Уайлер-Уильям

УАЙЛЕР, Уильям

Уайлер, Уильям (Wyler, William)  Американский режиссер, оператор, сценарист, продюсер, выходец из Европы. Родился I июня 1902 г. в Эльзасе, умер 28 июня 1981 г.

Уайлер проработал в кино более полувека. С глубоким психологизмом он отразил в своих фильмах социально острые проблемы американского общества 30-х — 50-х годов, романтически одухотворенно воплотил на экране литературную классику, с проникновенно-горькой интонацией рассказал о второй мировой войне, с тонким юмором и лиризмом ставил мелодрамы и комедии, имеющие успех у зрителя и сегодня. На его произведениях учились лучшие режиссеры США и Европы, а теоретики кино, подобно А Базену, досконально анализировали новаторство его киноязыка.

Путь мастера к славе был долгим и трудным. Его отец — коммерсант хотел сделать из сына экономиста и отдал его учиться в Высшую коммерческую школу в Лозанне. Но Уайлер, бесповоротно решивший посвятить себя кино, при поддержке своего родственника, президента кинофирмы «Юниверсл», бросил коммерцию и переселился из Европы в Америку. Сначала жил в Нью-Йорке, а в 1921 переехал в Голливуд. Перепробовав множество вспомогательных кинематографических профессий, он становится режиссером в небольшой фирме «Мустанг», где снимает двухчастевые, а затем пятичастевые вестерны. Раздобыв деньги у приехавшего в Голливуд брата, в 1928 г. ему удается поставить полнометражную комедию «Кто-нибудь из вас видел Келли?» — о француженке, разыскивающей американского солдата, в которого она влюблена. Лента, полная легкого юмора, с живым действием, имевшая успех как в США так и в Европе, убедила продюсеров в способностях и таланте режиссера. Теперь Уайлер обрел возможность снимать фильмы разных жанров с известными актерами, но без выбора сценария. И только в 1938 г. он получает наконец первую режиссерскую категорию и связанное с ней право выбора сценария. В этом же году Уайлер выпускает фильм «Адвокат» — экранизацию популярной пьесы Э. Раиса, шедшую на Бродвее, изобилующую правдивыми зарисовками повседневной жизни. Именно этот момент — достоверность среды определил для него выбор пьесы. Режиссер раздвинул замкнутую сценическую площадку, использовал динамично передвигающуюся камеру, воссоздав правдивый фон американского быта.

Затем реалистическую и социально правдивую литературную основу он находит в творчестве Л. Хеллман и снимает фильм «Эти трое» (1936) по ее произведению «Час детей». Несмотря на голливудскую цензуру, против которой он боролся всю жизнь, оставргешую в сценарии лишь любовный треугольник, Уайлер мастерски создает на экране удушающий быт провинции, губительный для ее обитателей, погрязших в сплетнях и взаимной злобе. Но наиболее сильное социальное и психологическое звучание отличает другой — лучший фильм Уайлера по Хеллман — «Лисички» (1941), в котором помимо идейного напряжения, в полной мере выразились и важнейшие завоевания режиссера в области киноязыка. Здесь им широко исполь зовались глубинные мизансцены, придавшие театральной пьесе кинематографическую динамику и выразительность. Совместно со своим единомышленником, талантливым оператором Г. Толендом в фильме была блестяще разработана пластика кадра, что помогло ярко выразить глубину взаимоотношений персонажей. В «Лисичках», как впрочем и в других фильмах, Уайлер проявил себя непревзойденным «актерским» режиссером, создав вместе с Бэтт Дэвис одну из интереснейших ролей актрисы — образ Реджины, алчной женщины, ради богатства убивающей своего мужа. Социальной проблематике посвящены многие его картины, созданные в разные годы. Это и фильм «Тупик» (1937) по сценарию Хеллман, написанный ею по пьесе С. Кингсли, и «Керри» (1952) по роману Т. Драйзера «Сестра Керри» (1952). и «Час детей» (1962) по Хеллман и «Освобождение» Л.Б. Джонса (1970) по роману Д.-Х. Форда и др.

Наряду с интересом к общественной тематике, Уайлер успешно работал над инсценировкой литературной классики, создав образы романтических, чуждых расчета и корысти, героев. Работая с Толендом, он снимает «Иезавель» (1938) по пьесе О. Дэвиса, младшего, «Грозовой перевал» (1939) по роману Э. Бронте, «Наследница» (1949) по роману Г. Джеймса «Вашингтон сквер». В фильме «Иезавель» на многоплановую и психологически сложную роль была приглашена Бэтт Дэвис, получившая за нее «Оскара». Ее пылкая и страстная героиня, наказывающая себя за гордыню, с жертвенным благородством следует за смертельно больным возлюбленным, пытаясь облегчить его страдания.

«Грозовой перевал» — бунтарское и одновременно трагедийное произведение во многом своим успехом так же обязано актерской игре. Лоуренс Оливье, не без колебаний давший согласие на участие в фильме — стал центром произведения. Уайлер помог замечательному театральному актеру, которому были подвластны романтическая страстность и философская мысль, стать киногероем. Драматизм фильма был усилен изобразительной стороной. Чувства героев находились в органической связи с дикими пейзажами, мрачными замками, бушующей стихией. Оливье стал любимцем публики и Уайлер, уже много лет спустя, пригласил его на роль Герствуда в фильме «Керри», которую Лоуренс сыграл в эволюции — от точки взлета его судьбы до полного падения.

Несмотря на то, что большая часть фильмов Уайлера имела зрительский.успех, особенно прославил его показ войны и ее последствий, Уже первая лента — «Миссис Минивер» (1942) — о летчике, сбитом над Англией и попавшем в дом простой английской женщины, оказалась самой доходной картиной 1942 года. Уайлер был признан лучшим режиссером этого года и получил «Оскара», который приняла его жена, так как он находился на фронте, откуда вернулся лишь в 1945-м. Сам же он к этому фильму был настроен критически и считал, что во многом дал облегченное представление о войне. Исправиться ему удалось в следующей картине, ставшей шедевром американского кино — «Лучшие годы нашей жизни» (1946). В ней Уайлера интересовала правда и только правда. Он выделил два четких и тесно связанных конфликта, в которые вступают трое вернувшихся с войны мужчин: между человеком и обществом и — семейно-личный. Эл (Фредерик Марч), Гомер (Гарольд Рассел) и Фред (Дана Эндрюс), вернувшись домой остро почувствовали, что лучшие качества, которые помогли им выжить на фронте, в послевоенной Америке остались невостребованными. Поэтому страшные годы войны для бывших солдат оказались лучшими в их жизни. Атмосфера фильма была предельно достоверной. Декорации городка Буна явились копией среднезападного американского города, так же как и дома, обстановка квартир, одежда героев, специально купленная в обычном универмаге. В фильме много натуры, особенно удачной находкой стало кладбище самолетов, которое Уайлер увидел в Онтарио. Естественность действия возникала в картине за счет использования глубинных мизансцен, плавного перехода одного эпизода в другой, сокращения числа планов, многие художественные проблемы решались прямо на съемочной площадке. Простота изобразительной формы, упор на психологическую точность актерского исполнения приобрели в этой ленте законченность и совершенство. Фильм получил «Оскара» и множество других наград, прошел по экранам мира, пользовался огромным зрительским успехом.

В период маккартизма и в последующие годы Уайлер отходит от общественных тем и предпочитает работать в коммерческих жанрах. Особенным успехом пользовались и пользуются по сей день его лирические современные «сказки» о Золушках, созданные о огромным художественным вкусом, юмором и добротой — «Римские каникулы» (1953) и «Смешная девчонка» (1968), Первая — об истории любви наследницы престола и простого американского журналиста. В этой, снятой целиком на натуре, на улицах Рима, картине Уайлер «открыл» талант обаятельной, полной лиризма и прелести юности Одри Хепберн, сыгравшей роль принцессы Анны и получившей за нее «Оскара». Во второй — экранизации бродвейского музыкального спектакля, с не меньшим успехом впервые на экране выступила другая «зажженная» им звезда Барбра Стрейзанд, воссоздавшая историю знаменитой актрисы мюзик-холла Фанни Брайс.

Начавший работать на заре звукового кино, Уайлер был обаятельным и скромным человеком и никогда громко не заявлял о своих достижениях в области режиссуры, тогда как на самом деле его фильмы, такие как «Лисички» или «Лучшие годы нашей жизни», стали классикой режиссерского мастерства. Когда же его упрекали, особенно в последние годы, в отсутствии единого стиля он отвечал: «Я думаю, что стиль фильма определяет сюжет».

Первой женой Уайлера была актриса Маргарет Салливан. Супружество оказалось неудачным, прожив вместе два года они развелись. В 1938 году он женился на актрисе и журналистке Маргарет Таллишет, она отказалась от собственной карьеры и родила пятерых детей.                                                                                           Т. Царапкина

Фильмография:

• «Кто-нибудь из вас видел Келли?» (Anybody Here Seen Kelly?), 1928;

• «Вымогательство» (TheShakedown); «Любовная ловушка» (The Love Trap), 1929;

• «Герои ада» (Hell’s Heroes), «Буря» (The Storm), 1930;

• «Разделенный очаг» (A House Divided), 1931;

• Том Браун из Калвера» (Tom Brown ol Culver), 1932;

• «Ее первая любовь» (Her First Mate); «Адвокат» (Counsellor at Law), 1933;

• «Очарование» (Glamour), 1934;

• «Добрая фея» (The Good Fairy), «Веселый обман» (The Gay Deception), 1935;

• «Эти трое» (These Three); «Додозорт» (Dodsworth), «Придите и возьмите» (Come and Get it), 1936;

• Тупик» (Dead End), 1937;

• «Иезавель» (Jezebel), 1938;

• «Грозовой перевал» (Wuthering Heights), 1939;

• «Человек с Запада» (The Westerner), «Письмо» (The Letter), 1940;

• «Лисички» (The Little Foxes), 1941;

• «Миссис Минивер» (Mrs. Miniver), 1942;

• д/ф «Мемфисская красотка» (Memphis Belle), 1944;

• «Лучшие годы нашей жизни» (The Best Years of our Lives), 1946, д/ф «Сандерболт» (Thunderbolt), 1947;

• «Наследница» (The Heiress). 1949;

• «Детективная история» (Detective Story), 1951;

• «Керри» (Carrie), 1952;

• «Римские каникулы» (Roman Holiday), 1953;

• «Часы отчаяния» (The Desperate Hours), 1955;

• «Дружеское увещевание» (Friendly Persuasion), 1956;

• «Большой край» (The Big Country) 1958;

• «Бен-Гур» (Ben-Hur), 1959;

• «Час детей» (The Children’s Hour), 1962;

• «Коллекционер» (The Collector), 1965;

• «Как украсть миллион» (How to Steal a Million), 1966;

• «Смешная девчонка» (Funny Girl), 1968;

• «Освобождение Л.Б Джонса» (The Liberation of L.B.Jones), 1970.

Источник: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/film-director/articles/163/uajler-uilyam.htm