка в O.K. корале», «Побег из форта Браво» и многие другие картины этого режиссера, «Великолепная семерка» относится к вестернам — жанру чисто американскому, пришедшему в кино из фольклора, ковбойских легенд, из литературы прошлого века. Это — особый мир, со своими канонами, переступить которые — значит выбить из-под него опору, подразумевающую четкое разфаничение героев и злодеев, постоянство эпитетов и метафор.

«Великолепная семерка» принадлежит к лучшим, классическим образцам жанра, благодаря таланту ее создателей. К тому же фильм — американский римейк знаменитого японского шедевра Акиры Куросавы «Семь самураев», Вероятно, именно, поэтому в картине отсутствует обычный для вестерна в CШA налет оптимизма, когда борьба «хороших» и «плохих» парней непременно венчается счастливим концом. Разгромив бандитов, но потеряв при этом четырех товарищей, двое оставшихся снова уезжают в никуда, такими же бездомными бедняками, какими и приехали.

Хотя как будто нет ничего общего у этих вольных ковбоев с хемингуэевскими героями «потерянного поколения», их роднит одинаковый жизненный подход: справедливость и чувство собственного достоинства — превыше всего. Пусть даже победитель не получает ничего. В том числе и сам режиссер. Он проработал в кинематографе еще полтора десятка лет, но ничего равного тому, что рассмотрено, уже не создал. Меткая хемингуэевская фраза оказалась пророческой и для него.                                 Е. Карцева

Фильмография:

• «Сандерболт» (Thunderbolt), 1945;

• «Человек, который осмелился» (The Мал Who Dared),

«Преследуемый» (Shadowed), 1946;

• «Прозвище: мистер Сумерки» (Alias Mr.Twilight),

«Ради любви Расти» (For the love of Rusty);

• «Пасечник» (Keeper of the Bees), 1947;

• «Выигрывает лучший» (Best Man Wins),

«Знак Овна» (The Sign of the Ram), 1948;

• «Шагающие холмы» (The Walking Hills), 1949;

• «Таинственная улица» (Mystery Street);

• «В ловушке» (The Capture),

«Великолепный янки» (The Magnificent Yankee),

«Боковой удар справа» (Right Cross), 1950;

• «Добрая леди» (Kind lady);

• «Обвиняется O’Xopa» (People Against О’Нага),/

новелла в фильме «Это — большая страна» (It’s a Big Country), 1951;

• «Девушка в бепом» (The Girl in White), 1952;

• «Риск» (Jeopardy),

«Прочная компания» (Fast Company),

«Побег из форта Браво» (Escape from Fort Bravo), 1953;

• «Плохой день в БлэкРоке» (Bad Day at Black Rock),

«Под воду!» (Under Wafer), 1954;

• «Алый мундир» (The Scarlet Coat);

• «Ответный удар» (Backlash), 1955;

• «Перестрелка в О.К.корапе» (Gunfight at O.K. Corral), 1956;

• «Старик и море» (The Old Man and the Sea, картину начинал Фред Циннеман),

«Закон и Джек Уэйд» (The Law and Jack Wode), 1958;

1959 «Последний поезд из Ган Хилл» (The Last Train from Gun Hill),

Как бы мало нас ни было» (Never So Few),

• «Великолепная семерка» (The Magnificent Seven), 1960;

• «Охваченная любовью» (By Love Possessed);

• «Три сержанта» (Sergeants Three), 1961;

• «Девушка no имени Тамико» (A Girl Named Tamiko), 1962;

• «Большой побег» (The Great Escape), 1963;

• «Дьявольская бацилла» (The Satan Bug), 1964;

• «Тропа «Аллилуйя» (The Halleluiah Trail), 1965;

• «Час оружия» (Hour of the Gun), 1967;

• «Полярная станция Зебра» (Ice Station Zebra), 1968;

• «Отрезанные от мира» (Marooned), 1969;

• «Джо Кидд» (Joe Kidd), 1972;

• «Вальдес-полукровка»
(Valdez il mezzosongue) Ит.Исп.Фр., совместно с Дуилио Копетти, 1973;

• «Мак-Кью» (McQ), 1974;

• «Орел приземлился» (The Eagle Has Landed) ВБ, 1976.

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/157/sterdzhes-dzhon.htm