Тарантино,-Квентин

ТАРАНТИНО, Квентин

Тарантино, Квентин (Tarantino, Quentin)  Режиссер, сценарист, актер, продюсер. Родился 27 марта 1963 г. в Ноксвилле (штат Теннесси). Выходец из бедной семьи американского Юга, Тарантино с детства страстно любил кино. После окончания школы он работал в пункте видеопроката, который и послужил ему школой для изучения творчества самых разных режиссеров. В отличие от «архивных крыс» предыдущего поколения типа Богдановича, проведших свои годы учения в фильмотеках, Тарантино воспринял кино с телевизионного экрана. Это и определило его преимущественный интерес к сюжету и событийным элементам жанра, в то время как эстеты большого экрана были прежде всего заворожены монтажом, атмосферой кадра и деталями, из которых кадр складывается.

Тарантино начал с писания сценариев, затем в 1992 г. выпустил на экран собственный фильм «Бешеные псы», в котором переизбыток на реально-собьтшном уровне крови, жестокости, убийств и ненормативной лексики «снимается» и переводится в пародийный план постоянными ассоциативными отсылками к традиции американского гангстерского фильма от «Асфальтовых джунглей» Хьюстона до фильмов Скорсезе, Картина привлекла внимание публики необычным сочетанием страшного и приземленного, когда с одной стороны жестокость перехлестывает болевой порог восприятия, а с другой — все, что ею не является, подано сниженно-повседневно и вызывает своей доходящей до абсурда банальностью либо смех, либо ощущение особой зловещести.

Второй фильм, «Бульварное чтиво», увенчанный «Золотой пальмовой ветвью» Каннского фестиваля в 1994 г., был выполнен в схожем ключе, однако степень его «реализма» по сравнению с предыдущим сведена до минимума. О стилизованности и пародийности картины говорит хотя бы название, подразумевающее, что речь в ней идет о мире, некогда рожденном к жизни массовыми журнальчиками, печатавшимися на ноздреватой, низкого качества бумаге, произведенной из превращенной в пульпу макулатуры (Pulp Fiction).

Первое, что привлекает внимание зрителя, — это композиция фильма.

Представляющего собой несколько прихотливо соединенных вместе новелл. (Он получил премию Американской киноакадемии именно за сценарий). В результате получилась сложная конструкция, где даже обрамляющая фильм новелла не совпадает хронологичски ни с концом ни с началом цепи событий, в которых участвуют два общих для всех новелл персонажа (их играют Джон Траволта и Сэмюэл Джексон). Сами новеллы также расположены вне хронологичской последовательности описываемых в них событий, так что начало и конец запрятаны где-то в середине фильма. в результате достигается эффект замкнутой в кольцо дурной бесконечности, не имеющей ни начала, ни конца, где герой, даже погибнув в одном эпизоде, возникает в следующем, по фабульному времени предшествующем. Сами же эпизоды воспроизводят в пародийном ключе общие места массовой литературы и кино наподобие коллажей и стилизаций раннего Годара (Тарантино считает Годара одним из источников собственного стиля, даже его производственная компания имеет название раннего пиаровского фильма «Банда на отшибе»).

Другая особенность режиссерского стиля Тарантино — диалог, часто не имеющий отношения к драматической ситуации, достоверный в мелких деталях и при этом своей приземленностью контрастирующий с жестокостью поступков, которые в свою очередь благодаря пародийному снижению делают сопровождающий их диалог не столько зловещим, как в «Бешеных псах», сколько абсурдным и гротескносмешным.

Недостаток реального человеческого содержания режиссер пытается восполнить введением в свои фильмы неких метафизических мотивов, вроде темы жертвенности и предательства в «Бешеных псах», связанной с внедренным в шайку грабителей полицейским, «мистером Оранжевым» (Тим Рот) и рассуждений о наказании и покаянии, вложенных в уста одного из киллеров в «Бульварном чтиве» (Сэмюэл Джексон), однако это выгядит неорганично. Постмодернистская же сосредоточенность на тексте как таковом, пародийно соотнесенном с другими текстами, приводит к самоповтору и быстро приедается, что продемонстрировал с треском провалившийся сборник киноновелл «Четыре комнаты» (1995), один из эпизодов которого снял Тарантино. Следующий за этим фильм режиссера «Джеки Браун» (1997) был уже выдержан в более традиционной стилистике криминального жанра, ничем особенно из него не выделяясь.                                                                                             А. Дорошевич

Фильмография:

1992 — «Бешные псы» (Reservoir Dogs),

1994 — «Бульварное чтиво» (Pulp Fiction),

1995 — новелла «Человек из Голливуда»

(The Man from Hollywood) из фильма «Четыре комнаты» (Four Rooms), 1995;

1997 — «Джеки Браун» (Jackie Brown)

2003 — Убить Билла (Kill Bill: Vol. 1  )

2004 — Убить Билла 2 (Kill Bill: Vol. 2 )

2005 —  Город грехов (Sin City )

2007 —  Грайндхаус (Grindhouse )

2007 — Доказательство смерти (Death Proof )

2009 — Бесславные ублюдки (Inglourious Basterds )

2012 — Джанго освобожденный (Django Unchained  )

2015 — Омерзительная восьмерка (The Hateful Eight )

 

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/160/tarantino-kventin.htm